Поучение 48. Монаху впадшему в уныние, который говорит: "пойду, возвращусь в мир"
По слав. пер. Ч. I. Сл. 90.
Бог славы сказал: внидите узкими враты: яко пространный и широкий путь вводяй в пагубу и мнози суть входящии им. Что узкий и тесный путь вводяй в живот вечный, и мало есть, иже обретают его (Мф.7:13.14)! Кто же обрел вечную жизнь и возвещает нам путь ее? - Все святые. Сим путем шествовал сосуд избранный Павел и, совершив течение, получил венец. Почему и возвещает он нам путь жизни, говоря: Во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божией, оружии правды десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благохвалением: яко лестцы, и истинни: яко незнаеми, и познаваеми: яко умирающе, и се живи есмы: яко наказуеми, а не умерщвляеми: яко скорбяще, присно же радующеся; яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2Кор.6:4-10). И упование наше известно о вас: ведяще, яко общницы есте страстем нашим, такожде и утешению (1:7). Поэтому и мы, братия, обязаны до конца держаться сего пути, для которого и стали воинствовать.
Безмолвник ли ты? Представляй себе заключенных в темницах, которые не только заключены, но и железо носят на вые, или забиты в колоду. Пустынножитель ли ты? Представляй себе, какие опасности терпят пасущие овец в пустынях и на горах, как цепенеют зимою от стужи и летом опаляются солнечными лучами. Живешь ли в общежитии? Вникни умом в написанное: народу же веровавшему бе душа и сердце едино: и ни един же что от имений глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян.4:32). Работаешь ли вязь? Представляй себе плавающих по морю; ибо они, борясь с морем, занимаются тем же рукоделием. Работаешь ли малые корзины, называемые мягкими? Представляй себе приготовляющих из ветвей постели. Сделался ли краснописцем? Представляй себе столяров и рещиков; только не извращай Божиих словес, написанных в вере и истине. Ибо какой грех больше сего - сладкое делать горьким и горькое сладким, свет - тьмою, и тьму - светом, в развращение читающим? Горе тому, кто делает сие; потому что таковой ставит сети душам. Выводишь ли узоры? Представляй себе высекающих что-либо из мрамора. Работаешь ли цветную бумагу? Представляй себе выделывающих ремни из кожи. Обделываешь ли пальмовую кору? Представляй себе обделывающих хлопки. Делаешь ли пеньковую ткань? Представляй себе мирских людей, занимающихся тем же ремеслом. Работаешь ли веревки или канаты? Представляй себе делающих головные повязки. Прядешь ли нитки? Представляй себе ткущих полотно. Работаешь ли полотно? Представляй себе делающих шелковые ткани. Приставили тебя к хлебне? Представляй себе содержащих народные бани. Приставили тебя к саду? Содержи у себя в уме валяющих сукно, которые лето и зиму проводят за своей работой в воде. Приставили тебя к поварне? Представляй себе красильщиков, или занимающихся кузнечною работою, которые день и ночь проводят, борясь с огнем, подчинены власти других, терпят притеснения, не редко переносят насилия от градоначальников, и не делаются нерадивыми к своей работе. Сделали тебя придверником? Представляй себе служителей у земных князей. Поставили тебя на службу, сделали или экономом, или игуменом? Представь себе сказавшего: старцы иже в вас молю, яко старец сый и свидетель Христовым страстем, иже и хотящей славе явитися общник, пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику Христу, приимете неувядаемый славы венец (1Пет.5:1-4). Но не будем длить слова, говоря о всем порознь. Что ты ни делал бы, если враг во время дела наводит на тебя уныние, в возражение сопротивнику, укажи на какое-либо подобное ремесло. И что ты ни производил бы делом, или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься.
Скажи мне и сам ты, прошу тебя: если, отрекшись от благодати Призвавшего тебя в вечное Свое царство и славу, пойдешь ты в мир, что будешь делать, по предположению твоего помысла? Лучше же сказать, что внушил тебе враг душ наших? Будешь ли царствовать, если отвергнешь данную тебе благодать? Но если и царствовать будешь, то не постигнет ли тебя смерть? Если получишь в наследство великое имение и соберешь бесчисленное богатство, то не оставишь ли сего другим и не пойдешь ли отсюда без всего этого, по изречению Апостола: ничтоже бо внесохом в мир, ниже изнести что можем (1Тим.6:7)? А сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7). По человеческим расчетам скажу тебе. Если отречешься от благодати Господней, то не возвратишь прежнего о себе мнения, какое было о тебе, пока не полагал ты начала монашеской жизни; напротив того, во мнении соседей и друзей, домашних и родных будешь ты изменником. Ибо кто принуждал тебя начинать дело, которого не мог выполнить? Не говорит ли сего закон? Ибо в законе написано: если кто страшлив и слаб сердцем, пусть не ходит на войну, и возвратится в дом свой, да не устрашит сердца брата своего (Втор.20:8).
Посему доверши теперь, что начал. Если и впал в какое прегрешение, не оставайся в своем падении, но по истине обратись ко Господу. Есть на небе Изглаждающий грехи обращающихся к Нему. Не соглашайся только на помысл зломудрия. Ни львы, ни змеи, ни варвары не в состоянии будут сделать столько вреда, сколько делает зломудрие предающимся оному. Ибо многие, свергнув с себя оное в самом начале и не приобщившись его нравам, почтены были от варваров; львы и змеи боялись их; пламень огненный не мог опалить волос на голове их; не нашлось в них пищи пороку, а было только питающее в них доброту. Зломудрие немилосердно поражает своих любителей; нет порока, которому бы зломудрие не было матерью. Конечно, корень всех зол есть сребролюбие, по изречению Апостола, который говорит: корень всем злым сребролюбие (1Тим.6:10). Но корень сей насажден зломудрием; ибо оно питает и возращает ветви порока. Что неприязненнее его в мире? Оно предает преданных ему любителей своих и доводит их до того, что обращаются они в бегство. Ибо бегает нечестивый ни единому же гонящу: праведный же яко лев уповает (Притч.28:1) в великом своем дерзновении. Одержимый зломудрием не от варварских рук приимет наказание, не на чужой земле, но где родился, где воспитался, там и бывает мучим своими единоплеменниками; и никто за него не просит, сколько не повергают его истязаниям не тайно, но явно, не за благоделание, но за зломудрие, потому что падших от зломудрия все осуждают, все на них приносят жалобы. Нет им помощника, нет им избавителя. Если пойдем во след зломудрию, низведет оно тебя в тайники ада. Оно и сильных низложило, и домы повергло в запустение, и царей поколебало и довело до упадка. Беги от него прочь, возлюбленный брат, чтоб не положило оно на тебя уз своих; потому что узы его железные, и оковы его медные. Оно низложило доверчиво любящих его; в этой жизни падение его было неизмеримо, и по смерти оно - пагуба. И какое дашь ему имя, кроме зломудрия? Оно ненавидит истину, любит ложь, не принимает наставлений, любуется невежеством, не принимает обличений, отвергает вразумление, питает сластолюбие, небрежет о Боге, не стыдится людей. Начало его - небогобоязненность; а конец его - пагуба и наследие гибели. Господи, Господи, отверзший очи слепому от рождения, отверзи очи ума нашего, чтобы не впасть нам в сеть его! Итак, возлюбленный, не будем отвергать благодати Божией. Или не знаешь, что радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девяти десятих и девяти не заблудивших, иже не требуют покаяния (Лк.15:7)?
И что такое скорбь века сего, равно как и радость века сего, возлюбленный? Почему лучше терпеть встречающиеся скорби, нежели обольщение. Ибо слава и обольщение мира сего подобны огненному пламени, который попалил вложенные в него дрова, и вскоре потом угас, так что от всего этого пламени остались зола и пепел. Но кто терпит скорбь для Господа, тот подобен созидающему дом свой на камне. Посему прошу тебя, брат, воспрянь ко Господу.
Вспомним о неумолимом Божием судилище, о вечном суде и о немощной своей природе. Что меньше комара? И его угроз не можем мы стерпеть. Что ж будем делать с ядовитым и неусыпающим червем? При наступлении вечера говорят: зажги светильник; потому что темно. Что же будем делать с тою мрачною и непроницаемою тьмою? Если кого опаляют лучи солнечные, бежит он под тень. Что же будем делать с неугасимою огненною геенною? С видимого в сем веке, возлюбленные, возьмем образец будущего суда. Если сделает кто что-нибудь худое, и будет это дознано, и князь века сего отошлет его в тюрьму; то в каком стыде, и в какой скорби будет душа его в нем? Хотя и домашние часто ему прислуживают, и родные за ним ухаживают, и друзья утешают, и знакомые непрерывно навещают; однако же при всем этом печаль его не оставляет его. Конец же слова тот, что, может быть, имеет он еще надежду или при пособии, искательстве и просьбе друзей, или и с помощью денег, со временем освободиться из тюрьмы. А там, осужденный собственными своими делами, не имеет у себя утешителей. Ни отец не хлопочет о нем, ни матерь не сидит при нем, и не утешает его; нет там ни сострадания супруги и друзей, ни доброй вести, ни слуха о мире, нет ни света, ни усладительного пения птиц, ни перемены обстоятельств, ни изменения годовых времен, ни мусикийских звуков, ни отрады. Ибо все это отнято у нечестивых; и часть их - противное тому, как написано: Одождит на грешники сети; огнь и жупел и дух бурен, часть чаши их. Яко приведет Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс.10:6.7).
Итак от всей души помолимся Господу, чтобы укрыл нас. Ибо Он радуется о спасающихся; почему и уготовал им, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). Приведи себе это на память, и обратись ко Господу. Не будь как бы секирою диавола, посекающею плодоносные древа, ни как бы знойным ветром, губительным для добрых плодов. Не знаешь разве, возлюбленный, что во время сражения на брани, если кто раненый падает в рядах, то наводит тем боязнь на сражающихся подле него. - Выразумей же сказанное. Но кто мужественно ополчился на противников, тот усердием своим возбуждает даже нерадивых и боязливых сердцем.
Ужели не помнишь, возлюбленный, в каком сокрушении был ты прежде, когда начинал монашескую жизнь? Где же это сокрушение, так обильное слезами? Где небесное желание, нелицемерное благоговение? Где смирение, возводящее до небес? Где молчание, исполненное внутренно молитв? Где хранение очей, рождающее чистые помыслы? Где любовь, умилостивляющая Бога? Что же приобрел ты, возненавидев и свергнув с себя все это? Гнев, раздражительность, вопль, хулу, невоздержность, бесстыдство, необузданные уста. Увы, как земля плодоносна обратилась в сланость от злобы живущих на ней (Пс.106:34)! Те ли это слова, в которых давал ты обещание служить Богу и надеяться спасения Его? Те ли это молитвы, которые возносил ты к Богу в скорби своей?
Смотри, возлюбленный, чтобы тот самый, кто смущает тебя и поспешает отторгнуть от братства, не приуготовил тебе горькой и постыдной смерти. Правду говорю тебе; потому что знал я одного, двух и трех братий, которые оставили обитель и возвратились к мирской жизни, но прожили недолго, горькою же и постыдною смертью кончили жизнь.
Посему умоляю тебя, брат, противостань сим противникам, преодолевай похоть, не входи в согласие с теми, которые хотят сделать тебя пленником. Напротив того, горе да имеем ум, возлюбленный брат: горе воздвигнем руки, как Моисей, и Господь невидимо сразится с ними за нас. Посему не убойся лица их. Нередко наводят они тебе на мысль немощь тела, потерю позыва на пищу, подозрение старшего брата, боязнь игумена, продолжительность времени, прежний образ жизни, воспоминание о плотских родителях; и все это приводят в движение, чтобы стеснить твою душу.
И ты не рассуждаешь того, что если у кого сын злодей, законы наказывают его пред глазами родителей и никто не может избавить его от рук исполнителей казни; в какой же мере, думаешь, страшнее будущее судилище, где цари и притеснители, богатые и бедные предстанут в страшном трепете? Посему приди в себя, возлюбленный брат, и не пренебрегай правдивого и непогрешительного Судии и пламени никогда неугасимого. А если пренебрегаешь, то здесь еще испытай себя, можешь ли снести жестокость огня и мучение. Зажги светильник и приложи конец перста; если в состоянии будешь вынести сию боль, то, может быть, и там возможешь помочь себе. Если же когда все тело вне огня, не можешь выносить боли одного малого члена, что будем делать, когда все тело, вместе с душою, ввергнуто будет в геенну огненную?
Но, может быть, какой-нибудь безумец скажет: "хотел бы я терпеть; но что же делать? Немощен я и маловникателен. Если бы угодно было Богу, чтобы я спасся, то дал бы он мне терпение". Придите, братия, видеть душу пленяемую не варварами и мечем, но зломудрием; винит она благого Бога, Который хочет, чтобы всякий человек спасся и пришел в познание истины, Который претерпел за нас крест. Призывает Он, говоря: Приидите вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя мое легко есть (Мф.11:28-30). И еще говорит: Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (7:7.8). Поэтому как же говоришь: если бы угодно было Богу, чтобы я спасся, дал бы мне терпение? Для чего обольщает тебя так враг, и ты принимаешь совет его? К чему такая утрата - совлечь с себя одежду славы, отлучить себя от сожительства с Ангелами и погружаться в страсти бесчестия? На что тебе этот стыд, на что тебе этот укор - называться бежавшим из монашества и слышать о себе: вот отметающий благодать Господа и Бога своего? На что тебе эта смерть - увидеть себя ввергнутым во тьму кромешнюю, приявшим плод стыда, а братий надеявшихся спасения Господня увенчанными и введенными в радость Господа их? Куда тебе бежать? Или какое место примет тебя, когда побежишь от лица Господа, Которого хочешь отвергнуться? Посему умоляю тебя, потерпи, чтоб не исполнилось на тебе написанное: Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свиния омывшися, в кал тинный (2Пет.2:21.22). И в другом месте говорит: но вмениша игралище быти Живот наш, и житие все упражнено на приобретение (Прем.15:12).
Размыслим, возлюбленный брат, что странники и пришельцы мы в этой жизни; ибо многие, проснувшись утром, не доживали до вечера; другие, уснув вечером, не достигали утра Послушай того, кто говорит: человек суете уподобися: дние его яко сень преходят (Пс.143:4). Умоляю тебя, возлюбленный брат, потерпи еще немного: ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22). Никто не знает, - не наступило ли уже время нашего разрешения, и потому умножаются для нас искушения. Не будем же малодушествовать, не возвратимся вспять, но лучше, задняя забывая станем в предняя простираться (Фил.3:13), чтобы войти нам вместе с Женихом, пока не затворена еще дверь. Ибо Он говорит: Бдите и молитеся, яко не весте дне, ни часа (Мф.25:13). И еще говорит Спаситель: Якоже бысть во дни Ноевы, тако будет в пришествие Сына человеческаго. Якоже бо бе во дни потопа: ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и прииде потоп, и погуби вся. Такожде якоже бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху: в оньже день изыде Лот от Содомлян, одожди огнь с небесе, и погуби вся: потому же будет день, в оньже Сын человеческий приидет (Лк.16:26-30). Итак не будем нерадеть о своем спасении, возлюбленные. Ибо вот Божественные писания возвещают нам сей день, чтобы покаянием спаслись мы от гнева и наследовали вечную жизнь, сотворив благоугодное Господу. Если же останешься в прежней своей непокорности и сохранишь небоязненный помысл; то знай, что без замедления будешь посечен. Ибо не лжив сказавший: уже секира при корени древа лежит: всяко убо древо не творящее плода добра посекается и во огнь вметается (Лк.3:9). Выслушай же и притчу о смоковнице. Сказано: Смоковницу имяше некий в винограде своем, и шед иска плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, отнелиже прихожду, ищя плода, и не обретаю: посецы ю, вскую и землю упражняет? Он же отвещав рече ему: Господи, остави ю и се лето, да окопаю окрест ея и осыплю гноем. И аще не сотворит плода, потом во грядущее посечеши ю (Лк.13:6-9). Посему смотри, возлюбленный, чтобы не исполнилось время срока и тогда не найдем уже другого времени.
Итак приидите, поклонимся Ему, восплачемся пред Господем, сотворшим нас (Пс.94:6). Воздень к нему руки свои вместе с сердцем, и со слезами приступи к Нему, вопия к Нему, с Пророком: Спаси мя от брения тины, да не углебну; избави от ненавидящих мя, и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати лица Твоего от отрока твоего: яко скорблю, скоро услыши мя. Вонми души моей, и избави ю: враг моих ради избави мя (Пс.68:15-19), чтобы и Он сказал тебе написанное: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14). И ты, возблагодарив благостыню Его, скажешь: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и изведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господа его упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная (Пс.39:1-5). Благословен Господь, Который дает силу и державу людям своим; и благословен Бог наш во веки веков! Аминь. Очисти, Боже, грехи наши; ибо Тебе слава во веки веков! Аминь.
Поучение 49. О злонравии
По слав. пер. Ч. I. продолж. Сл. 91.
Как меч подсекает жилы коню, и низлагает всадника: так и злонравная мысль утомляет душевные силы, и предает душу печали; печаль же расстраивает впадших в нее. Кто, вознамерившись идти в город, который отстоит на тридцать стадий, прошел двадцать девять и не дошел одной стадии; тот из дому вышел и в город не взошел. Как пришедший в единонадесятый час получил полную плату наравне с прочими, понесшими дневную тяготу, так работавший до единонадесятаго часа, если в дванадесятый час начнет ломать и с корнем выдергивать посаженное им, не получит платы; потому что Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22); и еще: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии небесном (Лк.9:62). Жена Лотова, оборотившись назад, стала сляным столпом. Посему и Апостол, задняя забывая, в предняя простирался (Фил.3:13). Так терпи и ты, возлюбленный; ибо мир сей преходит и похоть его: а творяй волю Божию пребывает во век (1Ин.2:17). Странники мы и пришельцы в мире сем. Но если, пока еще время, делаем в нем угодное Господу, то получим свою награду. Итак приобрети терпение, возлюбленный брат; ибо написано: в терпении вашем стяжите душы ваша (Лк.21:19). Енох двести лет благоугождал Богу по рождении им Мафусала. А мы и в это краткое время предаемся нерадению? Противься, возлюбленный, вредным помыслам, и скажи, вместе с сказавшим: Христови сраспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Кая же польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)? Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего (Пс.118:115). Екклесиаст вопиет: суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1:2). После такого богатства и славы, не посвящу более трудов своих суете, чтобы по моем отшествии наследовали их другие, а я понес наказание; напротив того плоды свои принесу в дар благому и милосердому Богу, Который и после смерти даст жизнь, и уготовал любящим Его ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). Ей, возлюбленный, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14); и отшествие твое будет в мире. Там увидишь праведников, радующихся о твоем спасении. Там вместе с Лазарем водворишься на лоне Авраамовом; потому что избрал ты нищету, терпел скорбь, переносил укоризны, не возненавидел уничижения. Поэтому с веселием примут тебя в вечные кровы, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание. Там узришь жизнь и истинный свет, упование всей твари, Избавителя душ наших, Иисуса Христа, Царя славы: и возрадуется сердце твое, и радости никто не возьмет от тебя. Сам же Господь Бог наш да сохранит нас неукоризненными! Ему слава во веки! Аминь.
Поучение 50. О различии жизни монашеской и мирской
По слав. пер. Ч. I. продолж. Сл. 91.
Если ты, возлюбленный брат, отрекшись от мирской жизни, стал монахом; то трезвись, потому что много козней у врага; и нашедши случай, будет он внушать тебе следующее: "вот, скажет, отрекся ты от мира и от собственности: но и звери не находят ли себе покоя в норах своих?" Ты же запрети врагу, говоря: "Господь да, сокрушит тебя, диавол, потому что человека, которого сотворил Он по образу и по подобию Своему, уподобил ты бессловесному зверю. Ужели не перестанешь превращать правые пути? Послушай же и о различии той и другой жизни. Желающий стать монахом, во первых, отрекается от мира, отрекается от своей воли, берет крест свой и последует Спасителю нашему Христу; он не соперничает, не злословит, не клянется, не бесславит,. не занимает ума своего ложными понятиями многоречивой и суесловной философии, соблюдает воздержание, а не роскошествует, все Ангелы Божии ему друзья" а диавол враг. Он не притесняет земледельца, не обижает вдову, не грабит нищего, не нападает на сироту, не безумствует, домогаясь богатства. Довольствуясь настоящим, не заботится о том, как отдать в полк сыновей, или выдать дочерей замуж, не привязан к развлечениям, но занят делом своего спасения, не превозносится, но смиренномудрствует, он добр и скромен; поет псалмы, а не мирские песни; молится и не предается рассеянию, не обуревается делами житейскими, не заботится о том, чтоб приобрести себе земную славу; вместо свирелей, тимпанов, музыкальных орудий, поет Господу и молится; плачет и проливает слезы во внутренних храминах дома своего и души своей, прося отпущения грехов; молясь, молится и о целом мире; ходить не на суетные зрелища, но к святым мужам, вместо царского двора - в пустыню; уклоняется от клятв и от людей, услаждающихся ими; простирает руки к полезному, к работе, к чтению Божественных писаний; обеспеченность родителей и себя самого в земном вменяет ни во что; помышляет о Спасителевых обетованиях, и обновляется в нем дух его и гонит от себя печаль. Приходит ли телесный недуг? радуется, что близок венец. Приходит ли уныние? приемлет терпение от Господа. Приходит ли земная потеря? приводит себе на память день кончины, потому что все останется здесь. Беспокоит его сладострастие? помышляет о горьких мучениях. Коснулась его клевета? переносит великодушно; потому что приближается Оправдывающий его. Подвергается обиде и мучениям? помышляет о страданиях Спасителевых. Приходит высокоумие? помышляет, что надобно ему проходить чрез огонь. Право служащим Господу даются сии дары благодати и все, что подобает святым. А тебя, диавол, Господь да приведет в бездействие!"
Ей, возлюбленный, послушай того, кто говорит: противитеся диаволу, и бежит от вас. Приближитеся Богу, и приближится к вам (Иак.4:7.8). Помолись вместе и о мне жалком, яко беззакония моя превзыдоша главу мою (Пс.37:5), чтобы соблюл и спас нас в царстве Своем и славе Своей благий и милосердый Господь, надежда отчаянных. Ему слава, держава, и сила и царство Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 80-216. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.