страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Толкование на книгу пророчества Иоиля

Иоиль происходил от колена Рувимова; и умер и погребен он в земле Рувимовой. Имя Иоиль толкуется: крепость Господня.

Глава 1

(1) Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву. Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во время четырех царей их, которых представляет под образом четырех казней египетских. Одно зло служит образом другого подобного ему зла. На Египет насылаемы были саранча и другие язвы; а здесь один за другим следовали цари.

(4) Останок гусениц поядоша прузи крылатые, налетевшие на синагогу израильскую; ибо в землю израильскую вторгались разные войска из Ассирии и из Вавилона, под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелассар, это - гусеницы; второй - Салманассар, это - прузи крылатые; третий - Сеннахирим, это - мшицы; четвертый - Навуходоносор, это - сиплеве. Посему, смысл пророчества таков: останок гусниц, то есть оставленное Феглаффелассаром, поядоша прузи, то есть Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, то есть Сеннахирим, и останок мшиц поядоша сиплеве, то есть Навуходоносор.

(6) Язык взыде на землю Мою; это - Сеннахиримово войско; оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню.

(5) Утрезвитеся пиянии, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино. Таинственный смысл слов сих тот, что у людей грешных отъемлется божественная радость, представленная здесь под образом вина.

(8) Восплачися, как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем. Бывает иногда, что, при вступлении в брачный чертог новобрачной, жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее.

(10) Изсше вино, погибли маслины. (11) Посрамишася земледелатели, возрыдали виноградари. Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели: но сие не принесло плода.

(12) Древа изсхоша, потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим.

(11) Посрамишася земледелатели, и нет Пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет Пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, по своей же лукавой воле пошли во тьму кромешнюю к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом Пророк именует древо жизни, - святой крест, принесший роду человеческому плод нетления.

(7) Положи виноград Мой в погубление, и смоквы Моя в сломление. Виноград есть образ синагоги, а смоквы - тайна всего человечества.

(17) Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила; потому что, при наступлении голода, прекратились десятины и жертвоприношения.

(13) Отъяся от дому Господня семидал и возлияние. Словами: отъяся семидал, Пророк означает, что утратилась чистота нравов; а словами: отъяся возлияние, дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения по недостатку духовного разумения.

(18) Паствы овчия погибоша, восплакашася стада волов, стада овец погибли, яко не бе пажити им. Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Сие-то было, как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в сие время Вавилоняне осадили Иерусалим, опустошили все окрестности), - так и с обоими царствами израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во время царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол самарийский, а второй много бедствий причинил Иудее. В таинственном же смысле воздыхание волов означает воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих; ибо божественный Павел говорит, что тварь повинуся суете неволею (Рим.8:20). А что Пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, тем изображается еще более жестокий глад, пред пришествием Господа нашего мучивший все человечество по скудости небесного хлеба, и наконец утоленный и прекращенный евангельскою проповедью.

Глава 2

(1) Вострубите трубою в Сионе, призывайте к покаянию народ грешный.

(3) Якоже рай сладости, земля пред лицем его, то есть Едему уподоблялась земля Иудина до нашествия царя ассирийского. А созади его поле пагубы, и не будет спасающагося от руки его. Сие сходно с тем, что сам о себе говорил царь ассирийский; еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою от руки моея (Ис.36:18.20)?

(6) От лица его сокрушатся людие, то есть Египтяне, Ефиопляне и соседние с ними народы. Всякое лице чернеет, аки опаление горнца. Народ иудейский и народы языческие, убоявшись Ассириян, почернеют, как опаленный горшок. Сим означается великий страх, и сие самое уподобление употребляют Пророки Исаия и Наум (Наум.2:10).

(7) Не совратят путей своих, как боязливые. Пророк показывает силу и дерзость Ассириян; потому что боязливым свойственно приходить в страх и уклоняться с предпринятого пути.

И оконцами внидут, якоже татие. Пророк говорит сие или о замыслах врагов, не приведенных еще в исполнение, или о том, что действительно поступали они так, когда овладевали укрепленными городами, в которые не было открытого доступа.

(10) Солнце и луна померкнут, и звезды угасят свет свой, то есть будут пленены и преселены и языческие народы и народ иудейский, цари и князья их, представленные под образом солнца, луны и звезд.

(11) Господь даст глас Свой пред лицем силы Своея. Господь, чрез Пророков Своих, будет предвозвещать казни сии еще прежде, нежели они постигнут, чтобы люди покаялись, и казнь не постигла их. Яко мног есть зело полк его; потому что действительно крепок был полк ассирийский, уготованный Богом, чтобы наказать упорство народа Его.

(13) И расторгните сердца ваша, а не ризы ваша. Если Езекия, Исаия, Елиаким и прочие священники облеклись во вретище; то, вероятно, также облечены были во вретище многие из князей и многие из народа.

(14) Кто весть, оставит ли за собою благословение, то есть остатки от трапезы для утоления голода?

(16) Соберите старейшины, и ссущия сосцы, чтобы всем, от младенцев до старцев, даже скотам, быть в сетовании и посте, по примеру Ниневитян.

(17) Между степенми жертвенника восплачутся жрецы. Причину сего Пророк показал выше, сказав: отъяся семидал и возлияние (1:13). Не даждь достояния Твоего на укоризну народов языческих. С такою укоризною говорил Рапсак: кто Господь, яко избавит Иерусалима от руки моея (Ис.36:20)?

(18) И возревнова Господь о земли Своей, попираемой необрезанными. И пощаде люди Своя, - пощадил и отведенных в плен, и заключенных в Иерусалиме.

(19) Се Аз вам послю пшеницу для пропитания. Утешает их тем, что даст плодоносие пшенице, которая, в продолжение двух лет, будет произрастать сама собою, из зерен, оставшихся после жатвы в земле, бывшей проклятою, когда они грешили.

(20) И сущаго от севера отжену от вас, то есть царя ассирийского. И взыдет гнилость его, взыдет смрад его, - смрад от истребленного Ангелом войска, и смрад от трупа самого царя, убитого вскоре потом. Яко возвеличи дела своя, сотворил брань против силы Святого, обитающего во Иерусалиме. Ангел Господень придет и истребит полчища его; и распространится зловоние от трупов столько многочисленных, что не в состоянии будут ни люди предать их погребению, ни звери растерзать.

(24) И наполнятся гумна пшеницы. Благословение снизойдет на гумна, которые были прокляты. И преизлиются точила вином и елеем. Так, изобилие пшеницы, вина и елея Бог обещает даровать Иудеям, после того, как умилостивится над ними, и истребит нападавших на них Ассириян. Таинственно же исполнено сие Христом, Который искупленному Им народу, то есть Церкви Своей, даровал таинственные пшеницу, вино и елей. Пшеница сия есть таинство святого тела Его; вино - очищающая кровь Его; елей - благоухающее миро, которым крещенные запечатлеваются и облекаются во всеоружие Святого Духа.

(28) Излию от Духа Моего на всяку плоть, то есть на дом царя Езекии, чтобы наперед узнали они о будущем избавлении Сеннахирима. Таинственно же предрекается избавление от рабства сатане, совершенное Господом нашим, чрез Духа Святого, обильно излиянного на рабов и на рабынь.

(30) И дам чудеса, на небеси и на земли, кровь и огнь, и курение дыма, (31) солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню. Сие будет при Езекии, и повторится во дни Седекии, и во дни Гога; совершенно же исполнится при скончании времен в первое и в последнее пришествие Господа нашего.

(32) Ибо во Иерусалиме будет спасение; в нашествие Гога так же, как было в нашествие царя ассирийского Сеннахирима.

Глава 3

(2) Соберу вся языки, то есть полчища Гоговы, и сведу я на юдоль Иосафатову, которая толкуется: Господь суда.

(3) Даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине, и пияху. Так у них как бы ни во что почитались души сынов человеческих.

(4) И что вы Мне, Тире и Сидоне, и вся Галилея иноплеменников? Не так поступали с вами сыны Израилевы, а вы без милосердия гоните народ Мой - Израильтян от пределов их, (6) продаете их сыном еллинским? Сие было во дни Зоровавеля и в последующие за тем годы; потому что в сие время народ иудейский много был тесним народами языческими. Сынами же еллинскими называет Пророк жителей соседних торговых островов, которые по торговле приходили в города филистимские.

(7) Се Аз возставлю я от места, в неже продасте я тамо. Поелику все сие пророчество относится и ко второму пришествию Господа нашего: то в сие же время исполнится и сказанное Пророком о пробуждении спящих. Сие пробуждение есть воскрешение живота, обетованное праведникам, и воскрешение суда, определенное нечестивым (Ин.5:29).

(9) Проповедите сия во языцех, освятите рать. Возвестите сие вы, народы языческие, союзникам своим, чтобы выходили они на замышляемую вами брань с народом Моим.

(11) Да совокупятся и входят к вам вси языцы окрест, да приближатся; там Господь сокрушит крепость вашу. Пророк вызывает на брань вождей и исполинов из дома Гогова, и произносит на них определение суда, что там Господь в конец сокрушит крепость их.

(13) Испустите серпы, яко предстоит объимание винограда. Ибо это могущество народов для вас то же, что радостное объимание винограда. Внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия; потому что вы будете попирать врагов своих и расхищать богатство их.

(14) Гласи прогласишася на поли судебнем. Данное им время долготерпения исполнилось, и там определено им пасть.

(15) Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой, то есть ум и сердце помрачатся и пребудут во тьме в день откровения Господня. И звезды скрыют свет свой; то есть светлость помыслов, подобно блистающей звезде, озаряющая путь к небесному, утратится и померкнет с наступлением глубокой ночи, в какую погрузит себя ум.

(16) Господь же от Сиона даст глас на Ассириян. И потрясется небо и земля, восстав на них. Господь же пощадит люди Своя, и рассеет врагов их.

(17) И будет Иерусалим свят, и иноплеменницы не пройдут сквозе его. Языческие народы не придут на брань с ним.

(18) В той день искаплют горы сладость, вожделенное освобождение и изобилие. В собственном же и подлинном смысле Пророк горами, каплющими сладость, называет Апостолов, а сладостью - учение божественное; холмами же, источающими млеко, именует Пророков, излагающих чистоту таин, и также новых народных правителей, столько же кротких, как Моисей и Самуил; и еще священство, очищающее весь народ своими кроплениями. Виноградная лоза и смоковница дадут сладость свою; то есть Апостолами истоптаны будут божественные грозды, и Пророками открыт будет вкус таинственного. Источницы иудины источат воды. Пророк церковных учителей называет источниками, потому что из уст их непрестанно льется духовное учение. И источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь Ситтим. Как водотечь Ситтим была ниже источника, ее наполнявшего: так люди для закона Божия соделаются чистым и низменным полем, и примут в себя воды, текущие из дома Господня, то есть закон Божий, который изыдет оттуда, как написано: от Сиона изыдет закон (Мих.4:2). Еще источник, исходящий от дома Божия, изображает собою святое крещение, называемое источником жизни, омывающим грехи сынов святой Церкви.

(19) Египет в запустение будет, за то запустение, до которого доведены были вы. В таинственном же смысле Пророк разумеет гонителей святого народа, и говорит, что крепость их сокрушится и сокровища их рассыплются. И Идумея в ненаселенную пустыню; она не будет обитаема ни людьми, ни зверями; потому что Идумеи говорили: истощайте, истощайте до оснований его, то есть Иерусалим (Пс.136:7).

(20) Иудея же во веки населится; потому что оставалась ненаселенною семьдесят лет.

(21) И взыщу крови их от тех, которые пролили ее и радовались сему кровопролитию. И Господь вселится в Сионе, возвратится, и вселится в Своей скинии. Сие-то и Моисей предсказал в песни своей.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.112-120. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru