Начало: Святитель Филарет (Дроздов) |
Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 23 сентября 1839 г.
Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити (Евр.13:18), - пишет святой апостол Павел ко евреям, то есть к христианам из евреев.
Молитеся о нас, - говорим иногда и мы людям, которых почитаем сильными в молитве или по крайней мере упражняющимися в ней с приметным вниманием. И ныне для чего множество людей собралось в храме сем, если не для того наипаче, чтобы сказать Преподобному Сергию, как могущественному молитвеннику: Моли Бога о нас?
Воспользуемся же словами апостола, чтобы извлечь из них о взаимной молитве некоторые мысли для нас полезные.
Молитеся о нас. Подумайте, кто это просит себе молитвы других? Павел, который некогда с своим сотрудником Силою в темнице филиппийской совершал молитвенное Богу славословие с такою духовною силою, что внезапу трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному; отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша (Деян.16:26). Павел, который объятием сострадательной любви и молитвы воскресил Евтиха. Павел, которого молитве даровал Бог вдруг двести семьдесят шесть душ сопутников его в плавании, готовых погибнуть от кораблекрушения. Павел, которого сам Господь нарек избранным сосудом благодати Своей (см.: Деян.9:15) и который сам о себе не обинулся исповедать: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп.4:13). И сей все могущий просит себе помощи молитвенной, и от кого просит? Не от каких-либо избранных, крепких молитвенников, но от всех христиан-евреев без разбора, не исключая и последнего мирянина. Что же такое делает святой Павел? Да, что он делает, то достойно глубокого внимания нашего, и, если будем внимательны, может подать нам немаловажные наставления.
Пример апостола должен вразумить нас, христиане, как настоятельна потребность взаимной друг о друге молитвы, и наипаче общественной, когда и сей толико крепкий подвижник духовный признает для себя нужду сей духовной помощи. Как дерзко было бы опираться на силу одной собственной молитвы, хотя бы кто в ней уже имел некоторые опыты и достиг некоторых успехов, когда на собственную молитву не дерзает положиться муж, облагодатствованный столь необыкновенно и чудесно. С какими смирением и простотою надлежит нам не отвергать, не пренебрегать молитвенной помощи немощнейшего из верующих, когда прозорливый дух Павла не употребил в сем случае разборчивости, которую трудно употребить без возношения себя и без уничижения ближнего и которая была бы без цели, потому что сила Божия в немощи совершается (2Кор.12:9) - следственно, может иногда совершиться и в немощнейших по видимому молитвенниках.
Кстати заметим из примера святого Павла, как верно даже доныне в Церкви Божией сохраняется тот же дух и тот же чин, какой учением и примером ввели в нее святые апостолы. В каждом богослужении слышите вы, как Церковь призывает всех верующих, не исключая немощнейшего и последнего, молиться как друга за друга вообще и в разных отношениях, так в особенности за тех, которые призваны в преемственное апостолам служение благодати.
Дабы без трудных рассуждений ясно показать вам благотворное действие молитвы друга за друга, приведу пример другого апостола - Петра стрежаху в темнице; молитва же бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем. Егда же хотяше его извести Ирод, для суда и, вероятно, для убиения, в нощи той бе Петр спя между двема воинома, связан железнома ужема двема, стражие же пред дверьми стрежаху темницы (Деян.12:5-6). Опасность крайняя, избавление кажется невозможным, притом же сам Петр не молится о избавлении: бе Петр спя. Но какая нечаянность! Се Ангел Господень предста (7). Он разбудил Петра, оковы спали с него сами собою. Ангел провел его сквозь запертые двери между стоящими при них стражами и оставил на свободе. Каким же образом Петр не вымолил, а, покоясь сном, приобрел себе избавление? Тем образом, что молитва бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем. Она совершила избавление Петра без его усилия и без его ведома.
Мало сведущие в делах духа могут спросить: "Почему постоянного молитвенного содействия или даже полного действия требуют и такие люди, которые имеют сами дар молитвы, возделанный упражнением и приносящий даже чудесные плоды?" Некоторые по недоумению в простоте могут сказать о Петре или Павле то, что некогда иудеи в ожесточении в укоризну говорили о Христе: Иныя спасе, себе ли не может спасти? (Мф.27:42) На сие для искренне вопрошающих ответствуем: Павел просил себе чужой молитвы по смирению; Петр не спасает себя из темницы по отвержении своей воли, по преданности в волю Провидения Божия, между тем как того же Петра и того же Павла в молитве за других гораздо более свободными и по вере дерзновенными делают человеколюбие и сострадание, и потому они подлинно иных спасают своей молитвою и не стыдятся сами молитвою иных быть спасаемы. Но для чего Бог полагает на избранных Своих сей образ духовной скудости и уничижения, что они заимствуются пособиями молитвы от других людей, менее облагодатствованных? Для того же, чтобы лучше сберечь высоту их достоинства в глубине их смирения. Или пусть сии люди сами изъяснятся о дивном в них смирении Божием. Имамы, - говорят, - сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас (2Кор.4:7). Если бы святые всегда были так же чудесно могущественны для себя, как часто бывают для других, то непроницательные люди удобно приписали бы им самим силу Божию, в них действующую, и, следственно, похитили бы у Бога славу, Ему принадлежащую. Но, когда те же люди в одном случае богоподобны чудесным могуществом, а в другом подобострастны нам общею человекам немощию, тогда и малопроницательные должны усмотреть, что тут является премножество силы Божия, а не от нас.
Возвратимся к словам апостола, которые мы взяли в руководство настоящему размышлению: Молитеся о нас; уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити (Евр.13:18). Не просто требует он молитв о себе, но представляет нечто такое, по чему бы его требование признали справедливым и не отказали в требуемом: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити. В сих словах можно видеть следующее размышление апостола: "Если бы я признавал в себе совесть недобрую, не очищенную от грехов по возможности человеческой и по благодати Божией, если бы не имел искреннего намерения вести добрую жизнь во всех отношениях, то не отважился бы просить себе от Церкви молитвенной помощи, которой нечистая совесть недостойна и которая злому намерению споспешествовать не может, но поелику, испытуя сердце свое пред Богом, не нахожу, чтобы совесть обличила меня в делах заведомо и по намерению злых, а, напротив того, стараюсь во всех случаях иметь намерения Богу угодные, ближним полезные, собственной душе моей спасительные, - то с несмущенным дерзновением прибегаю к духу благодати и щедрот, дышащему в Церкви, испытующему сердца и дающему всем по сердцу каждого". Итак, вот еще наставление, которое мы должны для себя извлечь из примера апостола: кто желает воспользоваться споспешествующею молитвою ближних и всея Церкви, тот должен прилежно испытать свою совесть, отвергнуть всякое намерение греховное, всякое хотение нечистое, стараться нелицемерно во всяком случае соделать такую долю добра и правды, какая возможна ему по дару Божию естественному и по предварительной благодати, и потом уже с упованием просить достойнейшей помощи духовной и благодатной от душ, искренне молящихся.
Таковы суть, братия, законы общественного духа молитвы, таков порядок его действования. Кто не подчиняется сим законам и кто не обращает внимания на сей порядок, тот напрасно вздумает жаловаться на скудость плодов общественной и взаимной молитвы - он должен жаловаться на самого себя, на свое неразумие или, поелику для простого добролюбивого нерадения есть простые внушения духа и тайная помощь благодати, еще справедливее должен жаловаться на свое произвольное нерадение или неверность.
Церковь непрестанно призывает нас к молитве взаимности - то в особенности за начальствующих и служащих Церкви, то за братии наших, разнообразно бедствующих, то за всех единоверных вообще. Учрежденный лик то и дело вопиет за нас ко Господу о помиловании нас и подаянии нам благодати. Что же ты, предстоящий? Вопиешь ли так же в сие время в сердце твоем? Чувствуешь ли важность сего общения, чтобы присоединить твой малый молитвенный глас к великому молитвенному согласию Церкви? Помышляешь ли о твоей частной молитве смиренно и униженно, а о соединенной молитве Церкви - благоговейно и благонадежно? Или только слушаешь пробегающие слова чтеца, как шум ветра, и глас певца, как звук свирели, и между одушевленным духом молитвы стоишь празден, холоден, бесчувствен? Если, по несчастию, так, то очувствуйся, полумертвая душа, возбуди сердце твое, воззови ко Господу из глубины твоей внутренней, да возможешь рвением твоим коснуться глубин Духа Божия, исполняющего Церковь Божию, и привлечь себе начаток духа благодати и щедрот в обновление и благоуправление твоей жизни.
Иные по видимому обращаются к молитвам Церкви, призывают молитвы святых, просят молитв от некоторых ближних, но между тем не довольно обращаются к своей совести, не довольно внимания обращают на свою жизнь, не восприемлют добрых намерений или, восприяв, не сохраняют. Говорят святому: "Молися о нас", а сами беззаботно стоят на пути грешных. Подумали ль вы, чего требуете? Неужели дух молитвы для того дан Церкви, чтобы он, как вихрь, мог схватить некающегося грешника и бросить в рай? Какая в сем случае была бы правда у Бога? И что было бы с самым раем, когда бы его наполнили не очищенные покаянием и не исправленные в житии грешники? Блаженное место не может сделать блаженным грешника, но грешник и блаженное место оскверняет собою и повреждает, как именно с сим блаженным некогда миром случилось чрез грех Адама. Нет! Благодатный дух молитвы дарован от Бога для помощи грешникам, восчувствовавшим и возненавидевшим свою греховность, решительно возжелавшим очищения и совершенного исправления, у которых недостает только силы делать добро, а не доброго намерения.
Желаю, братия, чтобы как можно менее нашлось между нами таких, для которых в настоящем размышлении нашем найдется обличение. Кто же найдет здесь для себя обличение, тот да не гневается на обличающего по долгу, но да приимет доброжелательное напоминание и употребит оное к своему исправлению, которое да подастся всем нам благодатию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитвами Преподобного отца нашего Сергия и всех святых. Аминь.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |