Начало: Святоотеческое наследие |
По слав. пер. Ч.2. Сл.3.
Сие и еще больше сего можно сказать о любви. Но мы возвратимся к предположенному, и будем говорить о покаянии и о будущем суде. Всегда нужно размышлять о сем: потому что день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет (1Сол.5:2). Посему и днем и ночью взирай на последний час, и в законе Господни поучимся день и нощь (Пс.1:2). Многое вещай Богу, и не многое людям; и хотя к делу простираешь руку, уста да поют, а ум да молится. Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца. Псалом - тишина души, он вознаграждает миром. Псалом - посредник дружбы, единение разъединенных, примирение враждующих. Псалом - привлечение Ангельской помощи; оружие против страха ночного, успокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он населяет пустыни, уцеломудривает народные собрания; он - первоначальное обучение новопоступающим, приращение преуспевающим, утверждение совершенным, глас Церкви. Он делает светлыми праздники; он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом - дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Псалом - просвещение душ, освящение тел. В нем никогда не престанем, братия, поучаться и в домах, и на путях: и ложась спать и вставая от сна, будем беседовать сами с собой во псалмех и в песнех и пениих духовных. Псалом - радость боголюбцев; он отгоняет празднословие, прекращает смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. А где песни чуждого, там гнев Божий, и горевоздаяние за смех. Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение слушателей. А где гусли и лики, там омрачение мужей и жен, и праздник диавольский. О какая злая хитрость, какая выдумка диавола! Как искусно запинает и обольщает он каждого и убеждает делать зло, как добро. Сего дня, по-видимому, поют псалмы, а на утро с усердием предаются пляскам; сего дня христиане, а на утро язычники; сего дня носят на себе славное имя, а на утро Еллины; сего дня рабы Христовы, а на утро отступники от Бога. Не вдавайтесь в заблуждение; ни один слуга не может двема господинома работати, как написано (Мф.6:24), не можете Богу работати, и плясать с диаволом. Как истинные рабы Христовы, Христу поработаем; Ему поклонимся, не отступим от Него, с Ним пребудем до последнего издыхания, и не послушаемся змия; потому что яко лев рыкая ходит иский, кого поглотити, кого обольстить. Ему же противитеся тверди (1Пет.5:8.9), как Христовы воины, Христу работая и с Ним пребывая. Не делай так, чтобы сего дня петь псалмы, а на утро плясать! сего дня каяться во грехах своих, а на утро скакать на свою погибель; сего дня читать, а на утро свирять; сего дня соблюдать воздержание, а на утро кружиться, и для всякого быть посмешищем. Нет, братия, не будем так губить время своего спасения, играя, и другим служа игралищем. Как добрый земледелец, обрабатывай и охраняй вину свою. Не тяготись, брать, напутиями к жизни вечной, не отвергай сухоядения, не удаляйся от бдения, не почитай за ничто возлежания на голой земле, не оставляй псалмопения. Ибо все это и подобное сему препосылает тебя в вечную жизнь, и радость, и веселие, и упокоение. Возлюби молчание во время худой беседы; житейские беседы разлучают ум с Богом.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, сс. 10-12. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |