Начало: Ответы свт. Феофана Затворника на вопросы духовной жизни |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
С тех пор, как вышел этот Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через Апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей (43, с. 215-216).
Бог есть Свет, и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною (14, с. 169).
Читайте только Евангелие... Да, какая и книга лучше Евангелия... Чтение его воздухом Божиим окружает душу (6, п. 998, с. 134).
Да ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читай и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное (5, п. 783, с. 44).
Не забывайте всякий день читать Слово Божие, и размышлять и до чувства доводить и питать тем душу свою. Душа будто обсахарится, и станет тверже и прочнее (4, п. 735, с. 224).
В Евангелии каждый день положено прочитывать одно зачало. Это урок Святой Церкви чадам своим. Надо изучать... Утром, когда душа свободна от сторонних впечатлений, с молитвою о вразумлении приникайте вниманием в сию таинницу судов Божиих и смотрите, что речет чрез сие... слово... живой Господь... (56, с. 102).
Что с миром нельзя помирить Евангелия, это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, что можно было делать уступки миру. Уступки измена Господу (2, п. 330, с. 202).
На Евангелия не толкование надобно писать, а размышления, чтобы каждое слово и каждое движение Господа было торжественным свидетельством Его Божества. Когда Бог даст начнем сию хвалебную песнь Господу, то ей конца не будет. О, когда бы хоть начало положить сему делу?! (7, п. 1083, с. 53).
Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения (1, п. 113, с. 113).
Слово Божие уподобляется зеркалу. Как, смотрясь в зеркало, всякий видит, где какое пятно или порошинка, на лице или на платье, так и душа, читая слово Божие и там исчисленные заповеди разсматривая, не может не видеть, исправна ли она в тех заповедях или неисправна; совесть, просвещена будучи при сем словом живого Бога, тотчас скажет это ей нелицемерно (36, с. 127-128).
Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие, и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится (43, с. 416).
Как иные мягкие и удоборазлагаемые тела, принимая в себя твердые, каменистые частицы, сами делаются твердыми, окаменевают и становятся недоступными повреждению и разложению; так и душа, напитавшаяся и проникнувшаяся словом Божиим, затвердевает в истине и добрых расположениях так, что делается безопасною от приражений лжи и греха (14, с. 169).
Пока один ум трудится над уразумением Писания, до тех пор получаемые истины держатся в голове для умовых интересов, большею частью безплодно для жизни. Озарение же свыше, печатлея эти истины в сердце, и давая вкусить их, делает их направителями жизни, а опыты жизни еще полнее дают уразуметь силу их (12, с. 118-119).
Плодоноснее Слово Божие, а за ним отеческие Писания и жития святых. Впрочем, нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие для средних, Божие же Слово для совершенных (5, с. 232).
...Евангелие появилось много лет спустя по Вознесении. Все же писания Апостольские и с Евангелием в одну книгу собраны уже в конце первого века... вероятно, под руководством святого Иоанна Евангелиста (6, п. 946, с. 19).
Господа ради не забывайте прочитывать св. Златоустаго, какая бы книжка его к вам ни попалась. Он писал просто, без приготовлений, так, как вещи зрились его духом и мысли о том слагались в сердце. Многое у него с первого раза кажется ничтожным, но продолжайте далее и найдете сокровище, которому нет цены. Иные говорят, что св. Златоуст изображал порядок общей жизни христианской. Большею частию это верно, но не вообще. В каждой почти беседе найдутся изречения, изображающие сокровеннейшую жизнь духа. Сие и изучайте, и держите то в сердце на случай беды и нужды (56, с. 101).
...Бог посылал на землю пророков и Апостолов, и Сам Своим лицом приходил на землю и волю Свою святую нам открыл, как жить нам должно, спастись и все это в Божественном Писании повелел начертать, чтобы все люди читали и видели, чего от нас хочет Бог (2, п. 226, с. 30).
Все, в чем имеет нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь <в Добротолюбии > в разнообразных писаниях отеческих (1, п. 51, с. 48).
Вам вывод из всего Добротолюбия. Всякий вздох посвящать чистой молитве и зорко смотреть, откуда враг направляет свои стрелы и соответственно тому действовать (3, п. 539, с. 238).
В книгах Добротолюбия сколько добра? Перечитывайте же их. Это всегда новые книги (4, п. 659, с. 124).
Для уяснения религиозных понятий читайте святителя Тихона, святителя Димитрия Ростовского, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и проч. (1, п. 89, с. 75).
Жития святых в Четьи-Минеях хорошо читать: хоть мы так не можем жить, но обязаны подражать им в возможном и даже через силу. В каждом житии предлагается общий очерк жизни святого дня... Из общего обзора сих очерков увидите, что у всех святых общо было, и из сего сделайте заключение: стало быть, то или другое необходимо (3, п. 487, с. 154).
Относительно перевода Библии я совершенно такого же мнения, как дорогой мой наставник, высокопреосвященный Димитрий (Муратов, архиепископ). И хорошо бы приступить к делу. Начинайте переводить. Для издания составьте общество. Редактором пусть будет преосвященный Димитрий, издатели общество, а хлопотуном по сему С.А. Первухин (2, п. 219, с. 20-21).
Забыл написать вам про Феррара. Жизнь Христа Спасителя, им составленная, небольшого достоинства. Самый большой ее недостаток в том, что учение Господне у него поминается кратко и не с должным осмотрением (3, п. 473, с. 117).
Что для Православия тяжки времена, это как дважды два. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения московском напечатали статью о переводе 70 толковников совсем не православную. Церковь Божия не знала другого слова Божия, кроме 70 толковников, и когда говорила, что Писание богодухновенно, разумела Писание именно в этом переводе. Все противные этому толки еретичны. Будете у владыки московского, доложите ему, чтоб проучил редакцию Чтений, но не поминайте, что я указываю... Жалею, что решился туда отдать Послание к Ефесеям (7, п. 1084, с. 55).
Открывать помыслы, как вы знаете по опыту, весьма благотворно. Читать книги тоже хорошо; и это может при случае подать вразумление. Но там пишутся общие указания; а на частные случаи лучше искать прояснения у живого знатока дела... Пристращаться к чтению дурно. Это не ведет к добру, и возстановляет некую стену между сердцем и Богом. Развивается при сем любопытство и совопросничество пагубное (5, п. 912, с. 192).
...Ройтесь в тех источниках, где чаете обрести утешение (4, п. 753, с. 250).
Читайте, разсуждайте и к себе прилагайте. К себе прилагать есть цель и плод чтения. Если читать без сего приложения к себе, толку не будет, а еще зло. Только теории собираются в голове и учат не себя направлять на добро, а других осуждать (4, п. 717, с. 200).
Читайте святые книги немного, но с рассуждением (5, п. 941, с. 232).
При чтении главную цель жизни надо иметь в уме и все к ней подбирать. Составится нечто целое, связное, потому крепкое. Крепость ведения и убеждения передадут крепость и нраву (4, п. 703, с. 170).
Когда обращается кто к Богу, тогда происходит борьба: самолюбие и мир, с одной стороны, а Божии истины с другой. Перебирает человек эти мысли и одолевает самость и мир; но из этих истин не все одинаково на всех действуют: на одного одна более действует, на другого другая. Но есть тоже среди их для каждого такая, которая как только вспадет в сознание, тотчас склоняет человека к страху Божию. Эта истина в первой борьбе оканчивает победу, и в частных борьбах тоже прогоняет врагов. Какие это истины? Извольте в книге Путь ко Спасению читать вторую часть: об исповеди и покаянии. И увидите (2, п. 348, с. 215-216).
Но вы не удовольствуйтесь однократным прочтением, а читайте столько раз, чтобы запомнить все: ибо в книгах все нужное написано (3, п. 489, с. 157).
При чтении сердце держать ничем не занятым, открытым для истины, и, обнимая читаемое пониманием, влагать то в сердце; при этом то один, то другой стишок затронет сердце, а иной и очень. Замечайте сии стишки, затрагивающие, и днем почаще припоминайте их, особенно тот, который побольше затронул. Это будет поновлять оживление сердца, дело сие очень плодотворно. Читать лучше немного, но с усвоением и чувством, чем много и без этого: без этого чтение будет сеятва при дороге (1, п. 185, с. 205).
Что есть соль ? Приточное слово. Как Спаситель толкования не дал Сам, то всякому воля понимать это как разсудит, в назидание себе. Я думаю, что это любовь к Богу горячая. Соль гнилость прогоняет... Соль проникает осоленное, и любовь проникает все составы: душевные, и духовные, и телесные, и всему сообщает прочность и неповрежденность (2, п. 348, с. 216).
...Спаситель в притче говорил о рыбаках: захватили много рыбы, потом стали выбирать ее из невода и гожую себе брали, а негожую бросали опять в воду (5, п. 798, с. 83).
Чтение духовное умиротворяет душу (8, п. 1470, с. 227).
ИЗЪЯСНЕНИЕ ТРУДНЫХ МЕСТ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ
(Мф. 9, 16 17). Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани... не вливают вина молодого в мехи ветхие... Что этим сравнением хочет показать Спаситель? Сими сравнениями Господь показал, что строгие подвиги без духа жизни истинной... не пользу приносят для нравственного строя, а разстройство и пагубу. Кающемуся и дается благодать, которая образует в нем решимость угождать Господу, не щадя живота. У кого есть такая решимость, тому все подвиги впрок идут... А у кого нет, тот, когда иной раз возьмется, например, за строгий пост, потянет-потянет и бросит... И жизнь у него после сего еще хуже бывает (2, п. 358, с. 227).
(Мф. 11, 11). Как понимать слова Спасителя: Меньший в Царствии Божием больше Иоанна Крестителя? Ответ. Все отцы под меньшим разумеют Самого Спасителя: ибо кто же в рожденных женами может быть больше всех, кроме Его? Меньшим же Он назвал Себя по степени уничижения, какое Он подъял по воплощенному домостроительству. Почему Апостол и говорит: Себе умалил...(2, п. 360, с. 230)
(Мф. 12, 31, 32). Почему хула на Духа Святаго не простится, а на Сына Божия простится? Ответ. Хулить Бога, яко Бога, невозможно. Бывает сие только по затмению мысли о Боге, яко Боге. Уничижение Бога Сына нашего ради спасения может мешать узреванию в Нем Бога и похулить Его не яко Бога, а как всякого человека. Дух же Божий, когда являл Себя, проявлял осязательно Божескими делами, и не видеть в Нем Бога нельзя. Почему кто хулит Его, хулит как Бога и за то не имеет извинения. Слова сии сказал Господь по исцелении глухонемого, в чем явен перст Божий. И сказавшие: о веельзевуле 1 изгоняет... хулили неизвинительно (2, п. 360, с. 230).
(Ин. 16, 7). Почему Дух Святый не мог сойти во время пребывания Спасителя на земле, и почему для людей было лучше, чтобы сошел Дух Святый, а Сын Божий вознесся бы?. Ответ. Это тайна домостроительства нашего спасения. И где нам уразуметь ее? Лучше нам так разсуждать: так сказал Господь, так было, и верно иначе сему быть нельзя. В Евангелии от Иоанна прежде сего сказано было: не у бе Дух Свят, яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7, 39). Сошествие Святаго Духа поставляется в зависимость от прославления Сына Божия. Почему? Так положено в совете Бога Триипостасного об устроении нашего спасения. Поклонимся пред таинством сим! И довольно с нас (2, п. 360, с. 230-231).
(Мф. 11, 12). Почему Господь сказал, что со времени Иоанна Крестителя Царствие Божие будет браться силою, а до Иоанна разве оно бралось не силою? Ответ. Браться силою перевод не точен. Ибо силою в божественных порядках спасения ничего не возьмешь. Славянский перевод точнее: нудится, с нуждою, с самопринуждением, с напряжением сил ищется. Греческое нудится то и значит. Мысль же: к Царствию протискиваются, как протискиваются сквозь тесную толпу. На практике так и есть: самопринуждение и самопротивление неотъемлемые черты искания спасения и Царствия Божия. И только те, кои таковы, достигают Царствия. Льготно оно никому не дается. Почему это со дней Иоанна... или, как в другом месте.., после закона и пророков... можно не искать, сознавшись в безсилии объяснить это (2, п. 360, с. 231).
(Мф. 24, 40 41). Будут двое на поле: один берется, а другой оставится. В каком смысле понимать эти слова? Ответ. Это будет в конце века... и трудно понять, куда поемлется один, и где оставляется другой. Но ныне действия благодати таковы: в одних и тех же обстоятельствах одного поемлет благодать из уз греха, а другого, который сбоку его, оставляет. Припомните Афины и проповедь апостола Павла... Дионисий верует, а другие говорят: "Что толкует суесловивый сей?" Применяя сие к концу века... один поемлется, нужно разуметь, в Царствие, а другой оставляется... своей участи. Или вообще сим выражается... будет тогда-то со всяким, чего не ожидает и чего ожидать нельзя (2, п. 358, с. 227-228).
(1 Ин. 5, 16, 17). Что есть грех не к смерти? Ответ. Грех смертный который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а помучает или засоряет душу. Какие именно грехи того и другого рода, точно определить едва ли можно. В жизни так надо: коль скоро совесть обличает, кайся скорее, и сила греха разрушительная сим, пресечется. И нет греха, который бы противостать мог действию покаяния искреннего... И тем удовольствоваться (2, п. 360, с. 231-232).
Как понимать слова апостола <Павла> во 2-й гл. Колос. ст. 16-23. Не говорится ли тут против монашества? Ответ. Нет. Это такие были еретики, которые грехом считали есть мясо, жениться и подобное. И у нас они есть: безпоповцы, хлысты, скопцы, духоборцы и другие (2, п. 361, с. 232).
(Рим. 9, 11. 16, 18). Господь говорит, что: Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е, а у апостола Павла находим, что дело спасения совсем от нас не зависит (ст. 16), и Бог до нашего рождения определил ту или другую участь. В каком отношении находится назначение Божие с нашей свободной волей? Ответ. Что нудится Царствие Божие сие предполагает собственные усилия. А когда апостол Павел говорит: сие не от нас, то значит, свои усилия не дают искомого. Соединить надо и то и другое: усиливаться... и всего чаять от благодати. Ни свои усилия не доводят до цели, потому что без благодати усилия не далеко заходят, ни благодать не дает чаемого без усилий, потому что благодать действует в нас и для нас через наши усилия. То и другое подвигает человека вперед и приводит к цели. Предопределение непостижимо. Довольно для нас веровать всем сердцем, что оно ни в каком случае не бывает противно Божией благодати и правде и не нарушает свободы человека. Обыкновенно решается так: Бог предвидит, как будет свободно действовать человек и сообразно с тем определяет, так что Божие определение опирается на жизни человека, а не жизнь на определении (2, п. 361, с. 232-233).
(Рим. 12, 20). Не будет ли жестоко благотворить врагам, зная, что этим мы собираем им на голову горящие уголья? Ответ. Благотворим не с тою целью, чтоб уголья на голову их собирать, а по заповеди. А уж таково неизбежное последствие сего... Нельзя же во избежание такой неприятности для злотворцев нарушать заповедь Божию и за сие нарушение на свою голову уголья накладать (2, п. 361, с. 233).
(Лк. 20, 18). Что значат слова: всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит? Ответ. Упадет на камень сей невер, хулитель, сомневающийся... Как хулителю Сына человеческого Господь обещал прощение.., то хоть он и крепко разстраивается, но если покается, спасется. Так и все подобные. А на кого камень падет... это, кто достоин полного гнева Господня, тот пропал, нет надежды... Таковы отчаянные, богоборцы, сатанински упорные и подобные (2, п. 360, с. 228).
(Лк. 6, 26). Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Почему Господь так сказал, тогда как мы знаем, что слава о хороших людях далеко разносится и есть такие, перед которыми все преклоняются? Ответ: Потому так сказал, что истинному верующему нельзя сего достигнуть. О таких сказал Господь: избрал из мира... сего ради ненавидит вас мир. Чтобы все говорили хорошо, нельзя без человекоугодия и поблажек. Что вы говорите о славности некиих... то верно только о многих, т.е. многие добре говорят, или очень многие и премногие (2, п. 359, с. 228-229).
ЗНАЧЕНИЕ ПРИТЧИ О НЕВЕРНОМ УПРАВИТЕЛЕ (ЛК. 16, 1-12).
Наперед утвердите мысль свою в том, что в притчах не всякой черте надо приискивать значение, а держать только главную мысль притчи, которая всегда почти указывается Самим Господом. Например, Господь называет Себя татем в том только смысле, что Он придет неожиданно и незаметно. Все же прочие черты, отличающие татя, не должны быть принимаемы в счет. Так и в притче этой только одну черту имел в виду Господь указать, именно, как неверный приставник, услышав, что его ожидает отставка, не зевал, а тотчас взялся за дело и обеспечил себя на будущее время. Приложение таково: мы же, зная наверно, что ожидает нас лишение Царствия, и ухом не ведем: живем, как живется, будто не ожидает нас никакая беда. Такую мысль и выразил Господь, сказав: сыны века мудрей сынов света. Сею мыслью и ограничиться надо, не стараясь толковать других черт притчи, хотя и можно бы сказать что-нибудь (2, п. 359, с. 229).
"Совсем не могу понять 9-го стиха. Стих сей говорит: Сотворите себе друга от мамоны неправды". Мамона бог богатства. Неправедным назван он потому, что в основе его лежит обман и ложь. Обещает благоденствие, и увлекающиеся полагаются на него. Но дунул ветер и все разлетелось. Сотворить друга... от сего мамона советуется перехитрить его... Обещания его непрочны, ненадежны, если употреблять богатство на помпу и утехи. Все хинье пойдет... Начни употреблять богатство во славу Божию... тогда здесь истощишься, а в другой жизни получишь вечное благобытие, получишь то, что здесь обещает богатство и не дает, т.е. действуя наперекор тому, к чему увлекает мамона. Как творятся други? Через раздаяние богатства бедным. По ходу притчи дается мысль: бедные приимут в вечные кровы. Понимать надо: Господь приимет в вечные кровы, ибо Он сказал: понеже сотвористе единому сих... Мне сотвористе. Можно тут видеть и урок, как быть, когда раскаиваться станешь о неправедности приобретений. В одобрение Закхея Господь указал: возврати... Но когда нельзя возвратить?.. Тогда раздай бедным (6, п. 962, с. 71).
Не мы с вами первые и не мы последние, которые спотыкаются пред притчею о неправедном приставнике. А дело может быть очень просто... Только Бог не дает зрения умного. Оставаясь же с одними своими средствами, повертим-повертим затруднение то с той, то с другой стороны... и остаемся почти ни причем, с мыслию, однако ж, что возможное для нас сделано, и довольно с нас... Вас поражают недоуменьем слова Господа: Сотворите себе други от мамоны неправды... да егда оскудеете, приимут вы в вечны кровы (Лк. 16, 9). Сотворить други сим образом немудрено, но попасть ради сего в вечные кровы едва ли несомненно можно. Ибо там все от Господа, а Он не потерпит даже самой легкой тени неправды. И труд делать друзей чрез мамону неправды окажется тщетным. Но в тексте все же стоит мамона неправды.., как средство к стяжанию вечного крова... Очевидно, что все дело стоит за пониманием, кто такая мамона неправды, дающая плод совсем не по своей натуре. Вы в Москве слышали, что недоумение сие разрешается допущением предположения, что тут перевод неверен. Но перевод верен и никогда не представлял затруднений. Все переводы содержат мамону неправды. И вы справедливо заметили, что этим путем затруднение не устраняется, а между тем порождает мысль о неточности перевода, очень опасную. Надо и мамону неправды удержать, и верность перевода признать, и приискать мысль в решении недоумения, удовлетворяющую хоть немного. Вы подали мысль: не разумел ли Спаситель мытарей, наживших богатство очевидными неправдами, всеми признаваемыми, и в изречении Своем предложил способ, как им избавиться от вечной пагубы? Эта мысль допустима, хотя притча и вся речь по поводу ее были обращены к ученикам (Лк. 16, 1). Ибо Господа слушали все. Примем эту мысль и, расширив ее приложение, допустим, что Спаситель не имел в мысли определенных лиц, а разумел всех вообще, всякого рода и времени богатых, которые сознают, что богатство их или все, или в некоторых частях неправедно. Предлагается общий способ избежать вечной беды всем неправедным богачам. Вот как это будет стоять в течении речи Спасителя. Неправедный приставник, увидев, что обличен и находится в крайней беде попасть в бедное состояние, ухитрился, как избыть от беды сей, путем, впрочем, неправым. Но хозяин его, узнав его проделку, похвалил его, что ловко устроил свое дело. Спаситель пояснил, что этому дивиться нечего. Так уж свет стоит, что сыны века сего бывают премудрее сынов света, в роде своем, в кругу дел своих, по духу своему. Но тут же обратил Он мысль Свою и на сынов света, которые еще имеют быть таковыми, не состоя на деле в роду их. Между сими ищущими иные могут находиться в подобно-сравнительном положении, как и неправедный приставник, т.е. в положении неправедно наживших имущество, сознающих, что при этом нет им спасения и желающих знать, как бы избыть от беды осуждения за неправедное богатство. Способ сей и указывает им Спаситель, говоря: И Аз вам глаголю... Тот неправый приставник ухитрился избыть от беды по духу и приемам века сего... А Я вам предлагаю способ, как избавиться от беды не по этому духу века, а по другим законам: сотворите себе други от мамоны неправды. Неправое богатство обратите в способ стяжания друзей не сего, а будущего века, и те примут вас в вечные кровы... Неправый приставник в этом веке стяжал себе друзей неправым богатством, а вы приобретете друзей для века будущего, за то приставник тот приобрел кров только на сей век, а вы получите кров на вечные века. Тот друзей приобрел неправым путем, а вы приобретете правым, благословенным свыше, и потому ценным у Самого Господа Распределителя вечных кровов. Закхей после, по сему способу действуя, признан от Господа чадом Авраама. Думается, что с таким объяснением можно помириться. Тут все слова остаются в своем значении, и иносказание не вводится в истолкование. Кажется, что в этом и состояла самая цель притчи. Можно еще вот какую мысль принять, что в словах Спасителя мамоной неправды названо само богатство, несмотря на способ его приобретения. Богатство есть мамона неправды потому, что оно само в природе своей неправо: живет лукавством, обольщает неправыми надеждами, а главное тем, что обманывает в глазах... Предлагает громады благ... а оглянешься, ничего не остается, все, как прах, разлетается. Спаситель и предлагает превратить непостоянство богатств в нечто вечно ценное и удобостяжаемое: раздайте его бедным, чрез это оно перейдет в вечное ваше достояние и будет составлять вечный кошт 1 ваш... Этой мысли о богатстве держались высокие умы: блаженный Августин, Амвросий Медиоланский, кажется, и Григорий Великий. Обещал я вам написать кое-что и написал (3, п. 380, с. 15, 16 18).
(Ин. 20, 17). Отчего Спаситель по воскресении Своем сказал плачущей Марии Магдалине: Не прикасайся ко Мне? Ответ. Как это не указано, то нам позволительно так решить: верно, того требовало настроение Марии, или всегдашнее, или в ту минуту бывшее. Ибо само прикосновение не запретно, как показал Господь на других женах. И сим ограничимся (2, п. 359, с. 229).
Под словом "предание" не разумеется неопределенная молва, не знать как начавшаяся и распространившаяся, а разумеется Апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом. Апостолы вполне организовали Церковь Христову, по всем сторонам духовной и церковной спасительной жизни. Но как организовали, этого вполне не изложено в писаниях их, а самим делом сделано и введено в жизнь христианскую лично Апостолами, введено и укоренено, чрез многократные посещения основанных ими христианских обществ, и неоднократные исправления неисправного все личным своим действованием и словом. И образ христианского ведения, и правила жизни, и взаимные отношения христиан, и освятительные таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний... все лично словом установлено и закреплено личным наблюдением... И пошли христиане так умствовать, так жить, так действовать во взаимных отношениях, так управляться, так освящаться, так Богу служить, как завели Апостолы... Вновь обращающиеся перенимали у них, и по их образу устроялись. Вновь нарождающееся поколение, все образовывалось по тому устроению общества христианского, какое оставили Апостолы... И потом так из рода в род... и до нас дошло. Вот это все благоустроение общества христианского по всем частям и есть предание Апостольское, следовать которому неотложный есть долг всякого, желающего состоять в правде, христианина. К слову предание прибавляйте всегда Апостольское (6, п. 946, с. 18).
Вы понимаете предание как передавание из уст в уста... А оно было передание из жизни в жизнь, из дела в дело... Мы чтим отеческие писания ради того, что в них блюдется Апостольское предание, которое узнается в общем согласии всех их... Греческая Церковь верно соблюла Апостольское предание и передала его нам. Это Апостольское наследие у нас. Католики помутили Апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело и еще хуже сделали... У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа... Я все толкую про Апостольское предание, которое Святая Православная Церковь имеет источником учения наряду с Святым Писанием (6, п. 974, с. 96,98).
Что предано Апостолами, то составляет жизнь христианскую, и как таковое переходило из рода в род неизменно, входя в то же время в писания отцев с первого же века (6, п. 974, с. 98).
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |