Начало: Святоотеческое наследие |
По слав. пер. Ч.2. Сл.11.
Кто возложил на себя безмолвие, и стремится к уединению, тот избрал доброе начало. Но как далек он от беспокойств видимого смятения, так пусть заглянет в душу свою, избавился ли от внутренних мятежей, и освободился ли от нападающих во множестве бесов; потому что и в душе бывают возмущения и мятежи лукавых помыслов, по великой злобе сопротивных сил, о чем говорит Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы (Еф.6:12); и еще: оружия наша не плотская, но сильна Господем на разорение твердем, помышления низлагающе, и всяко возношение, взимающейся на разум Божий (2Кор.10:4,5). Посему весь подвиг наш в том, чтобы безмолвствовать внутренно и отречься истинных мятежей, волнения помыслов, и сопротивных сил. Иначе напрасно будет отречение и видимое удаление с места. Ибо вот истинное отречение - внутренно пребывать в мире и тишине.
Посему, когда станешь пред Богом на молитву, смотри, чтобы прекрасных орудий, на которых поешь Богу, т.е. помыслов твоих, не расхитили враги твои. Как, или чем будешь служить Богу, когда отнято у тебя орудие, т.е. пленены помыслы? Бог не имеет нужды, чтоб молились уста или язык. Служение Богу требует, чтобы помыслы, вся крепость и сила души, весь ум, нерассеянно напряжены были к Богу. К золоту своему не примешивай меди или свинца, т.е. в душе твоей многих и нечистых помыслов, Как дева, обрученная мужу, если ее обольстят другие, делается мерзкою в очах мужа: так и душа, увлекаемая нечистыми помыслами и дающая на них согласие, мерзостна Небесному Жениху своему, Христу. Напротив того она должна, по мере возможности, избегать связи с сими помыслами и не услаждаться согласием на оные, чтобы Господь, увидев ее любовь к Нему, помиловал ее, и пришедши, погубил врагов ее, которые внушают ей и убеждают ее иметь вражду к Жениху своему, и думают отвратить мысли ее от Христа. Ибо как скоро Господь увидит, что душа, по мере сил своих, бывает собранною в себя, непрестанно ища Господа, ожидая Его ночью, и вопия к Нему днем (ибо так и заповедал Он, непрестанно молиться), не умедлит сотворить за нее отмщение, и очистив ее от порока; какой еще в ней есть, представить ее Себе как не имеющую скверны невесту.
Посему, если веруешь Господу, что сие истинно, как и действительно истинно, то будь внимателен к себе, точно ли душа обрела для себя путеводственный свет и истинное брашно и питие, которое есть Сам Христос. А если нет, то день и ночь домогайся получить сие; потому что ты слеп. Так обещал Господь, так обретает душа истинного Бога. Поэтому, когда видишь солнце, взыщи истинного Солнца, и загляни в душу свою, обрел ли ты истинный свет; потому что все видимое есть тень невидимых и истинных предметов души. Ибо кроме видимых есть иной - внутренний человек, иные очи, которые ослепил сатана, иные уши, которые сделал он глухими, но Иисус пришел спасти сие и соделать человека здравым. Прииде бо Сын человечь взысками и спасти погибшаго (Лк.19:10). Ему слава во веки веков! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, сс.32-34. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |