Начало: Святитель Филарет (Дроздов) |
Благодатию Всесвятого Духа совершилось ныне над тобою дело видимое в своих знамениях, невидимое в существе своем, таинственное в отношении между знамениями его и существом его, - дело, имеющее вид человеческого по своим орудиям, но воистину Божественное по силе, в нем действующей, не столько понятное для разума, сколько ощутимое верою, может быть, не довольно ощущаемое по нашему несовершенству, тем не менее существенное и действительное.
Святый Апостол говорит о даровании, которое дается с возложением рук священничества и которое живет в человеке, приявшем оное (1Тим.4:14). Как в привитом дереве живет сила, производящая плод по роду и качеству прививки, так и в человеке, которому священным тайнодействием, так сказать, прививается благодатная сила, живет она потом, действует чрез него и производит благодатный плод по роду и степени, в каком сообщена.
Да не испытует неукрощенное любопытство, каким образом при возложении рук, или священных писмен, или риз передается духовная сила, но пусть благоговейный ум наблюдает и соображает, как еще в те времена, когда токи благодати не так отверсты были, как отверзлись в язвах распятого Спасителя, - еще, говорю, в те времена Илия, например, повергает ризы свои на Елисея, и сей чувствует непреодолимое побуждение оставить все, чтобы вдруг из простого земледельца переродиться в сына пророческого; как опять тот же Илия в минуту своего вознесения низвергает милоть свою на Елисея, и сей получает с нею сугубый дух своего посвятителя или как самый неблагодатный из архиереев (потому что произнес осуждение на самую Благодать и Истину) еще обнаруживает в себе вышнюю пророческую силу потому только, что он архиерей: Не о себе рече, замечает Святой Евангелист, но архиерей сый, прорече (Ин.11:51). Если еще во времена сеней и гаданий так ясно иногда просиявала тайнодейственная сила, что должно думать о временах самой Благодати и Истины; если в сосуде, полном адских влияний, еще продолжала действовать прежде влиянная в него благодать архиерейства, что сказать о сосудах, не только освященных в свое время тайнодействием, но и сохраняющих, умножающих, возобновляющих свое освящение чистою верою, чистою молитвою, чистою жизнью, очистительным покаянием?
Итак, Боголюбезный брат и сопричастник тайнодейственной благодати, вступив ныне во святилище сие с верою, что примешь дарование Божие, изыди отселе с новою верою, что живет в тебе отныне сие дарование, и сею верою возбуждаемый, со страхом носи сокровище, которое имамы в скудельных сосудах (2Кор.4:7) нашей немощи и недостоинства, - не неради, - напоминаем тебе словом того же Апостола, который дал нам свидетельство о даровании святительском - не неради о даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть, ныне, с возложением рук архиерейства [1Тим.4:14]. Напоминание не строгое, чтобы не устрашить тебя великостию требования, впрочем, довольно знаменательное, чтобы указать тебе твои обязанности, и достаточное, чтобы руководствовать тебя к исполнению оных.
Нет причины предполагать, чтобы много было, наипаче между служителями таинств, людей, упорно отвергающих дарование Божие. Но печальный опыт сего останка времен показывает, что не много и таких, в которых бы дарование Божие приносило плод так обильный и очевидный, как в Апостолах и Богоносных отцах наших. Чем же наполняется обширная средина между сими крайностями? Без сомнения людьми, которые не довольно радят о даровании в них Божием. Итак, не неради о нем и возможешь с сим, столь кратким и простым, правилом идти так близко за самыми Апостолами, как Святый Тимофей за Святым Павлом.
Видишь ли себя знающим Божественные догматы, не помышляй, что знаешь довольно, и не переставай внимать учению для самого себя: Не неради. Поучаешь ли народ, не вознеради, сравнивая себя с другими, реже в сем упражняющимися, но поревнуй Павлу, который день и ночь со слезами учил своих, и оттого истина слов его была, как животворное солнце, а слезы его - как благотворный дождь для духовной нивы.
Встретишь ли в пастве твоей невежествующих и заблуждающих, не обеспечивай [1] себя мыслию, что они сделались такими при твоих предшественниках: не неради. Безуспешность предшественников не оправдает безуспешности преемника.
Усмотришь ли Христиан не Христиански живущих, не раздражайся, но и не смотри равнодушно: Не неради. Обличи злое дело кротким словом, и еще более обличи добрым примером.
Особенно не неради употреблять дарование разума духовного на беспристрастное испытание и осмотрительное руководствование тех, которым будешь давать участие во благодати священства и святую ревность на очищение Дома Божия от соблазнов, сеемых недостойными служителями Олтаря. Для сего со страхом воспоминай нерадение первосвященника Илия, которое кончилось погибелию его и его детей и уничижением самой святыни Кивота Божия.
Се, в знамение твердости правления и благоразумной строгости вручаем тебе и священный жезл. Употребляй его сколько можно более, как жезл пасущий, и сколько можно менее, как палицу наказующую; более угрожай, нежели поражай, и все без нерадения, со вниманием, с рассуждением, со страхом Божиим.
Сам же Пастыреначальник да упасет и тебя и вверенное тебе стадо, утешая тебя и подкрепляя жезлом Своего верховного всеспасительного Провидения и управления. Аминь.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |