страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский)
Митрополит Филарет о Церкви и государстве
Введение

Наше время характеризуется напряженными, болезненными усилиями к устройству и переустройству жизни государственной и общественной, стремлением к улучшению быта различных сословий и отдельных лиц, стремлением отыскать новые пути и вступить на них во всех областях мысли, права и морали.

Освободительная реформа шестидесятых годов вызвала к жизни много явлений, которые к нашим дням приняли своеобразные, "уродливые" формы, требующие поправок и изменений. Отсюда современные широкие проекты благоустройства жизни, отсюда забота об исправлении общественных недугов, о поднятии уровня общественной нравственности. Но, как всегда бывает в подобных обстоятельствах, стремление исправлять недуги, восстанавливать правду и обновлять строй повело к тому, что возникла глубокая рознь между умами, стали колебаться основные принципы, твердость которых есть первое условие успеха всяких преобразовательных мероприятий. "Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству" [1].

Отжита теперь, в наши дни, эта эпоха коренных преобразований шестидесятых годов, и на наше время выпала доля считаться с плодами этих преобразований; на нас именно легла задача из этих "разнообразных воззрений на предметы" "найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству".

И вот, чувствуя на себе эту трудную задачу, и наше время поневоле, по наследству от прошедшей эпохи, принимает миссию преобразовательной деятельности.

"Есть эпохи, когда преобразование является назревшим плодом общественного развития, выражением потребности всеми ощущаемой, развязкой узлов, веками сплетенных в общественных отношениях; преобразователь является пророком, изрекающим слово общественной совести, и осуществляет мысль, которую все в себе носят. Слово его и дела его властвуют над всеми, потому что свидетельствуют об истине, и все кто от истины отзываются на это слово. Но когда дело его совершилось, является иногда вслед его полчище лживых пророков. Все хотят быть пророками, от мала до велика, у всех на устах новое слово, не выношенное в душе, не прогоревшее в жизни, дешевое и потому гнилое, схваченное на людском рынке и потому опошленное. Всякий, кто не делал никакого дела и кому лень делать дело, к которому приставлен, сочиняет проект нового закона или строит себе маленькую кафедру, с которой проповедует преобразование, требуя, чтобы дело, которого он не делал и потому не знает, было поставлено в новой форме и на новом основании. Таковы малые; что же сказать о великих, страдающих наравне с малыми преобразовательной горячкой?" [2]

Эти глубоко верные слова продиктованы действительностью; это не теория только, оторванная от практики, - это сама жизнь [3].

Россия не пережила еще нашествие подобных "лживых пророков", подобных и "малых", и "великих", страдающих преобразовательной горячкой; а потому, может быть, не бесполезно беспристрастно обсудить внутренние достоинства тех или иных мероприятий, вызваны ли они потребностями эпохи или же продиктованы страстью преобразования независимо от назревших потребностей.

Но для того чтобы стать на верную точку отправления в рассуждениях, надо иметь прочный базис. Надо опереться на мощную мысль, дабы на ней, как на твердом основании, утверждать свои выводы.

В таком виде пред нами вырисовывается наша задача. Нам не нужно искать твердого основания: оно нам уже дано в мощной, всем русским - и не только русским - образованным миром признанной за гениальную мысли митрополита Филарета. Утверждаясь на ней, мы ее светом можем освещать все явления жизни в правовом и нравственном отношениях, которые, будучи реальным отражением тех или иных веяний и направлений, характеризуют дух эпохи, являют те понятия, какие господствуют в данное время в нравственно-правовом сознании общества.

Митрополит Филарет! Это имя, блиставшее в истории Российской Церкви и Российского государства на протяжении многих десятилетий, сиявшее все более и более ярким светом, ни на мгновение не померкнувшим, "имя, грозное для лжи, неправды, зла, мрака, - и любезное, честное, святое для истины, правды, света, добра" [4]. Это имя является теперь синонимом закона, правды, мудрости, непререкаемости. И теперь нет и в будущем, надеемся, не будет главы, которая бы не склонилась в благоговейном безмолвии пред этим великим и славным именем.

"Нет ума столь глубокого, чтобы исчерпать шестидесятилетнюю, изумительно благотворную и разнообразную деятельность великого святителя. Нет знания столь обширного, которое могло бы обнять все содержание этой деятельности, большей частью сокровенной и только в необходимых случаях являвшейся миру. И как бы кто ни усиливался изобразить свойства и деяния преставившегося святителя, - никакое изображение не будет вполне достойным его великой памяти. Все будет бледно, скудно, убого" [5]...

Однако всю жизнь свою принесший подвижническому служению Слову Божию, питавшийся и умудрявшийся этим Словом и благоговейным и великолепным словом личной, богодарованной мудрости облекавший свои мощные, светлые мысли и думы, святитель Божий и о себе требует слова продуманного, усердного и благолепного...

С благоговением принимая на себя задачу из сокровищницы творений приснопамятного и великого иерарха черпать его мудрые и проницательные мысли относительно разных сторон жизни государственной и общественной, мы, хотя, быть может, неискусной рукой, но зато внимательным и преданным сердцем, постараемся лучами этой мудрости освещать те явления, которые, возникнув еще во время жизни первосвятителя, в наши дни развились до состояния, иногда далеко не благополучного, - что предвидела и о чем предупреждала проницательность его богопросвещенного разума, и которые в настоящее время являются объектами нескончаемых и разноречивых обсуждений.

Наперед этого мы считаем нужным дать характеристику самой личности нашего знаменитого иерарха для того, чтобы показать, насколько он, выделяясь из всех своих современников, действительно возвышался над временами и насколько слово его, раздававшееся во времена для нас теперь отдаленные, и теперь сохраняет свою силу и свое значение. Мы должны выяснить, что митрополит Филарет, говоря о событиях ему современных, прозревал те результаты, какие должны получиться от тех или иных предпринимаемых мер.

Все то, что мы теперь переживаем, имеет несомненную, иногда самую непосредственную и тесную связь с событиями прошедшими, которые, таким образом, являются породителями современных событий, а потому, если мы хотим анализировать какое-нибудь явление наших дней и выяснять его значение и сущность, мы непременно должны восходить по исторической лестнице в глубь времен и искать в прежних годах тех событий, естественным следствием которых является исследуемый нами факт настоящей, действительной жизни. Весьма часто причину данного явления следует искать в отдаленных временах: иногда в самом корне целого таится зародыш какого-нибудь уклонения, какой-нибудь анормальности или вообще какой-нибудь особенности части; иногда это отклонение от нормы бывает столь ничтожно вначале и принимает такие чудовищные размеры с течением времени, что нечуткий и нетонкий наблюдатель легко может впасть в ошибку и думать, что никогда ничего общего между двумя данными явлениями не было, что каждое создалось совершенно самостоятельно и что совершали они свое историческое течение отдельно друг от друга. Преимущество великих умов и состоит в том, что они видят гораздо далее обыкновенного взгляда, и потому от одних мер предостерегают, к другим побуждают и во всяком случае всегда имеют целью благоустроение не данного лишь момента, а целого периода, целого исторического отдела, которому они уделяют подобающее место в цепи исторических событий, в духе общего строя данного государства. Если эти свойства великих умов в той или другой степени принадлежат многим историческим деятелям, то в высшей мере они являются присущими нашему иерарху.

Мы не берем на себя задачи во всей полноте противопоставить современные явления нашей русской исторической жизни с теми явлениями времени митрополита Филарета, в которых заключалось зерно того, что ныне мы переживаем: не в журнальной статье место такому исследованию, а потому мы должны ограничиться лишь тем, что поставим на суд святителя Филарета те вопросы, которые хотя окончательно, быть может, развились в наше время, но которые зародились в его эпоху и о которых он имел то или другое суждение. Таков, прежде всего, вопрос о Церкви, о государстве, о царской власти. Таков вопрос о крестьянах, который и теперь еще не является завершенным. А почему? Потому что в самом корне своем он заключал некоторые черты, которые не предвещали быстрого и благоприятного разрешения целого вопроса. Таков вопрос о наказании, который с особенным азартом разбирался во время митрополита Филарета, который прошел много стадий решений и теперь еще в самом недавнем времени был между прочими вопросами обсуждаем в Комиссии по составлению нового уголовного уложения.

Примечания
1. Письмо митрополита Филарета к ректору академии А.В. Горскому от 10 апреля 1867 г. // Прибавления к Творениям святых отцов. Ч.XXX. С.432.
2. Победоносцев К. П. Московский сборник. М., 1896. С. 116-117.
3. Замечательно, что митрополит Московский Филарет в свое время, когда еще не были видны плоды "деяний" этих лживых пророков, высказывал не раз совершенно аналогичные мысли. "В России, - пишет митрополит в записке своей о выборе благочинных, - усилена способность и склонность перенимать чуждое, для себя новое, прельщаются, не останавливаются подумать, годится ли это для нас и как надежнее может быть исполнено; поспешно приступают к делу и производят только призрак, без содержания, без силы и без плода". (Записка митрополита Филарета о выборе благочинных // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1868. Материалы для библиографии Филарета, митрополита Московского. С.168.)
4. Памяти Филарета, митрополита Московского // Душеполезное чтение. 1868. Ч.1. С.27.
5. Там же.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). Митрополит Филарет о Церкви и государстве.
© Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005

 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru