Начало: Тексты, справочники и документы |
Наименование Матери Божией матерью человеческого рода имеет особый, сокровенный смысл, и привычное для нас, земнородных, сравнение Пресвятой Богородицы с обычной земной матерью каждого из нас должно быть для нашего церковного сознания лишь сравнением условным и совершенно относительным: это сравнение есть лишь слабое подобие и далеко не совершенное отражение Первообраза, - святыня человеческого материнства должна неминуемо уступить и поблекнуть пред таинством духовного и Божественного рождения чад Божиих.
1. Какая наша мысль и какое наше чувство лежат в основании нашего уподобления и сравнения Пресвятой Богородицы с земной матерью каждого или каждой из нас? Это, конечно, только мысль и только чувство особого нашего удовлетворения от сознания и ощущения нами забот о нас нашей родной матери: кто, в самом деле, больше и искреннее матери хранит и жалеет нас своим сердцем, и кому, как не матери, свойственны все земные заботы о благополучии дитяти. Этот образ матери духовный человек и переносит, естественно, на Единую Надежду в жизни, смерти и по смерти, на Матерь Божию.
2. Но все же забота о нашем благополучии земной нашей матери, по существу, есть земная забота, забота пристрастная, эгоистическая и забота, отсюда, не всегда спасительная: во имя земного благополучия даже родная мать нередко внушает своему дитяти и ложь, и всякий расчет, далекий от целей спасения, - иногда и просто забывает исчадие чрева своего: грех, таким образом, побеждает и здесь даже эту, казалось бы, непобедимую, по Апостолу, великую тайну (Еф.5:32) земного материнства: "еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь" (Ис.49:15).
3. Возрожденная от Святого Духа за святое послушание ("се раба Господня" Лк.1:38), послужившая великой тайне воплощения Сына Божия и получившая, в законе того же послушания ("се сын Твой" Ин.19:26), себе в наследие чад Божией благодати ("иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася" Ин.1:13), Пресвятая Дева соделалась уже для нас Матерью Приснодевственной, Святейшей Матерью, безгрешной, истинной, небесной: "Твое предстательство стяжахом, да не постыдимся Владычице"; "Тя бо, Матерь, ходатаицу живота показа". Имея к Сыну Своему и Богу нашему "матернее дерзновение", Она уже ходатайствует за нас "Богоматерними к Богу молитвами", то есть молитвами исключительно относящимися к нашему спасению. И при этом она молит Сына Своего и Бога нашего "за всех" земнородных, не имея в себе даже тени земного своекорыстия и расчета. "Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но Сама заступи и помилуй мя" [1].
4. Почтим же Матерь Божию как Споручницу и Восприемницу нашего духовного рождения от воды и Духа (Ин.3:5), или, что то же, от любви Божественной (Ин.3:16). Ценя отношения родственные, возревнуем еще более о родстве духовном, благодатном, имеющем в основании взаимную преданность долгу, вечной Истине и правде (Ин.14:6). Пусть сияет Матерь Божия в нас и через нас неземным Своим благоуханием и светом, утверждая и усовершая чад Божиих в их святых послушаниях исключительно "во Христа и во Церковь" (Еф.5:32).
1934 г. 4/XI
Примечание:
1. О почитании Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви см.: "Журнал Московской Патриархии". 1932. № 11-12. С. 8-10 (или здесь - А.Л.).
Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 годы. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001, с. 260-261.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |