Начало: Святоотеческое наследие |
Правила святого Иоанна Постника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Правила святого Никифора Исповедника
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Правила Николая, патриарха константинопольского
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Правило 13.
Не должен священник служить литургию без теплой воды, за исключением важнаго случая, когда совершенно невозможно достать таковой.
(Трул. 32; Карф. 37).
Употребление теплой (горячей) воды (ζέοντος ύδατος, θερμού) при св. литургии ведет свое начало от самых древних времен церкви и имеет свое таинственное значение. Значение это указано Вальсамоном в его толковании 32-го трулльского правила. Латиняне и армяне доказывали, что теплую воду не нужно вливать в св. чашу, ибо этого не требуется ни евангелием, ни каноническими предписаниями церкви. Вальсамон отвечает: "присоединяемая теплота не изменяет соединения (ενωσιν) воды и вина во святой чаше и не есть что-либо отличное от воды; а вливается для большего удостоверения в том, что истекшее из святаго ребра Господа нашего Иисуса Христа, т.е. кровь и вода, есть животворящее, а не мертвое; потому что из этого в сущности и открывается величие этого чуда, ибо тогда как из мертвого тела, обыкновенно, не истекает теплая кровь, из тела Господня и после смерти истекла теплая кровь и вода, как животворящее из животворящего тела" [19]. Это же самое Вальсамон повторяет и в своем 19-м каноническом ответе, присовокупляя: "Кто этого не делает, а употребляет вместе с вином холодную воду, при совершении св. таинства, тот не прославляет, как следует, величия чуда: этим он показывает, что не верит, что и после спасительной смерти Господа, в Его теле осталось божество, но что оно удалилось от Него, что тело Его, следовательно, одинаково с нашим телом, а это значит допускать великую ересь... Кто, следовательно, не освящает божественной чаши вместе с горячей водой (μή δια ζέοντος ύδατος τελειουντες το θείον ποτήριον), таковые должны быть исключены, как еретичествующие, из удела православных (ώς αίρεσιώται, της μερίδος των ορθοδόξων έκκηρυχθήσονται)" [20].
Примечания
Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
19. Аф. Синт., II,376-377.
20. Аф. Синт., IV,462-463. Ср. Алф. Синт. М. Властаря, К,8 (Аф. Синт., VI,321).
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |