Начало: Святоотеческое наследие |
Феофана Митрополита Никейского, послание к Никейцам, учащее каково должно быть истинно-христианское отношение ко всем представляющимся радостям и скорбям; при конце же призывающее всецело отвращаться от всякого общения с еретиками; послано оно было им тогда, как только он был избран во епископа сего града [1]
Вы, составляющие население Никеи или окрестностей ее, некогда цветущего и блистательнейшего из городов, а ныне плененной врагами, о Божии судьбы! и находящейся в рабстве, лучше же сказать представляющей только призрак ее по имени и надписи, на подобие безжизненных статуй, имеющей известность, - как сущие в различных степенях священнического звания, так и все прочие учащиеся по Христу, - благодать вам да будет, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса Господа нашего.
1. Довожу до вашего сведения, возлюбленные братия, что благоволением и благодатью всемогущего Бога, призывающего по Своему произволению "сущая, яко не сущая", общим постановлением Всесвятейшего Владыки нашего Вселенского Патриарха и сущего с ним божественного и священного Синода, я, малейший, был наречен и произведен в избранники и т.ск. в обручники вашей святой Божией Церкви. Поэтому, прежде всего, посылаю вам мое благословение во Христе и выражение моей любви [2], которую, как некое отеческое наследие, мы восприяли от Самого Спасителя нашего Бога, которую и мне уделите обильно, так чтобы нам иметь стойкость и великодушие, чтобы быть в силах помочь друг другу перед лицом всегда нападающих на нас искушений. Молю же вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, предавшего Себя Самого за грехи наши, ради того, чтобы избавить нас от лукавого - предначну богодухновенными Павловыми словами, поскольку и он вас, через меня, увещевает ко всему этому - чтобы вы вели достойный и согласный с законами Евангелия Христова образ жизни. Потому что вам, возлюбленные, как находящимся среди людей дурных, нечестивых и грешных, следует особенно проявлять большую бдительность и внимание, дабы на основании постоянных бесед с ними и большой близости, некие или не споткнулись бы в отношении веры или не приобщились дурным делам оных людей. "Ибо беседы злы", говорится, "тлят обычаи благи" [3], и, как говорят Святые Отцы, легче перенять зло, чем передать добродетель. Но и многое другое еще может быть отнесено к вышеприведенному, могущее помочь и заставить быть начеку по отношению их лжи и порочности, которые наносят большой вред тем, которые недостаточно осторожны в отношении себя. И, вот, во-первых, такой опасностью представляется покатая плоскость наслаждения и общая распущенность и недисциплинированность образа жизни, и позволение себе совершать всякое плотское вожделение невозбранно. К этому присосеживается наш невидимый враг и обвинитель диавол, действуя заодно с нашей предательской плотью, имея своих подданных и исполнителей - на вид ласковых, как бы кто сказал, врагов наших, которые сообитают с нами и на подобие неких бесплодных пчел примешиваются к Христову пчельнику и пытаются выкрасть мед добродетели нашей, и под видом дружбы и ложной любви советуют и убеждают всегда к тому, что ведет к гибели, и как приманку, как я сказал, на крючке смерти выставляют удовольствие. Таким образом, возлюбленные, наподобие некой подводной скалы, ведется скрытая и коварная война, которая гораздо труднее и опасней войны открытой и издавна ожидаемой. Потому что для такой войны, вооружившись и приготовившись кто заранее, будет неуязвим, непоколебимо и непобедимо противостоя всякому предприятию и нападению противников; против же арабских волков, приходящих к вам в овечьей шкуре, сказать евангельски, легко кому обмануться и неожиданно, принимая их за друзей, впасть в руки врагов. Так и на Адама, началозлобный враг и супостат наш напал через Еву, спутницу жизни и подругу его. И путем удовольствия и славолюбия внес горчайший яд в их сердца. Ибо не от чего иного так легко проистекает польза или же вред, возлюбленные, как от общенья с людьми, с которыми общаемся и вместе живем и от немалой близости с ними на основании постоянных бесед. Посему и мудрый Хранитель нашего естества желает, чтобы наше спасение всегда совершалось при помощи людей, а не чрез ангелов, хотя они и куда более могущественны, чем люди. Это и лукавый хорошо сознавая, не перестает действовать против нас через такого рода людей, имея спомоществующей и содействующей ему в этом деле также и нашу плоть, которая предпочитает услаждение вместо того, что служит ей на пользу и является самым прекрасным. Она не дурна по своей природе, потому что никакое творение Божие по своей природе не является дурным, но от удовольствия она возбуждается и становится как бы неистовой. Но если кто немного побдит, и беспечность, как бы некий сон, отряхнет от души, тот, как паутинную ткань, разорвет и уничтожит все эти разновидные и тяжкие (диавольские прилоги), имея содействующей себе божественную помощь, которая легко выравнивает все тяжкое и мучительное и делает человека страшным и непобедимым для врагов, и злодейски вводимые ими ухищрения и уловки (та миханимата каи софисмата) сводит на нет. Потому что обрати, вот, внимание: отсюда, через нечестивых, лукавый как бы представляет пред наши очи нечистую и выражающуюся в любви к удовольствиям жизнь, протекающую в пьянстве, блуде и всяком ином бесчинстве. С другой же стороны, представляя пред наши очи трудность и напряженность евангельского, лучше же сказать, ангельского образа жизни, а прежде сего - показав противоположный сему образ жизни, он пытается скрыть то, что находится по другую сторону. Но благодать Божия, прекрасно противостоя такому обману, показывает нам: какой конец будет каждого из этих вышереченных двух путей. Узкий и тесный, говорит, путь вводит в вечную жизнь идущих по нему. Широкий же и просторный, путь ведет к гибели (Парафраза Мф.7:13,14). Прекрасно Христос назвал их "оными путями", обозначая этим и мимотекучесть и вместе скорый конец и всегдашнее убавление нынешней жизни. И можно сказать, Он обращается ко всем: так чтобы тягость и стеснительность образа жизни у порядочных людей, не ослабила бы у них напряженности в усердии, потому что в то же время они помышляли бы как о краткости и мимотекучести таких вещей, так и представляли себе о том, что вот-вот воспримут блаженный покой и блаженную жизнь. А, с другой стороны, чтобы ширина пути, которой склонны были бы поддаться недисциплинированные, соблазнившись возможностью удовлетворяться до пресыщения страстными наслаждениями, не прельщала их, потому что при этом они предвидели бы, что такому образу жизни угрожает скорый конец, соответствующий сему пути, именно: гибель и неугасающий огонь и неумирающий червь. Но когда, действуя такого рода ухищрениями, изворотливый и принимающий разные виды змий потерпит неудачу в борьбе с твердой настроенностью человека следовать доброму пути жизни, он отнюдь не остается в покое, но уже противоположными махинациями пытается разрушить твердыню нашего терпения и веры, возбуждая на нас напасти и скорби разнообразные и со всех сторон, опять используя средства, свойственные его злобе и могущие более помочь ему в этом деле. И теперь он причиняет нам убытки и грабежи имущества; в другом же случае - подвергает нас тюрьмам и бичам, поношениям и насилиям и бесчестиям, а иногда и плену и угрозам насильственной смерти, дабы ослабев от этого, мы бы или предались распутству или же впали в нечестие, которое обещает нам освобождение от всех этих зол, и в то же время - обильный источник наслаждений нынешнего века, при условии если на это мы обменяем Благочестие и добродетель [4]. Однако все его козни и осады мы могли бы державно перенести, если пожелаем быть бдительными, приобретая в Христе нерушимый Щит и Оплот, в изобилии обладая благородными и чудными примерами, именно взирая на терпение и выдержку у святых и на их сопротивление греху, простирающееся до пролития своей крови. "Иже", говорит Апостол, "избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат; друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею: камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени [5]: ихже не бе достоин мир" (Евр.11:35-38). Бог допустил это для того, чтобы весьма наглядно было показано испытание их веры и мужества, а для них послужило бы в воздаяние больших благ, в большее же постыждение и неудачу для лукавого, в пример же стойкости для нас и для всех вместе с нами вступающих в поприще сей жизни.
2. И что за нужда говорить о сем? Когда Сам Господь ради нас перенес еще больше от беззаконных иудеев, как всем возможно слышать из повествующих Священных Евангелий. Ибо отнюдь ничто из того, что наносит бесчестие, ничто из того, что может причинить страдание, они не оставили без употребления и неиспользованным: то нагромождая лжесвидетельства, то понося и издеваясь, к тому же обильно нанося глумления и удары; а затем, вот, палками ударяя божественную оную и страшную Голову, а, затем, налагая на нее терновый венец ради того, чтобы причинить вместе и боль и глумление. В отношении же божественного оного Лица, которое сильнее солнечных лучей просияло на Фаворе несотворенной славою и благодатью Божества, на которое избранные из апостолов не могли прямо взирать, то и оно должно было подвергнуться таковому бесчестию и оскорблению, чтобы подлежать плевкам и пощечинам от этих преступников. И наконец посреди злодеев они Его нагим высоко повесили на кресте. Но даже и тогда не насытились в своем бешенстве и злобе, но и тут в издевательстве поднесли к божественным устам - откуда вышли словеса сладчайшие меда и сот, как говорит Пророк (Пс.18:11), - желчь и уксус. Но даже и после смерти Его, они не прекратили свою злобу, но копием пронзили живоносные ребра [6], откуда исшло искупление вселенной и дар всемирной жизни, Кровь и Вода.
3. Итак, все это принимая на ум, возлюбленные, станем бежать от услаждения плоти, как бы от ядовитых змей, и доблественно перенесем приходящие искушения, чтобы нам стать участниками Страстей Христовых, а на этом основании - и славы Его: если только страждем вместе с Ним, то чтобы вместе с Ним и прославились. Потому что, как с уст блудницы, видится, струится мед, который, однако, позднее обретается горчайшим желчи для вкусивших от него, так и от всех плотских удовольствий жизни, как скажем, пьянство, роскошество, леность (в делании добра) и всякое бесчинство и неумеренность, и срамословие и пустословие, как похищения и делания неправды, как гордость [7] и надменность, как выставление чего-то иного, противного здравому учению, которые сначала и на поверхности кажутся весьма сладкими и приносящими удовольствие, позднее, однако, их результат бывает горчайшим желчи. Всякая самодисциплина и всякое принуждение себя в отношении нынешней жизни, представляются связанными не с радостью, а - со скорбью, но затем, для подвизавшихся путем их, приносят мирный [8] плод. Поэтому необходимо - терпение. "Аще терпим", говорит Апостол, "с Ним и воцаримся" (2Тим.2:12). Молю же вас, братие, будьте настороже и следите: если кто пытается вводить в Церковь Христову раздоры и соблазны, и делает попытку посеять, как дурные плевелы, пустую недавно появившуюся ересь [9], которая чужда учению Духа. Таковые люди пусть будут отгнаны вами, от Христовой паствы, как волки; потому что они ничем не лучше, если даже не хуже - нечестивых иудеев, которые бесчинствовали по отношению к обожествленному и облагодатствованному [10] Лику Господнему. Потому что те (иудеи) оскорбляли оное Лицо, как лицо простого человека, хотя величина их дерзости переходила и на Божество Его. Потому что Слово Божие, Которое переносило сие, было вместе и Бог и Человек. Эти же новые оскорбители, являются оскорбителями Божества Его, бесчинствуя в отношении несотворенной славы Божества, прославившей Его блаженное Лицо, дерзко называя ее "завесой" [11]. А это еще более отвратительно и гнуснее оных иудейских слюней и плевков [12]. И как те, думая, что поддерживают догмат единоначалия (Божества), никоим образом не признавали различия (Ипостасей) и не признали Сына, так и эти, ссылаясь на простоту Божественного естества, и думая этим запугать более простодушных людей [13], пытаются полностью отстранить различие между божественным естеством и действием, говоря, что действие полностью есть Бог. Вернее, оно отнюдь не обладает жизнью, мудростью и силою, а если и обладает, оно - сотворенное; этим как бы открыто говорилось, что Он Сам с Собою находится в несогласии, и простота Его никоим образом не допускает различия (в отношении между Его существом и действием) в общении славы, однако простирается на тварь. Итак, таковые (еретики), как было сказано, как некие злые звери, да будут далеко отгнаны от Паствы Христовой. Потому что, - "Ни от зверей злых не взыдет нань", говорит Исаия (Ис.35:9); "таковии бо", говорит Апостол, "Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву" (Рим.16:18), и приятными словами и несмысленным пустым обманом прельщают сердца невинных людей. Но Господь, утешающий смиренных, да утешит ваши сердца и да укрепит вас во всяком деле и слове благом. Молитесь же и о нас, братие, дабы вверенное нам Христово дело всегда преуспевало. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа да будет со всеми вами, братие. Аминь.
Примечания:
Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 2. - М.: Паломник, 1993 // Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Перевел с Греческого языка Архимандрит Амвросий (Погодин). - Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1974, сс. 211-218.
1. Theophanus Metropolitae Nicaeni Epistola I. Migne P. Gr. 150, col. 287-300.
2. В оригинале: "Даю вам мир во Христе и любовь".
3. "Погибель нравам добрым от худых бесед"; стих из комедии Менандра, ставший почти пословицей, приводится Ап. Павлом 1Кор.15:35.
4. Эти гонения верные терпели от мусульман, желавших, чтобы они отреклись от Православной Веры и приняли мусульманство, обещая свободу и блага.
5. "озлоблени" означает: "страдающие".
6. Латин. пер.: "откуда вышло Искупление всего земного мира, дарующее всему миру жизнь, именно - Кровь и Вода".
7. Т.е. учение, противное учению Православной Церкви.
8. Т.е. приносящий умиротворение в душе.
9. Нек. рукописи (как Ватикан, и Мессанен.) прибавляют здесь в тексте: "ересь Варлаама и Акиндина", с которыми боролся Св. Григорий Палама.
10. Здесь у Миня опечатка, именно вместо вин. пад. един. ч. - родит. пад. мн. ч.
11. Здесь у Миня находим следующее примечание: "Называть "Завесой" лицо и плоть Христову могли бы или те, которые - одного мнения с Несторием, который не допускал никакого единения между человеческой и божественной природами, но человеческую природу во Христе называл как бы "гостью" Божественной природы, - или же те, которые разделяют мнение иных еретиков, которые утверждали, что Плоть Христова не была истинной, ни одного существа с нами, но она была призрачной, иллюзорной, вымышленной, воображаемой (потому что все эти термины приводит Бл. Августин), и поэтому они могли бы назвать Плоть Христову "Завесой", за которой как бы скрывается Божественная природа, которая единственная, как они учили, существует во Христе". Минь. Патр. Гр. т. 150, кол. 297, заметка 5.
12. Здесь фразу мы предпочли взять из латинского перевода, который является как бы перефразой греческого текста.
13. Латинский перевод здесь не понял греческого оригинала.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |