Начало: Святоотеческое наследие |
Правила святого Иоанна Постника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Правила святого Никифора Исповедника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Правила Николая, патриарха константинопольского
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Правило 31.
Старый закон [Ветхий Завет] предписывает, что человекоубийца имеет быть наказан смертью; Василий же Великий, в своем 56 правиле, лишает данное лице причастия на двадцать лет за всякое намеренное и на десять лет за всякое ненамеренное убийства. Мы же лишаем причастия (на пять лет за намеренное убийство, а за ненамеренное) на три года, в случае, если тот, кто собственною рукою убьет, будет поститься ежедневно до вечера, а по вечерам довольствоваться сухоядением и, кроме того, будет творить триста поклонов. Если же будет нерадив в исполнении этого, то да исполнит определение отцев. В 22 правиле Анкирскаго собора говорится, что одно из прежних определений предписывает, что должны быть отлучены на семь лет от св. причастия те, которые совершат ненамеренное убийство, согласно же другому предписанию - должны оставаться без причастия пять лет.
(Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56, 57; Григория Нисск. 5).
Начиная с этого 31-го и до 48-го правила рассматриваются, как сказано в оригинале Властарева Синопсиса Каноникона Иоанна Постника, грехи против любви к ближним.
В данном (31) правиле говорится о человекоубийцах, причем, упоминая о прежних канонических предписаниях против этих преступников, Иоанн Постник сокращает таковым срок епитимии: до пяти лет - за намеренное убийство и до трех лет - за ненамеренное, назначая, по обыкновению, ежедневные тяжелые телесные подвиги. В Афинской Синтагме значится лишь: "мы же лишаем причастия на три года (εις τριετίαν)" [5]. Так как из этого текста нельзя понять, кто, по Иоанну Постнику, подлежит трехлетней епитимии, вольный или невольный убийца, между тем он как раз об этом и хотел издать предписание, то мы этот текст дополнили по Пидалиону, где значится: τον έκούσιον μεν φόνον εις πενταετίαν, τον άκούσιον δέ [6], и мы это дополнение в нашем переводе настоящего правила заключили в скобки.
Примечания
5. Аф. Синт., IV,442.
6. Изд. 1864, стр.710; [изд. 1886, стр.572 (κανών κ')].
Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |