Начало: Святитель Филарет (Дроздов) |
Вкратце буду беседовать с вами, братия, хотя немало сказать надобно. Продолжившиеся молитвы не позволяют быть долгому слову. Послушайте не долго, но внимательно.
В молитвах упоминалось о губительной язве во дни Давида и о чудесном ее прекращении (см.: 2Цар.24). Воспоминание сие здесь к месту, теперь ко времени.
Царь Давид впал в искушение тщеславия, хотел показать силу своего царства и повелел исчислить всех способных носить оружие, тогда как такое исчисление совсем не было в употреблении у Евреев. И праведник не безопасен от падения, если вознерадит.
Еще не кончилось исчисление народа, как Царь почувствовал в совести своей обличение греха и страх наказания от Бога. В самом деле явился Пророк и по повелению Божию предложил Давиду на выбор одно из трех наказаний: войну, голод, мор. Примечайте из сего примера, что война, голод, мор и подобные бедствия, хотя кажутся приключениями случайными, хотя происходят частию от известных причин естественных, тем не менее, однако, суть орудия правосудия Божия, употребляемые для наказания согрешивших человеков.
Давид смирился пред Богом, безропотно покорился суду Его и совершенно предался в волю Его. Да впаду убо в руце Господни, сказал он. И даде Господь смерть во Израили от утра до часа обедняго. Здесь приметьте скорый плод смиренной покорности судьбам Божиим. Не три месяца несчастной войны послал Бог, не три года голода и мор не на три дня, как угрожал Пророк сначала, но уже только от утра до часа обедняго [2Цар.24:14-15].
Открылось наказание греха, и совершилось покаяние Давида. И рече Давид ко Господу, егда виде Ангела биюща люди, и рече: се аз есмь согрешивый. Давид совершенно покаялся во зле греха, и тотчас раскаялся Господь о зле наказания. И рече Ангелу, погубляющему люди: довольно ныне, отъими руку твою [2Цар.24:16-17]. Примечайте спасительное действие покаяния.
Чтобы довершить действие помилования, избавления и спасения, Пророк, по наставлению Ангела, побудил Давида поставить Господеви Олтарь, на гумне Орны Иевусеянина, там, где в последствии времени создан и храм Соломонов. И созда тамо Давид олтарь Господеви, и вознесе всесожжения и мирная. И послуша Господь земли, и отъят язву от Израиля. Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно пред Олтарем, по наставлению духовному и небесному, по установлению Божественному.
Братия! не видится ли нам нечто подобное грозному видению Давида? Не видим ли и мы Ангела Господня, стояща между землею и небом, и меч его извлечен в руку его, простерт на Иерусалим (2Цар.24:16)? Не смотрите большими глазами страха, которыми обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть: взирайте острым и мужественным оком проницания и благоразумной предосторожности. Губительная болезнь, несколько лет опустошавшая нехристианские страны Азии, простерлась и на Христианские страны Европы. В прошедшем году показалась она в пределах Отечества нашего, уступила предохранительным средствам попечительного правительства, но в нынешнее лето явилась вновь. Мы, до сего дня пощаженные, благословим долготерпеливого к нам Бога! Но Ангел погубляющий виден, меч его извлечен, он угрожает.
Что же нам делать? Я думаю, то же, что сделали Давид и жители Иерусалима при виде Ангела погубляющего. Паде Давид и старейшины Израилевы, облеченнии во вретище, на лице свое [1Пар.21:16]. То же должно нам делать, чем Ниневитяне отвратили не по догадкам и опасениям ожиданную беду, но определительно предсказанную погибель. Вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост. И возопиша прилежно к Богу, и возвратися кийждо от пути своего лукаваго и от неправды сущия в руках их (Ион.3:5-8).
Повергнем, братия, сердца наши пред Богом во смирении, в покорности неисповедимым судьбам Его. Признаем не только правосудие Бога, готового карать грехи наши, обличающего наше житие, недостойное имени Христианского, но и Его милосердие и долготерпение, которое не вдруг, не прежде других поражает нас, а показует поразившее других, нам же только грозящее наказание, и, как бы предохраняя, говорит: Аще не покаетеся, вси такожде погибнете (Лк.13:5). Покаемся, братия, и принесем плод, достойный покаяния, то есть исправление жития. Отложим гордость, тщеславие и самонадеяние. Возбудим веру нашу. Утвердимся в надежде на Бога и на имя Иисуса Христа, Ходатая Бога и человеков, Спасителя грешных и погибающих. Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужного. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся если не во вретище, то в простоту. Отвергнем украшения изысканные, ознаменованные легкомыслием и непостоянством. Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра. Умножим моления, тайные на всяком месте и во всякое время, общественные по руководству святой Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно всегда благотворное и всецелебное врачество, мирную, бескровную жертву приобщением Пресвятаго Тела и Крови Христовой.
Хотя ни Ангел, ни Пророк не приходил побудить нас к созданию благоприятного Богу, а для нас благодатного Олтаря, но, благодарение Богу, Христолюбивое усердие не престает созидать Олтари и храмы, и на одной неделе не один Олтарь освящен, и еще не один готовится к освящению [1].
Господи! послушай земли, смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и отъими язву от России. Сохрани град сей, и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во святых храмах Твоих!
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя [Пс.32:22]! Аминь.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |