Начало: Святоотеческое наследие |
Правила святого Иоанна Постника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Правила святого Никифора Исповедника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Правила Николая, патриарха константинопольского
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Правило 15.
Монахини могут входить в святый алтарь для возжигания свечей и лампад, для приведения в порядок алтаря и для метения его.
(Трул. 69; Лаод. 19, 44).
Наш перевод сделан по тексту Афинской Синтагмы. В Кормчей данное правило св. Никифора изложено так, что монахиням возбраняется входить в алтарь: "не подобает инокиням входити во святый алтарь, ни вжигати свещи..." [22]. В Арменопуловой канонической ‘Επιτομή текст такой же, как и в Афинской Синтагме [23]. Нам неизвестно, откуда в славянскую Кормчую вошел означенный перевод данного правила св. Никифора; во всяком случае, нам кажется, что воспрещение монахиням входить в алтарь, как сказано в Кормчей, гораздо лучше отвечает каноническому учению православной церкви, чем разрешение, содержащееся в правиле по тексту Аф. Синтагмы, Арменопулову, также и Пидалиона [24]. Основанием для нашего мнения может служить довод, который мы привели, следуя Зонаре, в толковании 44-го лаодикийского правила. А подтверждением нашего мнения служит, полагаем, и тот вопрос афонских монахов, который поставлен Константинопольскому Собору при патриархе Николае III, почти 300 лет спустя после патриарха Никифора: может ли и монах входить в алтарь? Собор, как ниже увидим, ответил, что монах может входить в алтарь. А если в XII веке понадобилось чтобы собор решил вопрос, может ли и монах входить в алтарь, то для монахинь это, нам кажется, само собой было ясно, а именно - что не могут; имея же в виду предписание 44-го правила Лаодикийского Собора, нам кажется непонятным, как в IX веке константинопольский патриарх Никифор разрешает монахиням то, что в XII веке патриарху Николаю предстояло разрешить относительно монахов. Вследствие всего этого нам кажется, что текст настоящего (15) правила Никифора более правильный в нашей Кормчей, т.е. в том греческом манускрипте, с которого оно переведено для Кормчей, чем текст вышеупомянутых греческих изданий.
Примечания
Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
22. Прав.11. Упом. изд., II,275.
23. Leunclav., I,44. То же самое и в Номоканоне при Б. требнике, изд. А.С. Павлова, стр.83.
24. Издатели Пидалиона присовокупляют, что монахиням разрешено входить в алтарь только в их монастырях, причем ссылаются на 69-е трулльское правило, которое, впрочем, имеет мало отношения к данному вопросу.
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |