Начало: Церковный календарь |
Счет месяцев | Названия месяцев Древние и Ассиро-Вавилонские, число дней в месяце и особые дни | Соответствует месяцам современного календаря | |
---|---|---|---|
в свя- щенном году | в граж- данском году | ||
I | 7 | АВИВ, НИСАН, 30 дней 14. Пасха (Исх. гл. 12; Лев. 23, 5; Числ. 28, 16). 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев. 23, 10-14). |
март-апрель |
II | 8 | ЗИФ, ИЯР, 29 дней 14. Вторая пасха - для тех, кто не мог совершить первую (Числ. 9, 10-12). |
апрель-май |
III | 9 | СИВАН. 30 дней 6. Пятидесятница (Лев. 23, 16) или праздник седмиц (Втор. 16, 9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев. 23, 15-21) и начатков всех плодов земли (Числ. 28, 26; Втор. 26, 2, 10). |
май-июнь |
IV | 10 | ФАММУЗ. 29 дней 17. пост. Взятие Иерусалима (Зах. 8, 19). |
июнь-июль |
V | 11 | АВ. 30 дней 9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах. 8, 19). |
июль-август |
VI | 12 | ЭЛУЛ. 29 дней | август-сентябрь |
VII | 1 | АФАНИМ, ТИШРИ. 30 дней 1. Праздник труб (Числ. 29, 1). Новый год. 10. День очищения (Лев. 16, 29; 25, 9). 15-22. Праздник кущей (Лев. 23, 34-36; Чмсл. 29, 12-35). |
сентябрь-октябрь |
VIII | 2 | БУЛ, МАРХЕШВАН. 29 дней | октябрь-ноябрь |
IX | 3 | КИСЛЕВ. 30 дней Праздник обновления (1 Мак. 4, 52_59. Ин. 10, 22). |
ноябрь-декабрь |
X | 4 | ТЕБЕФ. 30 дней | декабрь-январь |
XI | 5 | ШЕВАТ. 30 дней | январь-февраль |
XII | 6 | АДАР. 29 дней 11. Пост Есфири (Есф. 4, 16). 14-15. Праздник Пурим (Есф. 9, 17-32). |
февраль-март |
В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса (Исх. 13, 4; 12, 2). Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев. 23, 10-14). Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. гл. 12). Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит.д. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) - 3 Цар. 6, 1, афаним (месяц бурных ветров) - 3 Цар. 8, 2, и бул (месяц произрастания) - 3 Цар. 6, 38; это финикийские названия. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем. 2, 1), ияр, сиван (Есф. 8, 9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем. 6, 15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем. 1, 1; Зах. 7, 1), тебеф (Есф. 2, 16), шеват (Зах. 1, 7) и адар (Есф. 3, 7). Те из них, которые не встречаются в Библии, известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р.Х.) и другим древним источникам.
Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх. 23, 16; 34, 22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.
Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ. 10, 10; 28, 11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностю в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.
В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.
Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой - параскеви, что значит "пригтовление" (к дню покоя - субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому "день первый" (после субботы, см. Мф. 28, 1) соответствует нашему воскресенью, "день второй" - понедельнику и т.д.
День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд. 7, 19), а день - на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54, 18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк. 12, 38; Мф. 14, 25) и вошло в употребление понятие "час" - двенадцатая часть дня или ночи (Мф. 20, 1-8; Деян. 23, 23).
Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |