Начало: Святоотеческое наследие |
Общее мнение церкви признаёт исхождение (εκπορευσιν) неотъемлемым свойством (ακινητον ιδιοτητα) Всесвятого Духа, представляющим не что иное, как естественное происхождение (υπαρξιν) Его от Отца. Итак, думать и писать, что это исхождение означает в богословии иногда указанное происхождение, иногда вечное воссияние, облистание или явление – означает думать и писать нечто хульное, чуждое отеческим догматам, и, кроме того, достойное анафемы. Далее, по общему разумению и исповеданию отцев, слово "Изводитель" (προβολευς) означает Виновника Сына; к тому же все согласны и в том, что исхождение и извождение (προβολη) означают одно и то же. Таким образом, мыслящий, догматствующий и пишущий не так, а иначе – а именно, что слово προβολευς иногда означает Виновника Всесвятого Духа, а слово προβολη – естественное происхождение Его от Отца, а иногда первое слово означает проявителя (φανερωτην), а второе – вечное воссияние, облистание или, что то же, проявление Всесвятого Духа; тот, на наш взгляд, есть явный хульник и очевидный нарушитель предания, и за это достоин отвержения и отвращения. Точно так же богоносные отцы наши слово προοδος (прохождение), употребляемое о Святом Духе, всегда употребляют в смысле показателя одного происхождения Всесвятого Духа, то есть, в том же самом смысле, в каком употребляют слова εκπορευσις и προβολη. Вследствие этого те, которые дозволяют себе новшества относительно этого выражения, догматствуют и пишут, что это выражение иногда служит в писаниях показателем происхождения, а иногда проявления, воссияния и облистания, должны быть признаваемы за исказителей правых догматов и уклоняющимися от истины, и, кроме того, по всей справедливости заслуживающими презрения и отвращения. Так искони обыкла мудрствовать, догматствовать и учить святая Божия церковь; так мудрствовать, догматствовать, учить и исповедывать мы приняли от неё изначала и доселе. И если несогласующиеся с нами доселе будут так исповедывать устами и писаниями, одно приемля как правильное, а другое предавая анафеме как хульное, как и мы – то будут нам присными, братьями и православными, будут иметь в нас людей, от сердца приветствующих полное примирение с нами и мир; если же нет – чего да не будет – то никогда и никоим образом.
Источник: "Христианское Чтение", 1889, т. I, с. 366-367.
© Дмитрий Капустин
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |