Начало: Святоотеческое наследие |
Правила святого Иоанна Постника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Правила святого Никифора Исповедника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Правила Николая, патриарха константинопольского
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Правило 6.
Игумен, имеющий пресвитерский сан, может поставлять в своем монастыре в чтецы и иподиаконы.
(Трул. 33; VII Всел. 14).
Согласно настоящему правилу св. Никифора, игумен, имеющий пресвитерское рукоположение, может произвести, в своем монастыре, и во иподиакона. Впервые упоминается в правилах эта привилегия игумена, ибо 14-е правило VII Всел. Собора разрешает игумену производить в своем монастыре только в чтецы, и больше ничего. Мы не знаем, на каком основании св. Никифор признал за игуменами право производить и во иподиакона. Может быть, что игуменам разрешили это во времена иконоборства в Константинопольской церкви, когда монахи оказали церкви большие услуги в защите почитания св. икон, и в награду за это предоставлена, может быть, монастырским настоятелям данная привилегия. При этом нужно помнить, что патриарх константинопольский Никифор известен как борец против иконоборства и как великий защитник тогдашнего монашества. Впрочем, данную привилегию игуменов, согласно которой они могут производить в своих монастырях и во иподиаконы, мы не можем назвать неканоническою, когда вспомним различие между степенями высшей и низшей священной иерархии. К высшей иерархии относятся епископы, пресвитеры и диаконы. Они становятся таковыми чрез таинство священства (рукоположение). Члены же низшей иерархии, начиная от иподиакона и ниже, не становятся таковыми посредством рукоположения (χειροτονία), а посредством руковозложения (производства, χειροθεσία, σφραγίς, προβολή), притом вне св. алтаря и до начала св. литургии, между тем первые принимают рукоположение в св. алтаре и во время св. литургии. И если, поэтому, упомянутое правило VII Всел. Собора предоставляет игумену право производить в своем монастыре в чтецы, то ему можно бы предоставить право поставлять и иподиаконов, ибо этим последним, как и чтецам, не сообщается божественная благодать, на что имеет право только епископ, ибо поставление иподиаконов, как и чтецов, не происходит в алтаре. Относительно прочего и иподиаконской степени см. толкование 6-го правила Трулльского Собора.
Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |