Начало: Святоотеческое наследие |
По слав. пер. Ч.I. сл. 95.
Приидите возлюбленные; приидите отцы и братия мои, избранное стадо Отца, запечатленные воины Христовы. Приидите дети, выслушайте слово спасительное для душ ваших. Приидите, займемся куплей, пока еще день купли. Приидите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ своих. Наполните глаза свои слезами, и вскоре отверзутся очи ума вашего. Приидите все единодушно, богатые и бедные, начальники и подчиненные, старцы и юные, сыны и дщери, и всякий возраст, все желающие избавиться вечного наказания и стать наследниками небесного царствия. Вместе с святым Давидом воззовем к милостивому и человеколюбивому Господу, говоря: открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Просвети очи мои, да не когда усну в смерть (Пс.12:4). Возопием, как возопил слепец: помилуй мя, Господи, Сыне Бога Вышняго (Мк.10:47; 5:7). И если иные будут останавливать, или претить, чтоб мы умолкли, сильнее возопием, и неутомимо будем вопиять, пока не отверзет очи сердец наших Светодавец Иисус. Приступите ко Христу, приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс.33:5). Возьмемся за прекрасную мысль, возжелаем себе царства и рая; и вскоре станете вы пренебрегать делами века сего. Подвизайтесь в этот единонадесятый час, спешите, чтоб не остаться вне затворенных дверей. Вечер близко, и Мздовоздаятель идет с великою славою воздать каждому по делам его. Покаемся, братия, пока есть время.
Послушайте, что говорит Господь: радость бывает на небесах о едином грешнице кающемся (Лк.15:10). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего отчаиваешься? Если на небе бывает радость, когда каешься; то чего тебе страшиться? Ангелы радуются, а ты предаешься нерадению! Архангел - проповедником покаяния, а ты будешь бояться? Пречистая и нераздельная достопокланяемая Троица призывает тебя, а ты воздыхаешь!
Да не будет для нас сладостным мирское попечение, чтоб не испытать нам горечи вечного огня и червя неусыпающего! Поэтому поплачем немного здесь, чтоб не плакать там, мучась вечно. Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния. Ужели не страшитесь сего? В оный час каждый восприимет по делам своим; каждый понесет свое бремя, каждый пожнет, что посеял. Все непокровенными предстанем судилищу Христову, и каждый из нас даст Судии ответ за себя. В тот час никто никому не в состоянии помочь, ни брат брату, ни родители детям, ни дети родителям, ни друзья друзьям, ни муж супруге, но каждый со страхом и трепетом будет стоять в ожидании услышать Божий приговор.
Для чего остаемся нерадивыми и не приходим сами в себя? Для чего оставляем в пренебрежении святые Писания и слова Христовы? Или думаете, что Христово слово и слова Христовых Апостолов и Пророков не осудят нас в тот день на страшном суде, если не соблюдем и не сотворим, что повелевают они нам? Послушайте, что говорит Господь ученикам: слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас и Отца Моего, Мене отметается (Лк.10:16). И в другом месте говорит еще: отметаяйся Мене, и не приемляй глагол Моих (Аз не сужду ему), имать судящаго ему. Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день (Ин.12:47-49). Какое же слово будет судить нас в последний день? Святое Евангелие и прочие святые писания святых Пророков и Апостолов. Поэтому, братия, умоляю вас, не будем оставлять в пренебрежении написанного. Ибо небо и земля мимоидет, словеса же Христовы не мимоидут (Мф.24:35).
Приидите же, возлюбленные, и пока не наступил тот страшный день, ввергнем себя в море щедрот Божиих. Сам Бог увещевает и приглашает всех, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). Всех приглашает Человеколюбивый и Незлобивый, Сострадательный и Долготерпеливый, Который хочет, чтоб спаслись все люди. Не Своих только увещевает и призывает, но всех зовет: "приходите ко Мне все, богат ли кто, или беден; потому что грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин.6:37). Кто же грядущий ко Мне? - Кто имеет у себя заповеди Мои, и соблюдает их; кто слушает слово Мое, и верует в Пославшего Меня". Блажен, кто слушает и соблюдает слово Его, и жалок, кто не повинуется; потому что слово то судит ему в последний день (Ин.12:48), по написанному. Страшно впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31)!
Покайся, брат, и не приходи в робость! Покайся, грешник, смело полагаясь и взирая на безмерное человеколюбие Христа, сказавшего: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13). Покайся, чтоб не постыдиться на страшном суде, где со страхом будут предстоять тысячи тысяч Ангелов и Архангелов, когда тайное сделается явным, и раскроются книги дел, когда отлучены будут одни от других как овцы от козлищ. Подлинно страшный и ужасный час, потому что укоряет страшный, правдивый Судия. Кто не убоится оного часа? Кто не придет в робость? И Судия силен, и судилище неумолимо, и дела наши стоят перед глазами, и огненная река перед судилищем, и неумолчна песнь праведников и Ангелов, и нестерпимо рыдание, и бесполезны слезы грешников.
Тогда отверсты будут сокровища, и праведники получат их. И блаженны алкавшие и томившиеся жаждою; потому что там насытятся: а горе насыщенным; потому что там будут алкать и жаждать. Блаженны плакавшие и рыдавшие; потому что там возсмеются и утешатся: а горе смеющимся ныне; потому что там непрестанно будут плакать и рыдать. Блаженны миловавшие; потому что там будут помилованы. Слышали вы, как ублажаются подвизающиеся, и сколько злосчастными признаны нерадивые.
Размысли обо всем этом и поспеши спастись. Не смотри на нерадивых и роскошествующих, зане яко трава скоро изсшут (Пс.36:2). Не возлюби века сего; потому что делает он запинание любящим его, и на час услаждает, в тот же век отпускает обнаженными. Слушай святые Писания и внимай им, и не впадешь в обман, и не сделает тебе запинания этот суетный и лукавый мир. Послушай, что говорит Богослов Иоанн: не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и мирское обольщение, и мир преходит, а творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:15-17). Послушай, что говорит Господь: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)? Тщательно, со страхом внимайте слову Его; потому что слово, еже глагола, и имже научи, то судит нам в последний день.
Не лжив Господь. Да не будет сего! Ибо Он есть истина. И если вполне знаешь, что Он есть истина, и что слова Его не лживы; то почему же остаешься в нерадении, несчастный? Чего ждешь? Что у тебя в мысли? Кто будет отвечать за тебя? Разве не знаешь, что всякий сам за себя даст ответ Богу? Разве не знаешь, что каждый пожнет, что посеял, и что каждый понесет собственное свое бремя? Пока есть еще время, расточи бремя грехов своих. Тебя призывает человеколюбивый Бог, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Всех увещевает Он. Никто не отчаивайся. Никто не смей говорить: "я не грешил". Кто говорит, что не согрешил, тот слеп, ходит ощупью и злосчастнее всех людей. Ибо евангелист Иоанн говорит: аще речем: яко греха не имамы, то лжем и не творим истины, себе прельщаем и Бога лжа творим (1Ин.1:8.10). Никто же чист от скверны (Иов.14:4).
Итак что же? Не слезы ли нужны нам, чтоб омыть скверну, воспевая со святым Давидом: омыеши мя и паче снега убелюся (Пс.50:9); и еще: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс.6:7)? В одну ночь согрешил он, а плакал каждую ночь; почему и стал блаженным. Ибо Пророк сей ясно предузрел сказавшего: блажени плачущии.
Поэтому не плачь ни о чем преходящем в веке сем; не услаждайся приятностями житейскими; не желай себе богатства мира сего; с отвращением смотри на мягкие одежды и нарядные убранства; с отвращением смотри на пестроту красок, на сурмление бровей, на прикрасы и пышность, на бесовские их песни, на гусли, свирели и рукоплескания, на бесчинные и неблагоприличные взывания. Не знаешь разве, несчастный, что все это диавольский посев? Все это делают язычники, у которых нет надежды спасения, А мы не будем уподобляться язычникам, у которых нет надежды спасения, чтобы не подпасть одному с ними осуждению. Послушайте Апостола, который говорить: сие убо глаголю и послушествую о Господе, ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы ходят в суете ума своего, помрачени смыслом (Еф.4:17). Почему, оставив дела языческие, не станем опять возвращаться назад и делать то же самое.
Однажды на всегда отрекся ты от сатаны и от аггелов его, и при многих свидетелях вступил в завет со Христом. Смотри же, с кем вступил в завет и не пренебрегай сим. Но знай, что в тот же час Ангелы записали слова твои, и завет твой, и отречение твое, и хранят это на небесах до страшного дня судного. Ужели же неустрашает тебя это и не приводить в ужас? В день суда Ангелы принесут рукописание твое и слова уст твоих пред страшное судилище, которому и Ангелы предстоять с трепетом. И тогда услышишь неприятное для тебя слово: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе (Лк.19:22). Действительно, горько тогда вздохнешь, и восплачешь в тот час; но это не принесет тебе пользы.
Будь же милостив к себе самому и не питай ненависти в душе своей. Открой глаза свои, и посмотри на многих, как они подвизаются, как стараются спастись, сколько употребляют усилий на всякое доброе дело, как оберегают себя от зависти, от злоречия, от ненависти, от смеха, от блуда, от роскоши, от ссоры, и от всякого иного худого дела, как возлюбили путь узкий и тесный, постятся, бодрствуют, злостраждут и плачут, как уготовили светлые светильники свои, как уста их воспевают и славят всегда бессмертного Жениха, а очи их всегда видят красоту Его, и душа их веселится. Подумай и смотри: Жених уже приближается и не замедлит. Он идет обрадовать любящих Его, идет призвать плакавших и рыдавших не ради мертвеца, не ради временной потери имений, но ради удобообстоятельнаго греха (Евр.12:1) и царствия, которому не будет конца, и ради блаженного наслаждения раем, из которого мы изгнаны, когда преступили заповедь Божию, и в который опять возвращаются плачущие и рыдающие. Он идет увенчать подвизавшихся законно и возлюбивших узкий и тесный путь. Идет помиловать милостивых. Идет соделать блаженными ради Него обнищавших. Идет исполнить благами ради Него алкавших и жаждавших. Идет осветить тайная тмы, и объявить советы сердечныя (1Кор.4:5). И почему не сказать короче? Идет воздать коемуждо по делом его (Рим.2:6). Идет уже не с земли, как прежде, но с небес с силою и славою многою (Мф.24:30). Тогда вострубят трубы с небес и силы их подвигнутся (Лк.21:26); вся земля, как вода в море, восколеблется от славы Его; потечет пред ним река огненная, очищая землю от беззаконий. Потом вдруг вопль: се Жених грядет (Мф.25:6). Вот идет ожидаемая Радость; вот идет Похвала праведных, Солнце правды; вот идет Царь царствующих, Которого царствию не будет конца! Вот идет Судия праведный! Се грядет, исходите во сретение Ему! Тогда с радостью придут те, у кого есть светло горящие светильники и чистая одежда, и они услышат глас Жениха, Который скажет им: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34).
И у кого светильники горят светло, те, без сомнения, при происшедшем вопле, пойдут во сретение весело, с великим дерзновением, радуясь и надеясь, что светильники их не угаснут. А ты, увидев тогда себя в великой скорби, в ужасном несчастии, в нестерпимой нужде, и примечая, что светильник твой угас, со стыдом скажешь: "братия мои, ссудите мне несколько елея, потому что светильник мой угас"; и скажут тебе в ответ: еда како недостанет вам и нам, идите же к продающим и купите (Мф.25:9). И пойдешь от них со скорбью, с болезнью, с воздыханиями, горько плача, и не находя, где купить: потому что купля жизни кончена, и вся жизнь колеблется, как вода в море. Не стало уже тех нищих, которые сидели на дверях церковных, и продавали там елей.
Итак приведенный в крайнее затруднение и совершенно не видя себе помощи, плача и сетуя, скажешь: "пойду, ударю в двери Христова милосердия. Кто знает, может быть, Христос и отворит мне их?" Идешь, ударяешь, и Жених ответствует тебе изнутри: "аминь глаголю тебе не вем тя (12). Отойди от меня делатель беззакония. Ты не миловал, и не будешь помилован. Ты не внимал голосу нищего, и Я не внимаю твоему голосу. Ты слышал святые Мои писания, и смеялся над ними; поэтому не дозволяю тебе взойти. Ты не принял Моих Пророков и Апостолов; потому слово, еже глаголах, то судит тебе в сей последний день. Отойди от Меня; узкие врата не приемлют тебя; ты питал плоть свою и убивал душу свою; как же хочешь взойти сюда и осквернить царство Мое? Ты запятнал одежду плоти своей; наполнил уста свои злословием, ненавидел ближнего своего, выполнял волю диавола, отвергал же Мою волю; как же теперь просишь позволения войти, куда ничего не предпослал, где ничего тобою не запасено, - ни слез, ни плача, ни поста, ни бдения, ни псалмопения, ни девства, ни терпения, ни милостыни? Ничего такого не предпослал ты сюда; чего же здесь ищешь? Обитель эту населяют ради Меня обнищавшие. Это - царство милостивых; это - веселье плакавших; это - радость каявшихся и рыдавших и оплакивавших грехи свои, это - покой бодрствующих и постящихся; это - жизнь вдов и сирот. Здесь алкавшие и жаждавшие возвеселятся во веки; ты же восприял еси благая в животе твоем (Лк.16:25); иди от Мене во огнь вечный" (Мф.25:41).
Слушая это, ты будешь стоять пристыжденный. И в то же время дойдет до ушей твоих глас веселья и радования и узнаешь голос каждого из друзей своих и горько вздохнешь тогда, говоря: "увы, мне несчастному! как я лишился этой славы и разлучен стал с ними за лукавые и негодные дела свои! Действительно справедлив суд Божий. Действительно пострадал я справедливо. Они жили воздержно; а я гонялся за обедами и ужинами. Они псалмопевствовали, а я молчал. Они молились, а я парил умом. Они смиряли себя, а я предавался гордости. Они не занимались собою, а я любовался собой. Они плакали, а я смеялся. Поэтому они теперь радуются, а я сетую; они веселятся, а я плачу; они будут царствовать со Христом в бесконечные веки, а я с антихристом ввергаюсь в огнь вечный. Увы, мне злосчастному! Что со мною сталось? Сколько благ утратил я для того, чтобы несколько времени исполнять мне волю диавола? Теперь узнал я, что каждый приемлет по делам своим. Теперь узнал я, что насмеялся надо мною и запнул меня суетный мир. О, скольких благ лишил я сам себя! О, какому подвергся я стыду! О, сколькими бедствиями обременил я себя!"
Это и подобное тому будешь говорить, терзаясь, и никакой не получишь от того пользы, потому что нет там пользы и в покаянии. Потому-то божественные Писания Апостолов и Пророков возвещают и свидетельствуют нам, что благ, яже уготова Бог любящим Его, око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку грешнику не взыдоша (1Кор.2:9). Слышал ты еще, что говорил Господь: не убойтеся от убивающих тело (Мф.10:28). И еще в другом месте: блаженны гонимые ради Меня (Мф.5:10.11). Потому и Апостол говорит: не льститеся, Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7.8). Ибо сеющие слезами, радостию пожнут (Пс.125:5). Будьте внимательны с сего времени, братия мои, и помните написанное: изыде сеяй сеяти семене своего (Лк.8:5), Кто же исшедший и сеющий? - Добрый Домовладыка, Господь наш Иисус Христос! Что же Он сеет? - Евангельское слово, святые Свои заповеди! Где же Он сеет? На какой земле? На сердцах человеческих, во всех концах мира. Но не все повинуются Евангелию, не все возделывают ниву, чтоб падшее на нее семя Господне принесло плод. Напротив того, оставаясь невозделанными, заросши тернием, и находясь в обольщении, принимают слово, и от печали и богатства и сластми житейскими ходяще подавляются, и не совершают плода (Лк.8:14). Вы же, возлюбленные, уготовьте сердца свои к принятию Евангелия, и да не подавляет ума вашего многое попечение о житейском. Будем заботиться о необходимом, а не о роскоши. Если станете держаться умеренности; то будете иметь покой. А если погонитесь за роскошью и за тем, чтоб иметь у себя больше других; то труда много, путь ненадежен, скорбь неутолима, и жизнь многопопечительна.
Едино же есть на потребу, братия мои, как говорит Господь (Лк.10:41). И одно должно делать отчасти по телесной потребности, а другое непрестанно для спасения души своей; потому что душа всего выше. Для души, братия, будем подвизаться, и заботиться и готовиться каждый день. Не будем тратить всего своего времени на попечение о теле. Но когда тело взалчет и потребует пищи, тогда приведи себе на мысль, что и душа требует удовлетворения собственных ее нужд. И как тело не может жить, если не вкусит хлеба, так и душа мертва, если не приобщится духовной мудрости. Человек состоит из двух частей, из души и тела. И потому Спаситель сказал: не о хлебе едином будет жив человек (Мф.4:4). И ты, как хороший приставник дома, душе давай душевные снеди и телу - телесные, а не одно тело свое питай, оставляя душу свою нуждающеюся во всем и гладною. Не дай душе умереть, но питай ее словом Божиим, псалмами, пениями и песнями духовными; чтением Божественных писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждою, помышлениями о будущих благах. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души.
Смотрите, братия, чтобы кому из вас не оказаться бесплодным. Кто в плоть свою сеет мирское наслаждение, роскошь, ужины и обеды, тот от плоти пожнет истление. А кто в дух сеет молитву, пост, бдение, тот от духа пожнет живот вечный. Рассудите и посмотрите, что нигде не восхваляются роскошные, и рассеянные, и смеющиеся. Ибо это делают язычники, а наш закон таков: блажени нищии духом; блажени плачущии; блажени милостивии; блажени изгнани; блажени поносимые; блажени чистии сердцем; блаженны воздержные; блаженны соблюдшие в чистоте крещение; блаженны для Христа отрекшиеся от сего мира; блаженны тела девственников; блаженны имущии жены, яко не имущии (1Кор.7:29); блаженны бодрствующие и молящиеся; блаженны предусматривающие Грядущего судить живых и мертвых; блаженны плачущие в молитве. Таковы уроки Божественного Писания православных. Какое же писание ублажает играющих на свирелях и гуслях, или смеющихся, или роскошествующих, или упивающихся и пляшущих, любящих мир, и яже в мире? Не такие советы дает закон наш; не тому учил Господь наш; напротив того угрожает Он за сие горем, говоря: горе смеющымся ныне: яко возрыдают и восплачут; горе вам насыщеннии: яко взалчете; горе вам богатым (Лк.6:24.25). И чрез Пророка еще говорит: горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающым горькое сладкое, и сладкое горькое. Горе оправдывающым нечестива даров ради, и, еже есть праведное праведнаго, вземлющым (Ис.5:20.23). Горе возстающым заутра, и сикер гонящым, ждущым вечера: вино бо сожжет я: с гусльми и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господни не взирают, дел руку Его не помышляют (11.12).
Таковы и подобны сим дела людей миролюбивых и плотолюбивых, а не христолюбивых.
Но хочешь ли немногое выслушать о христолюбцах, которые идут узким путем? Слушай, что говорит Апостол: во всем представляюще себе, якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих и т.д. (2Кор.6:4.5). И еще Господь говорит: воставше молитеся, да не внидете в напасть (Лк.26:46): дух убо бодр, плоть же немощна (Мф.26:41).
Итак что же? Сотворите должное, братия мои. Вот слышали вы, как ублажаются идущие узким путем, и какое горе предсказано вступившим на путь широкий и пространный. Оставим путь широкий, ведущий в пагубу; потрудимся несколько времени, чтоб царствовать в бесконечные веки; - потрудимся, всегда имея пред очами Грядущего судить живых и мертвых, непрестанно содержа в памяти вечную жизнь, бессмертное царство, ликостояние с Ангелами, пребывание со Христом. Размысли, что жизнь ничего не имеет в себе кроме слез, укоризн, злословия, лености, трудов, болезней, старости, греха и смерти; и не возлюбишь мира. Смотри, чтоб этот мир не обольстил тебя своими приятностями, и не запнул, и в век будущий не препроводил от себя обнаженным. Помни сказавшего: непрестанно молитеся (1Сол.5:17). Не увеселяйся цветами жизни. Пусть в устах у тебя будет всегда псалом; потому что произносимое имя Божие обращает в бегство бесов. Если и к делу простираешь руки, то пусть язык творит псалом, а ум молится. Сам Господь дает от Себя совет, и увещевает здесь еще приготовлять себя; и если в чем согрешили и преткнулись, уврачуем это слезами, пока есть время покаянию. Время покаяния коротко; царствию же небесному нет конца.
Мы ублажаем святых и желаем себе их венцов, но не хотим подражать их подвигам. Или думаете, что так удостоились они венцов, без трудов и скорбей, чего вам бы хотелось? Угодно ли тебе слышать, какое упокоение имели в сей жизни святые? Одни избиени быша, друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами, и темницею, камением побиени быша, претрени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах и в пропастех земных (Евр.11:35-38). Вот слышали вы часть одну из многого о наслаждении и покое святых в жизни сей и о том, с каким весельем терпели они это; потому что прозирали в те блага, которые уготованы на небесах, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (2Кор.2:9).
Если хочешь избавиться от мучения, то никого никогда не злословь. Горе беззаконному! Когда все просвещаются, он омрачается. Горе хульнику! Язык у него связан, и не в состоянии оправдаться он пред Судиею. Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь. Горе ленивому! Взыщет он времени, которое потратил худо, и поискав, не найдет. Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду, и со стыдом изгоняется из царского брачного чертога. Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисляются к убийцам, и мучатся с прелюбодеями. Горе тому, кто краткое это время проводит в роскоши. Его потребуют, как агнца на заколение. Горе лицемеру! Пастырь от него отказывается, и волк похищает его. Блажен, кто идет путем узким: он входит в небо венценосцев. Блажен, кто имеет высокую жизнь, но смиренный образ мыслей: он подражает Христу, и с Ним будет восседать. Блажен, кто благодетельствует многим нищим: он найдет на суде многих защитников. Блажен, кто принуждает себя ко всякому доброму делу; потому что усильные искатели восхищают царствие небесное (Мф.11:12).
Итак будем понуждать себя, братия, на всякое дело благое, будем убеждать и увещевать себя самих, будем назидать друг друга, как и всегда вы делаете. Беседа ваша пусть будет о суде и об оправдании вашем. Дело ли какое делаете, или идете путем, и во время трапезы, и на ложах своих, и чем бы другим ни занимались вы, непрестанно с заботливостью думайте о суде и о пришествии праведного Судии; помышляйте в сердцах своих и говорите друг другу: "какая это кромешная тьма! Какой этот неугасимый огонь и неусыпающий червь! Какой этот скрежет зубов!" О том беседуйте друг с другом непрестанно, день и ночь, как течет огненная река, и очищает землю от беззаконий, какие есть на ней; как свивается небо, аки свиток (Ис.24:4), звезды падают, якоже листвие смоковницы (5); как затмеваются солнце и луна; как разверзаются небеса, по повелению Владыки; как, подобно молнии, сходит с неба Судия; как текут смятенные силы небесные; как уготовляется страшный престол; как колеблется основание земли, ожидая сошествия Судии; как звучат трубы, как отверзаются гробницы, как потрясаются гробы, как усопшие от века пробуждаются, как бы от сна, как души спешат опять к телам; как святые текут во сретение, как готовые удостаиваются вшествия, как Жених заключает двери нерадивым. Прекрасно о сем размышлять, с заботливостью думать день и ночь. Кто всегда помнит о смерти, тот не согрешит много.
Не все время жизни своей будем заботиться о чреве и об одеяниях: так поступают язычники, не имеющие упования жизни вечной. Не будем же уподобляться им, но выслушаем, что говорит Господь: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:33). Будем, братия, искать того царствия, которое не имеет конца; будем искать той радости, которая вводит в бесконечные веки. Будем, возлюбленные, молиться с болезнью сердечною, с воздыханиями и слезами, чтобы не осталось не исполненным нами оное блаженное слово. Прекратим здешнюю роскошь, чтобы там приобрести райское наслаждение. Поплачем недолго здесь, чтоб там возсмеяться. Будем алчущими, чтобы там насытиться. Пойдем узкими вратами и тесным путем, чтобы там шествовать путем широким и пространным. И еще повторяю: смотрите, чтобы не запнул вас и не посмеялся над вами мир, и чтоб в будущий век не препроводил он вас обнаженными и бедствующими, потому что обольщение мира сего многих запнуло, над многими насмеялось, многих ослепило. А мы, братия, будем внимательны к себе самим; послушаем Господа, Который говорит: грядите по Мне (Мф.4:19), все оставим и последуем за Ним одним; презрим всякую радость мира сего, потому что издевается он над всеми любящими его. Постараемся же достигнуть вечной жизни, ангельского ликостояния и пребывания со Христом, потому что Ему слава и держава со Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь!
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 35-49.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |