Начало: Святитель Филарет (Дроздов) |
Указанием на щедроты Божии Святой Апостол возбуждает в Христианах усердие приносить Богу нескудные и достойные Его дары благодарности. Долг праведный и очевидно для всех и каждого обязательный, потому что и все мы вообще, и каждый в особенности пользуемся щедротами Божиими.
Имея пред очами Царственного Мученика, жертву некогда оплаканную, но и ныне еще живую, Царству и людям благотворную, помыслим, братия, о должной и от нас Богу жертве, руководствуясь Апостольским увещеванием: Молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше.
Говоря о жертве первоначально братиям Церкви Римской - людям, недавно вступившим в Христианство из Иудейства и язычества, Святой Павел, со свойственною Богомудрому наставнику мудростию, применяется к понятиям о Богослужении, какие имели они до Христианства, дабы легким образом их возвести от образного, несовершенного, или даже суетного, к истинному и совершенному, от наружного ко внутреннему, от чувственного к духовному. Прежде - как бы так говорит он им, - вы приносили в жертву земные плоды и плоть бессловесных животных; теперь вы знаете, что Бог не приимет от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов (Пс.49:9); ни от рук человеческих угождения приемлет, как бы требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян.17:25); принесите же Ему лучшую жертву - ваше тело, или, лучше сказать, самих себя: Представите телеса ваша жертву. Прежде для жертвы вашей вы убивали живущее и разрушали бездушное, ныне научитесь служить Богу не разрушением твари Его, но сохранением ее или даже возрождением в лучшую жизнь: Представите телеса ваша жертву живу. Прежде вы наблюдали, чтобы ваша жертва была из рода чистых животных и не имела на себе никакого телесного порока, отныне наблюдайте, чтобы тело ваше, как жертва Всесвятому, не было повреждаемо или оскверняемо душевными пороками и страстями нечистыми: Представите телеса ваша жертву святу. Как прежние жертвоприношения ваши вы учреждали в самом язычестве не по своему одному произволу, а в Иудействе точно по установлению Божественному, так и жертвоприношение тела вашего совершайте по воле Божией, дабы во всем благоуждать Единому Богу: Представите телеса ваша жертву благоугодну Богови. Как посредством жертвоприношения бессловесных животных и вещей бесчувственных совершалось чувственное, наружное Богослужение, у Иудеев несовершенное и только предуготовительное, а у язычников совсем суетное и бесплодное, так, напротив, посредством непрестанного жертвоприношения разумного существа вашего вы, Христиане, совершайте духовное Богослужение, приличествующее Богу Духу, внутреннее, достойное Испытующего сердца и утробы, деятельно словесное, открытое Богом Словом, прямо к Нему ведущее и с Ним соединяющее: Представите телеса ваша жертву Богови, словесное служение ваше.
Братия Церкви Христовы, в ней рожденные, воспитанные и наставленные! Не напрасно ли мы расточаем слова, думая объяснять вам изречение, которое Апостол к нововступившим в Церковь написал, как само по себе ясное и вразумительное? Или, напротив, пусть каждый по сему примечает за собою - довольно ли углублен разум его в тайне Христовой, или само по себе ясное учение Апостольское и после некоторого усилия объяснить оное для некоторых из нас еще кажется темною загадкою? Что подлинно значит принести тело свое в жертву? Не значит ли сие претерпеть мученичество, так как в сем точно разуме тот же Апостол в другом послании написал о себе: Аз уже жрен бываю (2Тим.4:6)? Но мученичество видимое не есть общий жребий всех Христиан во всякое время, а заповедь о жертве дает Апостол всем Христианам, не изъемля никого и не ограничивая времени. Мученичеством умерщвляется тело, а заповедь Апостольская требует его в жертву живую. На мученичество должно быть предану от других, как и Апостол говорит о себе, что он жрен бывает, а не сам себя приносит в жертву; напротив того, в заповеди своей он требует, чтобы вы сами себя приносили в жертву: Представите телеса ваша жертву. Что значит при том, что он повелевает принести в жертву телеса наши, когда Дух есть Бог и иже кланяется Ему, духом достоит кланятися (Ин.4:24)? Сей последний вопрос несомнительно, думаю, разрешится для каждого, если вспомним, как тот же Апостол в другом месте подобным образом говорит: Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть? (1Кор.6:19). А еще в другом месте о сем самом предмете объясняется так: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16). Из сличения сих изречений ясно усматривается, что когда Святый Павел храмом ли Духа Святаго, жертвою ли называет телеса ваши, тогда он разумеет не одно тело, но всего человека в целом его составе и, следственно, предметом Христианского жертвоприношения полагает и душу и тело вместе. Как же должны мы соделать жертвою и душу и тело наше?
Жертва существует прежде, нежели становится жертвою, жертвою делает ее назначение. Агнец на пажити не есть жертва, тот же агнец, когда приведен к Олтарю, становится жертвою. Посему и человек доколе ходит в мире, поникши к земле, собирая и поглощая пажить земных благ и чувственных удовольствий, дотоле он и тело его не есть жертва Богу, в сем случае он или бывает жертвою тварей, работая, вместо Бога, богатству, боготворя чрево, или, напротив, поставляет себя идолом и требует себе в жертву всего, что земля производит. Таким образом, Христиане, одним именем не превозноситеся и не обольщайтесь наружностию. Кто не живет истинно по-Христиански, тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Но когда дух Христов, дух покаяния и благодати, берет человека с пажити мира, обращает и влечет к Богу, а человек, веруя, повинуется сему влечению, вменяет за уметы и оставляет позади себя все, что привлекало его в мире, всецело посвящает Богу и душу, и тело, и дела, и желания, и помышления, решается с безропотностью агнца, ведомого на заклание, и действовать и страдать, и жить и умереть для Иисуса Христа, - с сего времени он, пользуясь духовною силою священнодействий и таинств видимого, изобразительного храма, невидимо входит и сам таинственно зиждется в храм духовен и вступает в чин живой жертвы Божией. Хотя разные жертвы скинии Моисеевой или храма Соломонова в своих образах, в тени, в гадании представляли первоначально единую существенную, всеспасительную крестную жертву Господа нашего Иисуса Христа, впрочем, по причастию и подражанию сей всеобщей жертве, и над каждою живою жертвою Христианской в некоторой степени и с применением к особенному ее состоянию может и должно совершаться то, что некогда представлялось жертвами преобразовательными. Ты закалаешь твою жертву, когда духом умерщвляешь плоть со страстями и похотями, омываешь ее, когда оплакиваешь прежние грехи твои, возжигаешь ее, когда огонь любви Божией объемлет и наполняет сердце твое так, что силою оного темные стихии ветхой плотской жизни разрушаются и очищаются, и сквозь них проникает новая, светоносная, горе идущая жизнь духа. Ты приносишь фимиам - одну из самых внутренних жертв, проникающую во Святая Святых и усовершающую многие другие жертвы, - когда приносишь молитву; так еще во дни теней и гаданий разрешал сие священное гадание тот, который воспевал: Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою [Пс.140:2], Господи! Приносишь в жертву главу, когда пленяешь разум [2Кор.10:5] твой в послушании веры [Рим.1:5] и умом твоим предаешься Богомыслию. Приносишь рамо, когда благодарственно приписываешь Богу силу, тебе дарованную. Приносишь тук, когда посвящаешь Богу твою радость и веселие. Приносишь агнца, когда ходишь в незлобии. Приносишь птенца голубиного, когда хранишь чистоту. Приносишь работного тельца или юницу, когда ревностно подвизаешься для Бога или благодушно трудишься в пользу ближнего.
Но будь внимателен, чтобы жертва твоя была истинно живая, святая, благоугодная Богу. Если вера твоя остается без дел и потому мертва есть [Иак.2:17], если велеречиво мудрствуешь о возрождении, о созерцании, о таинственности, но не радеешь о исполнении заповедей Божиих, не поступаешь по установлениям матери-Церкви, как свойственно сыну послушания, то жертва духа твоего не есть живая, ты думаешь покланяться Богу духом, но не покланяешься Ему истиною. Если дела твои не одушевляются верою и потому Кровь Христова не очищает совести твоей от мертвых или умерщвляющих беззаконных дел (Евр.9:14); если и в тонких, чистых и наиболее свойственных духовному Богопоклонению образах, коими облекается оно в Христианстве, ты не почерпаешь для себя духа и силы, приносишь фимиам, но не приносишь молитвы, возжигаешь свечу, но не горишь духом, слышишь премудрость Божественную в церковном чтении и пении, но не воспеваешь в сердце твоем Господеви, покланяешься телом, но не сокрушаешься духом - то жертва тела твоего не есть живая. Ты имеешь один образ благочестия, за что отвержены Иудеи, а не силу (2Тим.3:5) оного, которою спасаются Христиане. Кто приносит во святой храм Божий сердце, отягченное объядением и пиянством, плоть с неукрощенными похотями, уста лживые и язык уязвляющий, тот вместо агнца или голубя животное нечистое или змею хочет принести в жертву. Кто храмлет на оба колена, преклоняется то к Богу, то к миру, в одной добродетели стоит, а в другой колеблется или беспечно падает, тот приносит в жертву хромое. Кто не старается успевать в познании Сына Божия и Его спасительного учения и думает угодить Богу, как случится, тот приносит в жертву слепое. Кто мнится служить Богу, но тайно ищет в том своей выгоды или славы человеческой, тот святотатственно служит себе и людям, а не Богу жертву приносит. Все таковые жертвы как не могут назваться Святыми, так не могут и быть благоугодны Богу.
Христиане! Еще с той минуты, как мы крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, сим самым действием обречены мы в жертву Богу Триипостасному. Сочтемся с собою, сколько раз потом сия непокорная жертва отторгалась от своего жертвенника и убегала из храма, сколько раз вновь уловляема была благодатию Божией, возвращаема покаянием и опять рвалась и убегала! Может быть, столько раз, что мы не найдем тому и счета. Долго ли же так будет? Когда наконец решительно, невозвратно и совершенно представим мы телеса наши жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение наше? Молил бы я вас о сем страхом суда Божия, молил бы чаянием собственного вашего блаженства, но повинуясь Апостолу, наипаче молю вас, братие, щедротами Божиими. Молю щедротами Бога, от не сущих сотворшаго нас и образом Своим почтившего, покорившего нам тварь и даже предавшего ее в повиновение суете нашей, дабы мы не имели никакого предлога отказать Ему в чем-либо. Молю щедротами Бога, тако возлюбившаго мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть в жертву, да всяк веруяй в Онь, взаимно представив себя в жертву Ему, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16). Молю щедротами помазавшего нас Бога, Иже и запечатле нас Себе и даде обручение Духа в сердца наша (2Кор.1:21,22). Молю щедротами Господа нашего Иисуса Христа, давшего нам Плоть Свою и Кровь Свою, высочайшую, животворящую жертву спасения. Бог вседовольный предает все, и Самого Себя, в жертву для человека, человек ли ничтожный не представит всего себя единожды навсегда в жертву Богу?
Господь же да помянет всякую духовную жертву вашу, братия Христиане, и внутренне всесожжение ваше тучно пред Ним да будет (Пс.19:4). Аминь.
Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.368-372.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |