Начало: Духовные стороны христианства |
Как, будучи сокрытым. Ты видишь и сохраняешь все? Как, нами не видимый. Ты видишь нас всех? Но познаешь Ты, Боже мой, не всех, кого видишь, но, любя, познаешь только тех, которые Тебя любят, и исключительно им одним Самого Себя являешь. Будучи Солнцем, сокрытым для всякой смертной природы. Ты восходишь в Твоих рабах, видим бывая ими, и они восстают в Тебе, бывшие прежде омраченными: блудниками, прелюбодеями, распутниками, грешниками, мытарями. Через покаяние они делаются сынами Твоего Божественного Света. Ведь Свет, конечно, рождает свет, поэтому и они делаются светом, чадами Божиими, как написано (Пс. 81, 6), и богами по благодати-те, которые отрекутся от суетного и обманчивого мира, без ненависти возненавидят родителей и братий, считая себя странниками и пришельцами в жизни; те, которые лишат себя богатств и имуществ, совершенно отвергнув пристрастие к ним; те, которые ради славы небесной от души возгнушаются пустой славой и похвалами людскими; те, которые отсекли свою волю и стали для пастырей как бы беззлобными овцами; те, которые стали мертвы телом ко всякому худому деянию, до пота трудясь над возделыванием добродетелей и руководясь в жизни одной только волей кормчего, через послушание умирая и опять оживая; те, которые, благодаря страху Божию и памяти смертной, во все дни и ночи проливают слезы и умно припадают к стопам Владыки, испрашивая милости и оставления грехов. Такие через всякое делание добра приходят в доброе состояние и, как повседневно плачущие и усердно стучащие, привлекают к себе милость. Частыми молитвами, неизглаголанными воздыханиями и потоками слез они очищают душу и, видя ее очищение, воспринимают огонь любви и огонь желания-увидеть ее совершенно очищенной. Но так как им невозможно найти конец Света, то очищение у них бывает бесконечным. Ибо сколько бы ни очистился и ни просветился я, жалкий, сколько бы ни увидел очищающего меня Святого Духа, мне всегда будет казаться, что это только начало очищения и видения, потому что в беспредельной глубине и в безмерной высоте кто может найти середину или конец? Я знаю, что Света много, но сколько-не знаю. Сильно желая все большего, я постоянно вздыхаю о том, что мне дано немногое (хотя оно и кажется мне многим) в сравнении с тем, что, как я догадываюсь, далеко отстоит от меня, чего я жажду, видя, и думаю, что ничего не имею, так как совершенно не ощущая данного мне богатства, хотя и вижу Солнце, однако не считаю его таковым. Каким же это образом?-слушай и веруй. То, что я вижу, есть Солнце, Которое невыразимо приятно для чувства; Оно влечет душу к неизреченной и божественной Любви. Душа же, видя Его, воспламеняется и горит любовью, желая всецело иметь внутри себя то, что является ей, но не может и поэтому печалится и уже не считает за благо видеть и ощущать Его. Когда же Видимый мною и никем не вместимый, как поистине неприступный, изволит помиловать сокрушенную и смиренную душу мою, тогда каким Он видится мне, сияя перед лицом моим, таким же блистающим становится Он видим во мне, весь исполняя меня, смиренного, всякой радости, всякого желания и божественной сладости. Это-внезапное превращение и чудная перемена, и невыразимо словами то, что во мне совершается. Ведь если бы кто увидел, что это видимое всеми солнце сошло внутрь его сердца и все вселилось в него, и так же светило бы, то не помертвел ли бы он от чуда и не сделался ли бы безгласным, и не изумились ли бы все, видевшие это? Если же кто увидит Творца солнца, наподобие светила светящим внутри себя, действующим и говорящим, то как не изумится и не содрогнется он от такого видения? Как не возлюбит своего Жизнеподателя? Люди любят подобных себе людей, когда они кажутся им несколько лучшими других; Творца же всех, единого бессмертного и всемогущего, кто, увидев Его, не возлюбит? Если многие, поверив от слуха, возлюбили Его, а святые даже и умерли за Него, и тем не менее они живы, то приобщившиеся видения Его и Света, Им познанные и Его познавшие, как они не возлюбят Его? Скажи, как ради Него не будут непрестанно плакать? Как не станут презирать мира и того, что в мире? Как не отрекутся от всякой чести и славы те, которые, став выше всякой славы и земной чести и возлюбив Владыку, нашли Того, Кто пребывает вне земли и всего видимого, Того, Кто сотворил все видимое и невидимое, и получили бессмертную Славу, имея в Нем без недостатка всякое благо? Также и всякое отпущение грехов и всякое желание вечных благ и вещей божественных, как богатство некое, они почерпнули из того же вечно живого источника, обильно насытиться которого Дай и нам, Владыко, и всем ищущим и горячо любящим Тебя, Дабы и мы также со святыми Твоими наслаждались вечными благами во веки веков. Аминь (59, 41-43).
Кто сможет, Владыко, поведать
о Тебе?
Заблуждаются неведущие Тебя,
ничего совершенно не зная;
Познавшие же верою Божество
Твое
Бывают одержимы великим
страхом и ужасаются от трепета,
Не зная, что сказать им о Тебе,
ибо Ты—превыше ума,
И все у Тебя неисчерпаемо
мыслью и непостижимо:
Дела и Слава Твоя, и познание
Твое.
Мы знаем, что Ты Бог, и Свет
Твой видим,
Но каков Ты и какого рода—
этого никто решительно
не знает.
Однако мы имеем надежду,
обладаем верою
И знаем ту Любовь, Которую Ты
даровал нам,
Беспредельную, неизреченную,
никоим образом невместимую,
Которая есть Свет,
Свет неприступный и все
совершающий.
Он называется то рукою Твоею,
то оком,
То пресвятыми устами, то Силою,
то Славою,
То познается, как прекраснейшее
лицо.
Он—солнце незаходимое
для высоких в познании
Божественного,
Он—звезда, вечно сияющая
для тех,
Которые не вмещают ничего
более.
Он противоположен печали,
прогоняет неприязнь
И совершенно истребляет
сатанинскую зависть.
В начале Он умягчает и, очищая,
утончает,
Прогоняет помыслы и сокращает
движения.
Он сокровенно научает смиряться
И не позволяет рассеиваться
и шататься.
С другой стороны. Он явно
отделяет от мира
И заставляет забыть все скорбное
в жизни.
Он и многообразно питает
и утоляет жажду,
И дарует силу хорошо
труждающимся.
Он погашает раздражение и печаль
сердечную,
Совершенно не позволяя гневаться
или возмущаться.
Когда Он убегает, уязвленные Им
гонятся за Ним
И с великою любовию от сердца
ищут Его.
Когда же Он возвратится, явится,
и человеколюбиво воссияет,
То внушает гонящимся уклоняться
от Него и смиряться
И, будучи многократно взыскуем
побуждает удаляться от страха
Как недостойным такого блага,
превосходящего всякую тварь.
О неизреченный и непостижимый
Дар!
Ибо чего только не делает Он
и чем не бывает!
Он—наслаждение и радость,
кротость и мир,
Милосердие беспредельное, бездна
благоутробия.
Он видится невидимо, вмещается
невместимо
И содержится в уме моем
неприкосновенно и неосязаемо.
Имея Его, я не созерцаю, созерцая
же, пока Он не ушел,
Стремлюсь быстро схватить Его,
но Он весь улетает.
Недоумевая и воспламеняясь,
я научаюсь просить
И искать Его с плачем и великим
смирением
И не думать, что
сверхъестественное возможно
Для моей силы или старания
человеческого,
Но—для благоутробия Божия
и беспредельной милости.
Являясь на краткое время и
скрываясь. Он
Одну за одной изгоняет страсти из
сердца.
Ибо человек не может победить
страсти,
Если Он не придет на помощь;
И опять же не все сразу изгоняет,
Ибо невозможно сразу воспринять
всего Духа
Человеку душевному и сделаться
бесстрастным.
Но когда он совершит все, что
может:
Нестяжание, беспристрастие,
удаление от своих,
Отсечение воли и отречение от
мира,
Терпение искушений, молитву
и плач,
Нищету и смирение, насколько
есть силы у него,
Тогда на краткое время как бы
тонкий и наималейший Свет,
Внезапно окружив ум его,
восхитит в исступление,
Но, чтобы не умер он, скоро
оставит его
С такою великою быстротою, что
ни помыслить,
Ни вспомнить о красоте Света
невозможно увидевшему,
Дабы, будучи младенцем,
не вкусил он пищи мужей
совершенных
И тотчас не расторгся или не
получил вреда, изблевав ее.
Итак, с тех пор
Свет руководствует,
укрепляет и наставляет;
Когда мы нуждаемся в Нем,
Он показывается и убегает;
Не тогда, когда мы желаем, ибо
это дело совершенных,
Но, когда мы находимся
в затруднении и совершенно
бессилеем,
Он приходит на помощь, восходя
издали,
И дает мне почувствовать Себя
в моем сердце,
Пораженный, задыхаясь, я хочу
удержать Его.
Но вокруг все—ночь. С пустыми
и жалкими руками,
Забывая все, я сижу и плачу,
Не надеясь в другой раз таким же
образом увидеть Его.
Когда, вдоволь наплакавшись,
я хочу перестать,
Тогда Он, придя, таинственно
касается моего темени,
Я заливаюсь слезами, не зная,
Кто это;
И тогда Он озаряет мой ум
сладчайшим Светом.
Когда же узнаю я. Кто это. Он
тотчас улетает,
Оставляя во мне огонь
божественной любви к Себе,
Который не позволяет ни
смеяться, ни смотреть на людей,
Ни принимать желания чего-либо
из видимого.
Мало-помалу через терпение он
разгорается и раздувается,
Делаясь великим пламенем,
достигающим Небес.
Его угашает расслабление и
развлечение домашними
заботами,
Ибо вначале присутствует и забота
о житейском;
Возвращает же молчание
и ненависть ко всякой славе
Скитание по земле и попрание
себя подобно навозу,
Ибо этим Он услаждается и тогда
благоволит соприсутствовать,
Научая этим всемогущему
смирению.
Итак, когда я стяжеваю это и
делаюсь смиренным,
Тогда Он бывает неразлучен
со мною:
Беседует со мною, просвещает
меня,
Взирает на меня, и я на Него
взираю.
Он и в сердце моем находится, и на
Небе пребывает.
Он изъясняет мне Писания
и умножает во мне знание,
Он научает меня таинствам,
которых я не могу изречь.
Он показывает, как Он восхитил
меня от мира,
И повелевает мне быть
милосердным ко всем,
находящимся в мире.
Итак, меня содержат стены
и удерживает тело,
Но я поистине, не сомневайся,
нахожусь вне их.
Я не ощущаю звуков и не слышу
голосов.
Я не боюсь смерти,
ибо я превзошел и ее.
Я не знаю, что такое скорбь, хотя
все опечаливают меня.
Удовольствия горьки для меня, все
страсти бегут от меня
И я постоянно ночью и днем
вижу Свет,
День для меня является ночью
и ночь есть день.
Я и спать не хочу, ибо это потеря
для меня.
Когда же меня окружают всякие
беды
И, казалось бы, низвергнут
и преодолеют меня;
Тогда я, внезапно оказываясь
со Светом вне всего
Радостного и печального,
и мирских наслаждений,
Наслаждаюсь неизреченной и
Божественной радостью,
Увеселяюсь красотою Его, часто
обнимаю Его,
Целую и поклоняюсь, питая
великую благодарность
К тем, кто дал мне возможность
видеть то, чего я желал,
И причаститься неизреченного
Света и сделаться светом,
И дара его приобщиться отселе,
И стяжать Подателя всех благ,
И оказаться не лишенным
и дарований душевных.
Кто привлек и направил меня
к этим благам?
Кто возвел меня из глубины
мирской прелести?
Кто отделил меня от отца
и братии, друзей
И сродников, наслаждений
и радостей мира?
Кто показал мне путь покаяния
и плача,
По которому я нашел день,
не имеющий конца?
То был ангел, а не человек *,
Однако такой человек,
Который посмеивается над миром
и попирает дракона,
* Здесь преподобный Симеон говорит о своем духовном отце—Симеоне Студите, или Благоговейном.—Примеч. пер.
Присутствия которого трепещут демоны.** То есть духовный отец преподобного Симеона, о котором выше шла речь.—Примеч. пер.
Он вложил дерзновение в сердце моеПреподобный Симеон Новый Богослов (59, 157—164)*.
* Гимн 37. Учение с богословием о действиях Святой Любви, то есть Самого Света Духа Святого.предыдущий материал | оглавление | продолжение... |
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |