Начало: Святоотеческое наследие |
По сл. пер. Ч. II. сл. 16.
Будь внимательна к себе, юность, возлюбившая подвижничество, чтоб дни не протекли в рассеянности. Не допускай в себя лукавых помыслов, чтоб сила твоя не измнемогла в борьбе с врагом твоим. Имей всегда в уме своем сладчайшего Владыку, чтоб увенчалось течение твоего подвига. Ускоряй борения подвига твоего, юность, ибо наступил день, и близко время, когда трудящиеся увенчаются, а ленившиеся раскаются. Приобретай добродетель, пока есть к тому время: приобретай благоговение оку своему, истину слуху своему, посещение немощных стопам своим, образ Господа твоего сердцу своему, преспеяние в целомудрии членам своим, чтоб сподобиться тебе большей чести пред Ангелами и человеками. Чествуется бездушное дерево, если имеет на себе образ смертного царя; кольми паче, в нынешнем и в будущем веке, предпочтена будет душа, имеющая в себе Бога.
Будь внимателен к себе, возлюбленный; похоть мертва, а тело твое живо: потому тщательно внимай, чтоб тело твое не сообщило жизни мертвецу. Если дашь ему жизнь, убьет тебя. О, горьких достойно слез, что оживотворенный мертвец убивает сообщившего ему жизнь! Изучи в точности, что такое похоть. Без тела она мертва; но когда стремление похоти приблизится к телу, тогда оживотворяется похоть, ум занимается сладостью похоти, и тело, которое живо, оказывается умершим мертвенностью похоти. Посему, тщательно блюди себя от сего мертвеца. При воспламенении в теле похоти, приводи себе на мысль неугасимый огонь и нескончаемого червя, и тотчас угаснет разжжение членов; иначе, расслабев, будешь побежден и станешь раскаиваться, и обымет тебя огонь скорбью раскаяния, и привыкнешь грешить, хотя будешь и раскаиваться. В начале постарайся быть строгим ко всякому пожеланию, чтоб не преодолеваться им, и не привыкнешь уступать над собою победу во брани. Ибо привычка - вторая природа. Привычка к послаблению никогда не приобретает строгости. Она всегда созидает и разоряет, грешит и раскаивается. Если привыкнешь, возлюбленный, расслабевать, когда нападают на тебя; то надписью в рукописании твоем в век века будет: раскаяние. Кто привык уступать над собою победу какому-либо пожеланию, того всегда обличает совесть его; он во всякое время печален, и хотя при других показывает благоговейное и веселое лицо, но внутренно уныл, по причине обличений совести своей. Ибо обыкновенное достояние похоти - сообщать мучительную печаль исполняющим ее. Поэтому, внимай всею душою, всегда имея в себе Бога. Ибо Христос есть бессмертный Жених души. Итак, не оставляй истинного своего Жениха, чтоб и Он тебя не оставил, и чтоб тебе оставленному не возлюбить чуждого, то есть, коварного врага. Он коварно любит на короткое время, и вскоре оставляет. Это - нечистая блудница; когда истощит у кого имение и силы, тогда он делается ей ненавистен. Кто не будет плакать, что враг, истощив наши силы и время на нечистоты свои и на скверные похоти, потом отступает от нас по ненависти, которую имеет к нам? потому что никогда не любил нас этот нечистый и скверный.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907, сс. 213-214.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |