Начало: Духовные стороны христианства |
О том, когда Христос был так назван?
Ум соединился с Богом Словом не прежде Воплощения от Девы и не с того
времени был назван Христом, как некоторые ложно говорят. Это - нелепость
пустых речей Оригена, который ввел догмат о предсуществовании душ. Мы же
утверждаем, что Сын и Слово Божие сделалось Христом с тех пор, как вселилось
во чреве Святой Приснодевы и, не изменившись, сделалось плотию, и плоть была
помазана Божеством. Ибо это - помазание человечества, как говорит Григорий
Богослов. А также и святейший Кирилл Александрийский пишет к царю Феодосию
следующее: "Ибо я, со своей стороны, утверждаю, что не должны быть называемы
Христом Иисусом ни Слово, Которое рождено от Бога без человечества, ни, в свою
очередь, храм, рожденный от жены, если он не соединен со Словом. Ибо Слово,
Которое от Бога, таинственным образом возымевшее общение с человечеством согласно с обусловленными целями Домостроительства соединением, мыслится Христом". И к царицам он так писал: "Некоторые говорят, что имя "Христос" приличествует даже взятому в отдельности и особо - Самому по Себе мыслимому и
существующему, рожденному от Бога Отца, Слову. Мы же не так научены думать
или говорить, ибо, когда Слово сделалось плотию, тогда Оно, говорим, и было
названо Христом Иисусом. Ибо так как Оно было помазано от Бога и Отца "елеем
радости" (Пс. 44, 8) или Духом, то посему, конечно, и называется Христом. А что
помазание было совершено в человечестве, никто из тех, которые привыкли правильно
думать, не мог бы усомниться". А также и всеславный Афанасий в слове о спасительном пришествии Христа говорит почти так: "Бог, Который существовал прежде,
до пришествия во плоти, не был человеком, но был Богом у Бога, будучи невидимым и бесстрастным. Когда же Он сделался человеком, то по причине плоти
принял Себе имя Христос, так как этому имени сопутствует страсть и также
смерть".
А если Божественное Писание и говорит: "посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости" (Пс. 44, 8), то должно знать, что Божественное Писание часто употребляет прошедшее время вместо будущего, каково, например, это изречение: "После того Он явился на земле и обращался между людьми" (Вар. 3, 38). Ибо, когда это говорилось. Бог еще не явился и не вступил в соединение с людьми. Таково же изречение: "При реках Вавилона, там сидели мы и плакали" (Пс. 136, 1), ибо это еще не произошло (до произнесения данных слов) (гл. 6, с. 203-205).
К тем, которые спрашивают: два ли естества родила Святая Богородица
и два ли естества висели на Кресте?
***** и *****, когда пишутся через одну букву *, суть свойства естества,
что именно обозначает несозданное и сотворенное; но ***** и ***** - что
именно произносится через две буквы **, то есть рожденное и нерожденное, суть
свойства не естества, а ипостаси. Божественное естество, конечно, несотворенно,
или несозданно, а все то, что есть кроме Божеского естества, сотворенно или произведенно. Итак, в Божественном и несозданном естестве созерцается: нерожденность - в Отце, ибо Он не был рожден, рожденность же - в Сыне, ибо Он вечно
рожден от Отца, а исхождение - во Святом Духе. Существа же, по времени первые
из каждого вида живых существ, нерожденны, но не несотворенны, ибо они были
произведены Творцом, а не родились от подобных. Ибо происхождение есть творение,
а (рождение) в отношении к Богу есть происхождение единосущного Сына от одного
только Отца; в отношении же к телам - происхождение единосущной
ипостаси, бывающее от соединения как мужчины, так и женщины. Откуда
мы узнаём, что рождение - свойство не естества, но ипостаси. Ибо если бы
оно было свойством естества, то не созерцалось бы в одном и том же естестве
рожденное и нерожденное. Итак, Святая Богородица родила Ипостась, познаваемую
в двух естествах, по Божеству, конечно, безлетно рожденную от Отца, а в последние дни, в определенное время, воплотившуюся от Нее и рожденную плотски.
Если же вопрошающие стали бы темно говорить, что Родившийся от Святой Девы есть с двумя естествами, то мы скажем: да, с двумя естествами, ибо Один и Тот же - Бог и человек. Подобным образом и относительно распятия на Кресте, и Воскресения, и Вознесения. Ибо это составляет свойство не естества, а Ипостаси. Итак, Христос, будучи в двух естествах, пострадал и был распят на Кресте тем естеством, которое было способно к страданию, ибо плотию Он висел на Кресте, а не Божеством. Ибо в противном случае ответят ли они утвердительно, если бы мы спрашивали: два ли естества умерли? Нет, скажем мы. Итак, не два естества и были распяты. Но родился Христос, то есть Божественное Слово, Которое вочеловечилось, родился плотию, был распят плотию, пострадал плотию, умер плотию, в то время как Божество Его осталось бесстрастным (гл. 7, с. 205-206).
Каким образом Единородный Сын Божий называется перворожденным?
Перворожденный - тот, кто родился первым: или единородный, или старший
из двух братьев. Итак, если бы Сын Божий назывался перворожденным, а единородным не назывался, то мы пришли бы к подозрению, что Он есть перворожденный из тварей, так как Сам был тварью. А так как Он называется и перворожденным,
и единородным, то должно в отношении к Нему сохранить и то и другое.
Мы,говорим, что Он есть "рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1, 15), так как
хотя и Сам Он - от Бога, также и тварь - от Бога, но Он Сам, Один только "бездетно" рожденный из сущности Бога и Отца, естественно будет назван Сыном
единородным - перворожденным, а не первосозданным. Ибо тварь - не из сущности
Отца, но Его волею приведена из небытия в бытие. "Первородным между многими братиями" (Рим. 8, 29) Он называется потому, что, будучи единороден,
и от Матери (так как Он, подобно нам, причастен "плоти и крови" (Евр. 2, 14) и сделался человеком, а через Него и мы сделались сынами Божиими, будучи усыновлены
через Крещение), Сам по естеству Сын Божий, Он сделался перворожденным
между нами, которые по усыновлению и благодати сделались сынами Божиими
и назвались Его братьями. Поэтому Он говорил: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу
вашему" (Ин. 20, 17). Не сказал: "Отцу нашему", но "Отцу Моему", без сомнения,
по естеству, и "Отцу вашему" по благодати. И: "... и к Богу Моему, и Богу вашему"
(Ин. 20, 17). И не сказал: "Богу нашему", но: "Богу Моему",- если ты, с помощью
тонких мыслей, разделишь то, что видимо, от того, что понимается умом,- и
"Богу вашему", как Творцу и Господу (гл. 8, с. 207-208).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |