Начало: Духовные стороны христианства |
Дело учителя не только увещевать, но и молиться и молитвой помогать (ученикам), чтобы они не пали под тяжестью искушений и не были обмануты. Святитель Иоанн Златоуст (45, 340).
Если, исповедуя, что Бог есть, ты поступаешь, как мог бы поступить только думающий, что Бога нет, твое дело не обличает ли твоего слова, и твоя нравственность не опровергает ли утверждаемого тобой? Поэтому тем, что делаешь, исповедуй, что есть Бог, чтобы проповедовали это и слово твое, и нравственность твоя, и тогда слушатели поверят. Если же стоишь на слове, а нерадишь о том, что нужно делать, не соглашусь, что это слово... будет в состоянии убедить слушателей. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 475).
"... в чистоте"
Пока не побеждена мною, по возможности, плоть, пока не очищен ум, пока я не ближе других к Богу, считаю небезопасным принять на себя попечение о душах и посредничество между Богом и людьми, что составляет также и долг иерея. Святитель Григорий Богослов (11, 70).
Кому поручена Евангельская проповедь, тот не должен ничего приобретать для себя сверх необходимости. Святитель Василий Великий (6, 398).
Если бы кто из нас сохранил себя даже насколько возможно чистым от всякого греха, то не знаю еще, достаточно ли и этого для того, кто готовится учить других добродетели. Кому это вверено, тот не только не должен быть порочным (этим гнушаются и многие из подчиненных ему), но должен особенно отличаться добродетелью (11, 25).
Особенно вам, служители алтаря, советую не быть оком, исполненным тьмы, чтобы не оказаться первыми в порочной жизни. "Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Мф. 6, 23). Святитель Григорий Богослов (15, 200).
Учитель есть глаз в теле Церкви. Поэтому если он светел, будет светло и все тело, которым он правит и о котором прилагает надлежащее попечение. А если он темен, то есть делает достойное тьмы, то помрачается и почти все тело, потому что хотя некоторые из членов здоровы и выполняют, что им следует, и нисколько не терпят вреда от испорченности учителя, однако они не имеют столько же, как и он сам, силы, когда повреждение поедает главнейшие части тела и порок поощряет и прочих подражать наставнику, остающихся же здоровыми осуждает и всеми способами старается ввергнуть их в ту же болезнь. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 373).
Если приемлешь честь, взвесь силы твои, можешь ли понести эту тяжесть. Если не можешь поднять и понести её, не касайся, да не отяготит тебя, чтобы не пал и лежал под этим тяжким бременем, когда надо нести его. Надо иметь много глаз тому, кто хочет смотреть за многими. Надо научиться прежде управлять собой тому, кто хочет управлять другими; исправить себя тому, кто хочет исправлять других; учить себя тому, кто хочет учить других. Надо быть "светом", если хочет просвещать других; быть "солью", если хочет растворять других. Надо быть чистым образом и зеркалом, в которое многие будут смотреть; быть отцом, который отечески заботится о детях своих. Святитель Тихон Задонский (104, 1612).
Однажды святитель Василий Великий сказал своим клирикам: "Чада мои, пойдемте со мной и увидим славу Божию". Сказав это, он пошел из города и направился в дом к добродетельному пресвитеру Анастасию. Этот пресвитер не принимал пищи в течение недели, а в субботу и воскресенье вкушал только хлеб и воду. Ночи он проводил в молитвах вместе со своей женой. Отличался редкой кротостью, благостностью и милосердием к убогим. Узнав силою Святого Духа о приходе святителя Василия, Анастасий сказал своей нареченной ясене, на самом же деле духовной сестре, что он идет на поле пахать, а она чтобы прибрала комнату и в девятый час, взяв кадильницу с фимиамом и зажженную свечу, встретила архиепископа Василия, ибо он идет к ним. Она сделала, как ей было сказано.
Жена пресвитера считалась неплодной, на самом же деле она была девой, ибо они жили в чистоте уже сорок лет и строго хранили свою тайну. Встретив святителя Василия Великого с великой честью и сотворив ему поклон, жена взяла у него благословение. Благословив ее, святитель Василий спросил: "Здорова ли ты, Феогния?". Она ужаснулась, что святитель назвал ее по имени, и ответила: "Здорова, святой отче, раба твоя". Святитель спросил: "Где же Анастасий, брат твой?" Она ответила, что ее муж ушел пахать. Но святитель Василий опять сказал, что Анастасий ее брат и этим привел ее в трепет, ибо проник он в тайну их жизни.
Когда святитель Василий встретился с Анастасием, пресвитер умыл его ноги и они приветствовали друг друга о Господе. Затем святитель Василий направился в храм и стал убеждать пресвитера Анастасия совершить службу. Но пресвитер говорил, что меньший от большего благословляется и поэтому не дерзал начинать служить. Василий Великий сказал ему на это: "Ко всем своим добрым делам приложи и послушание" и этим убедил его совершить литургию. За службой, во время пресуществления Святых Даров, достойные видели, что Святой Дух в виде огня окружал пресвитера и алтарь. Причастившись, все воздали славу Богу и пошли к пресвитеру вкусить пищи...
Святой Василий начал расспрашивать пресвитера о его жизни и делах. Анастасий называл себя грешником и по смирению говорил, что он не достоин никакой добродетели, что вместе с женой своей он трудится, чтобы платить подати и для пропитания нищих и странников. Святитель Василий сказал пресвитеру, чтобы он называл свою жену сестрой, ибо она сестра его. Так как пресвитер умалчивал о своих добродетелях, то святитель Василий, встав, направился к одной из комнат в его доме. Пресвитер стал просить святителя не входить в эту комнату, говоря, что в ней хранится их имущество. Но святитель Василий сказал, что потому он и пришел, что в этой комнате их имение. Так как пресвитер все же не отпирал дверей, то архиепископ словом своим отворил двери, вошел в комнату и нашел там тяжело больного человека, о котором никто не знал, кроме пресвитера и его жены. И святитель спросил пресвитера, почему он хотел скрыть это свое богатство. Анастасий отвечал, что он боялся, чтобы больной не согрешил против архиепископа словом, ибо он гневлив и раздражителен. Архиепископ сказал пресвитеру, что тот хорошо потрудился для больного, но в эту ночь он сам хочет послужить ему, чтобы получить награду вместе с пресвитером. Оставшись на ночь С больным, врач недугов-святитель Василий молил Бога, исцеляющего все недуги и все болезни, об исцелении больного. Утром он вывел , больного совершенно здоровым, прославляющим Бога, святого Василия и Доброго пресвитера Анастасия. Пролог (80, 116-117).
"Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу"
(Пс. 113, 9)
Предстоятелям нужно трудиться больше других, а думать о себе смиреннее, чем подчиненные... Преподобный Макарий Египетский (33, 331).
Честь твоя пусть больше смиряет тебя, чем возвышает, как со многими случается, ибо ты такой же человек, как и подчиненные твои, а может быть, что многие и лучше тебя, как часто случается, но десница Высшего поставила тебя над ними. Чаще снисходи умом ко гробам умерших, и они научат тебя, что ты такой же человек, как и твои подчиненные. Там увидишь, что все люди, начальники и подчиненные, равны, и невозможно узнать, где лежит раб, где господин его, где властелин, где подвластный-все в равном истлении. А когда там равны, то и живущие здесь, на земле, все равны. Те же люди, которые по земле ходили, там лежат, кроме душ их. Помни это и будешь смирен, и благодать Божия тебе поможет. Бог "смиренным дает благодать" (1 Пет. 5, 5) (104, 1613).
Если тебе необходимо принять честь, то ищи в ней Божией чести, а не своей, и пользы твоих ближних, а не своей корысти. Будь слугой рабам Божиим, а не господином; ищи их пользы, а не господствуй над ними; искореняй неправду и насаждай правду; что приказываешь им, то сам исполняй прежде. К наказанию, словом или делом, когда это нужно, приступай, как благоразумные лекари к лечению, которые или жилу секут, или член какой отсекают, или лекарство дают ради того, чтобы человека излечить и не замучить. Так наказывай и ты подчиненного, а не проявляй свой гнев и ярость; наказывая, жалей о нем, как о подобной тебе плоти, а не гневайся на него. Защищай Божию честь, а не свою, но при том всегда помни, что ты ничем не лучше того, которого наказываешь словом или делом. Святитель Тихон Задонский (104, 1612-1613).
"Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец"
(Ин. 10, 11)
Любящему Господа свойственно с великой приверженностью к обучаемым заботиться о них всеми мерами, со всяким тщанием, хотя бы, уча всенародно и наедине, надо было пребывать в учении до смерти (6, 393).
Пастырь должен быть готов в угождение Богу и для общей пользы подать каждому не только благовествование Божие, но и свою душу, по заповеди Господа (8, 222).
Всех нужно призывать к послушанию Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об Истине, даже если иные препятствуют этому и гонят даже до смерти. Святитель Василий Великий (6, 392).
Цель всякого духовного начальства-во всем презирать свое для пользы других. Святитель Григорий Богослов (11, 51).
Если и тот, кто чист от всякой страсти, что, впрочем, невозможно, неизбежно подвергается бесчисленным горестям для исправления грехов других... то представь, какую бездну трудов и забот и какие страдания должен перенести желающий преодолеть и свои, и чужие пороки (35, 476).
Я молюсь и желаю, чтобы Церковь украшалась множеством людей, но множеством людей добродетельных; ради этого я охотно позволил бы растерзать себя на части (43, 85).
Если бы можно было вырвать и показать мое сердце, вы увидели бы, как свободно помещаетесь в нем все вы-и женщины, и дети, и мужчины. Такова сила любви! Она делает душу просторнее неба (43, 389).
Пусть сияет твоя жизнь, и не обращай никакого внимания на тех, кто злословит тебя. Невозможно, совершенно невозможно, чтобы добродетельные не имели у себя многих врагов. Святитель Иоанн Златоуст (41, 163).
Ночью демоны сами стараются смутить духовного учителя, а днем через людей окружают его бедами, клеветой и опасностями. Преподобный Нил Синайский (47, 198).
Хотя и все христиане подвержены всяким гонениям, по словам апостола: "Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3, 12), но особенно это относится к пастырям. Причина в том, что они диавольское царство разрушают проповедью слова Божия, обнаруживают его прелесть и тьму, человеческие души из рук его вырывают и приводят в Царство Христово. Поэтому диавол на них больше ярится и восстает, и всякое гонение насылает через злых людей, как свое орудие. Поэтому добрым пастырям надо готовить себя к терпению и всегда ожидать бедствия, как корабль на море готов к буре, а наступившее бедствие нести терпеливым сердцем. Святитель Тихон Задонский (104, 1351).
Кто пастырь-наемник и кто Пастырь добрый? Христос Сам поясняет: "пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит" (Ин. 10, 11-13). Здесь Церковь спрашивает: если Господь- Пастырь, то кто же пастырь-наемник? Не диавол ли? И если диавол пастырь-наемник, кто волк? Конечно, волк есть диавол, этот дикий, хищный, коварный зверь, этот общий враг всех. Поэтому пастырь-наемник пусть имеет собственное имя. Пастырями-наемниками Господь назвал тех, к кому тогда обращал речь. И теперь есть (лучше бы их не было), есть достойные имени наемников. Тогда подразумевались архиереи и фарисеи и весь этот иудейский раскол. Их Господь назвал пастырями-наемниками, их, не ради истины, но ради собственной корысти принявших на себя власть пастырства, которые из суетного лицемерия молятся, чтобы поедать хлеб вдовиц и сирот (Мф. 23, 14), которые раболепствуют нужде, гоняются за настоящим, не помышляют о будущем, те наемники, а не пастыри. Святитель Василий Великий (116, 124).
"...Взыщу овец Моих от рук пастырей"
(Иез. 34, 10)
Мы [пастыри], как требует наша совесть, должны заботиться, чтобы никто по нашей вине не погиб для Церкви. Святитель Киприан Карфагенский (66, 257).
Тот, кому поручено заботиться обо всех, будучи обязан дать отчет за каждого, так и должен помнить, что если один из братий впадет в грех, потому что он, наставник, не внушил ему предварительно оправданий Божиих, или брат пребывает в грехе, ибо не научен тому, как исправиться, то кровь брата взыщется от его рук. Святитель Василий Великий (8, 130).
Тогда (на Страшном Суде) кровь тех, кто погиб по нерадению епископов и пресвитеров, взыщется от рук их. Тогда у каждого потребуется отчет за все, что он получил и что прирастил. Преподобный Ефрем Сирин (27, 152).
Не сей зла, потому что жатва близка и насадителя терний ожидает огонь. Преподобный Нил Синайский (48, 253).
Пастырю подобает быть боголюбивым. Сам Господь, желая поставить святого Петра пастырем словесных овец, прежде всего троекратно вопросил его о любви: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?" И когда Петр ответил Ему троекратно: "Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя", Господь вручил ему паству: "Паси агнцев Моих", "паси овец Моих" (Ин. 21, 15-17). Познаётся же любовь к Богу по добродетельной жизни, являя вместе со словом и жизнь пастыря.
Но недостаточно пастырю быть учительным на словах и святым по жизни; он должен иметь еще великое попечение о стаде, трудиться и быть бодрствующим.
Ему необходимо попечение о стаде, ибо Бог потребует отчет о стаде, вверенном рукам пастырским, и в последний час скажет:
"Дай отчет в управлении твоем" (Лк. 16, 2). В пророчестве Иезекииля слышится грозное слово, обращенное к нерадивым пастырям: "Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря, и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому... Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот Я-на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец" (Иез. 34, 2-5, 7-10). Внемлем, как грозно Господь будет испытывать пастырей о пасении их. Святитель Димитрий Ростовский (103, 931-932).
"Так говорит Господь Бог: вот, Я-на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их" (Иез. 34, 10). Взыщет Господь с таких пастырей овец Своих, когда придет судить мир. Хозяин от пастуха требует своих овец и взыскивает, если тот не пригонит их, и наказывает его за них; так взыщет Христос Господь Своих словесных овец от пастырей, овец, которых искупил "не... серебром или золотом", но "драгоценною Кровию" Своею (1 Пет. 1, 18, 19). Горе тогда будет пастырю нерадивому, пастырю, погубившему овец Христовых, которые куплены такой дорогой ценой! Поэтому надо таким пастырям осмотреться и исправиться, чтобы не погубить овец Христовых, порученных им, но и самим не подпасть Его Страшному Суду и истязанию (104, 1340).
Всегда помни, что тебе следует дать ответ Судии и Царю Христу о тебе самом и о подчиненных тебе, как ты сам жил и с ними поступал. Все христиане истязаны будут в день Суда, но особенно начальники, ибо не только за себя, но и за своих подчиненных дадут ответ. Написано так: "Строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные [начальники] сильно будут истязаны (Прем. 6, 5-6). Рассуждай об этом и сохранишься в страхе Божием и смирении. Святитель Тихон Задонский (104, 1613).
Пастырское искусство
Если пастырь, намеревающийся одолеть врага, не будет сведущ во всех сторонах этого искусства, то диавол и через одну эту сторону, если она останется в пренебрежении, сумеет провести своих грабителей и расхитить овец; но он не будет так смел, если увидит пастыря, выступающего с полным знанием и достаточно сведущего во всех его кознях (35, 454).
Лучшим кормчим мы называем не того, кто может направлять корабль по тихому морю; но кто плывущих на нем проводит между скалами, волнами, бурями и ветрами; и врачом [называем] того, кто страдающего излечивает от бесчисленных болезней... и пастырем-того, кто соблюдает стадо в безопасности от бесчисленных волков и злоумышленников. Святитель Иоанн Златоуст (46, 327).
Предстоятель слова все должен делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании, чтобы угодить Богу (6, 401).
Кому поручено начальство и попечение о многих, тот должен знать и изучать обязанности всех, чтобы всех научать воле Божией, показывая каждому его обязанности. Святитель Василий Великий (8, 270).
Настоятели должны иметь в виду силы каждого из подчиненных, помня Господа, Который говорит: "иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать" (Мф. 13, 23), чтобы каждый по мере сил угождал Господу. Преподобный Ефрем Сирин (25, 561).
...Душа есть живой приемник. Можно ее набить даже и Добром, но то, что не уяснено,-не ее. Отсюда видно, каков должен быть учитель. Он должен иметь, кроме богатства внутреннего, еще и опытность. Такого можно назвать учителем способным. Приступая же к делу учительства, он должен положить в основу своих учительских расположении искреннюю, даже отече скую любовь к ученикам. Епископ Феофан Затворник.
Начертание христианского нравоучения.М., 1891, с. 490.
Большая часть из подведомых священнику стеснены житейскими заботами, что делает их менее расположенными к делам духовным. Поэтому учитель должен сеять ежедневно, чтобы слово учения, по крайней мере, непрерывностью своей могло укрепиться в слушателях. Святитель Иоанн Златоуст (35, 470).
Как воин в своем воинстве, художник весь в своем искусстве, ученый весь в своей науке, так и ты будь весь в своем пастырстве. Ибо это есть существенное условие к тому, чтобы явиться совершенным в деле, какое кто берет на себя или к какому кто призван.
...В то самое время, когда будешь учить других,-и сам еще более осветишься светом Истины; будешь наставлять других на путь добродетели-и сам намастишься ею; будешь других благодатно освящать в Таинствах-и сам еще больше причастишься благодати Таинств. Только трудись; не будешь трудиться-и Истина начнет меркнуть в душе твоей, и добродетель слабеть, и благодать отдалять от тебя свое осенение. Пастырь, не трудящийся в учении, в руководстве к добродетели, в освящении пасомых Таинствами и другими освятительными чинами, прежде всего себе вредит, равно как, трудясь, первый вкушает от плодов доброго пастырства.
...Не давай, пастырь, сна очам и веждам дремания, но день и ночь трудясь, и мысленное напряжение, и сердечную молитву, и искусство словесное-все неутомимо обращай на дело доброго пасения паствы. Епископ Феофан Затворник.
Толкование Пастырских посланий святого апостола Павла, Изд. 2-е, М., 1894, с. 359, 527-529.
Пастырь должен быть мягкосердечным, великодушно переносить, если кто по неопытности не выполнит какой-либо своей обязанности; не потакать грехам, но с кротостью терпеть непослушных и со всем мягкосердечием и с умеренностью давать им лекарства. Он должен быть способным изобрести способ врачевания собственной немощи. Нужно не с высокомерием делать выговор, но с кротостью увещевая и наказывая (2 Тим. 2, 25). Быть рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в будущих, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи бессильных, быть в состоянии все делать и говорить к усовершенствованию живущих с ним. Святитель Василий Великий (8, 159).
Грехи, сделанные против нас, будем прощать и оказывать снисхождение оскорбившим нас. Когда же грех совершается против Бога, тогда будем взыскательны,-это и нам принесет величайшую пользу, и принимающим исправление сделает немало добра (38, 257).
Привлекающий людей к мудрости, убедит он или не убедит, получит полную награду, ибо он исполнил свое дело. Святитель Иоанн Златоуст (35, 124).
Пастырство-не начальство, а воспитание детей
Пастырю нужно обращать внимание на то, чтобы не делать приказаний, превышающих телесные силы, и тем самым не довести бессильного до прекословия. Он должен, как отец, одинаково расположенный и близкий ко всем, смотреть на телесные силы каждого и сообразно с тем размерять и распределять свои приказания (8, 386).
Тех, которые более немощны в вере, должно щадить и тщательно возводить к совершенству; впрочем, щадить без нарушения заповеди Божией (6, 347).
Враждебно расположенных нужно вразумлять с незлобием и кротостью, ожидая их покаяния, пока не исполнится мера попечения о них (6, 399).
Нужно быть уступчивым, а не .нападать упорно на тех, которые по страху и богобоязненности [т. е. по скромности и сознанию собственного недостоинства] отказываются принять к себе проповедающего слово. Святитель Василий Великий (6, 400).
Руководство не может утвердиться принуждением: от насилия при всяком удобном случае стараются освободиться. К тому же пастырство-не столько начальство, сколько воспитание детей- более всего соблюдает свободу. Ибо тайна спасения-для желающих, а не для принуждаемых к нему. Святитель Григорий Богослов (11, 312).
Исправлять грешника нужно не насилием, а убеждением... так как Бог награждает тех, которые воздерживаются от пороков по доброй воле, а не по принуждению. Преподобный Ефрем Сирин (25, 416).
Заботящийся о душах должен быть настолько великодушным, чтобы не только не увеличивать их уныния укорами, но, по возможности, облегчить их состояние утешением (35, 441).
Если ты простишь согрешившему один раз, и другой, и третий, то твой оскорбитель, хотя бы был совсем каменный, хотя бы был свирепее демонов, не будет настолько бесчувствен, чтобы опять впасть в тот же грех, но, образумленный многократным прощением, сделается лучше и скромнее (37, 5).
Бог повелел тебе не упрекать в лености, а помочь бедности, сделал тебя не обличителем нечестия, а поставил врачом нечестия. Бог повелел тебе не порицать беспечность, но подавать руку лежащему, не осуждать образ жизни, а утолять голод (37, 71).
Духовное врачевание
Хороший пастух не только отгоняет волков, но и со всей заботливостью лечит заболевших овец, ибо какая польза, если овцы, хоть и избегают пасти зверей, но истребляются болезнью? Святитель Иоанн Златоуст (35, 667).
Хороший пастырь врачует больную овцу; овца овцу врачевать не может. Преподобный Макарий Египетский (33, 284).
Наше врачебное искусство гораздо труднее, а следовательно, и предпочтительнее искусства лечения тела, но оно еще труднее и потому, что последнее мало заглядывает вглубь, более же занимается внешним. Напротив, наше врачевание и попечение полностью относится к сокровенному сердца человека (1 Пет. 3, 4), и наша брань-с врагом, воюющим и противоборствующим внутри нас, который оружием против нас употребляет нас же самих (что всего ужаснее) и предает нас греховной смерти. А для борьбы нам нужны: великая совершенная вера, в большей мере Божие содействие, но не в малой мере, как я убежден, и наша собственная ревность, выражаемая словом и проявляемая делом. Святитель Григорий Богослов (11, 29).
Заблудшего возврати на путь, увечному сделай повязку, павшего подними, немощных поддержи и делай другое, подобное этому (35, 920).
Врачу особенно свойственно общаться с больными и всегда находиться среди них, а не убегать и не удаляться от них (37, 44).
Если же без пощады сделаешь даже необходимую операцию, больной иногда может не выдержать боли и вдруг отвергнет все-и лекарство, и перевязку, и устремится в пропасть, сбросив бремя и разорвав узы. Святитель Иоанн Златоуст (35, 416).
Как телам даются не одинаковые лекарства и пища-иное пригодно здоровому, иное-больному, так и души врачуют различным способом. Свидетели такого врачевания-сами больные. Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других узда; одни ленивы и малоподвижны к добру и таких нужно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим дальше цели, таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово. Для одних полезна похвала, для других укоризна, но та и другая вовремя; напротив, без времени и без основания они вредят. Одних исправляет увещание, других-выговор, причем выговор или публичный, или тайный. Ибо одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если их укоряют при многих, другие же при гласности обличений теряют стыд, но их смиряет тайный выговор, и за такое снисхождение к себе они воздают благой покорностью. Иные, надмеваясь мыслью, что дела их тайны, ни о чем не заботятся, считают себя умнее других, в таких надо наблюдать тщательно все, даже самые маловажные поступки. А в других лучше многого не замечать и, как говорится, видя, не видеть и слыша, не слышать, чтобы, подавив их ревностью обличении, не побудить к упорству и в конце концов не сделать готовыми на все, истребив в них стыд как средство к внушению покорности. Иногда нужно гневаться, не гневаясь; проявлять презрение, не презирая; терять надежду, не отчаиваясь, насколько этого требует характер каждого. Некоторых нужно врачевать кротостью, смирением и соучастием в их лучших надеждах о себе. Одних полезно побеждать, от других часто полезнее быть самому побежденным. И хвалить или осуждать нужно-у иного достаток и могущество, а у иного нищету и расстройство дел. Ибо наше лечение не таково, каковы добродетель и порок, из которых первая всегда для всех лучше и полезнее всего, а последний-всего хуже и вреднее. У нас одно и то же, например, строгость или кротость, а также и многое другое не всегда, даже для одних и тех же, оказывается спасительным или опасным. Напротив, для одних хорошо и полезно одно, а для других-другое, противоположное первому, сообразно тому, чего требует время и обстоятельства и что допускает нрав исцеляемого. Хотя, сколько бы кто ни употреблял тщания и ума, невозможно всего изобразить и обнять мыслью в такой подробности, чтобы вкратце был виден весь ход лечения, однако на самом опыте и на деле это становится известным и врачебной науке, и врачу. Для ходящего по высоко натянутому канату небезопасно уклоняться в стороны: и малое по видимости уклонение влечет за собою большее, а безопасность зависит от равновесия. Так и в нашем деле: для того, кто по невежеству или по дурной жизни уклоняется в ту или другую сторону, очень опасно, что и сам он впадет в грех, и вовлечет в него тех, кого призван вести за собой. Напротив, нужно идти самым царским путем и остерегаться, чтобы, как сказано в Притчах, не уклониться "ни направо, ни налево" (Притч. 4, 27). Таково свойство наших немощей, и от этого столько труда доброму пастырю, обязанному хорошо знать души своих пасомых, и быть вождем их по закону прямого и справедливого пастырства, которое было бы достойно нашего истинного Пастыря. Святитель Григорий Богослов (11, 34).
Врач душ! Вырежь мечом духовным распухшие и воспаленные раны гордости, омой водой учения от нечистоты страстей, исцели раны, нанесенные душам человеческим грехом, пользуясь для этого, как говорит Христос, "вином и елеем": "вином" свяжи, чтобы ослабевший человек не предавался более вожделениям, а "елеем" смягчи душевные страдания (Лк. 10, 30-37)... Не пренебрегай нищим, стремясь к выгоде, и не презирай богатого из-за отвратительного богатства, но одинаково призывай и бедного, и богатого к воздержанию. Не лишай никого надежды, даже и самого отчаянного грешника, чтобы не ввергнуть его в бездну греха. Протяни руку погибающему, говоря: Господь пришел спасти не праведников, но грешников, чтобы они, став ревностными и уклонившись от зла, стали творить добрые дела и спаслись. Делай все ради выздоровления больных, питая себя надеждой спасаемых, то есть радостью, ожидаемой от Бога. Святитель Иоанн Златоуст (43, 993).
предыдущий материал | оглавление | продолжение... |
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |