Начало: Святитель Филарет (Дроздов) |
Господь сказал устами Пророка: Дом Мой дом молитвы наречется (Ис.56:7). Какие утешительные мысли о храме дает нам сие изречение Господне!
Храм есть дом молитвы. Молитва живет в нем. В иных местах она странствует, иные посещает, иные с трудом ищут ее, от иных и призванную удаляют житейская молва и суета; здесь, в храме, она живет, здесь всякий может обрести ее, и если та молитва вожделенна, которая доходит до Бога, то молитва в храме преимущественно вожделенна, потому что здесь преимущественно приближается она к Богу, поелику дом молитвы есть вместе и дом Божий.
Если помыслим, что Бог живет в вышних, превыше небес, то придем в недоумение, возможен ли для Него дом на сей униженной пред небом земле. Если помыслим о величии Творца мира и о Его вездесущии, то найдем непонятным, как мог бы для Него быть возможен где-либо какой-либо дом. Но нет места сомнениям, когда Господь Сам глаголет: дом Мой.
Веруем, Господи, слову Твоему, ибо слово Твое истина есть (Ин.17:17). Веруем, что и сей храм, по Преданию и чину Тобою наставленных Апостолов и преемников их освященный и невидимо Твоего вшествия и благодатного присутствия сподобившийся, воистину есть Твой дом, Твое жилище, Твое на земле небо, и не только сему веруем, но можем и видеть сие отчасти, поелику здесь тайнодействуется и очевидно присутствует Божественное Тело единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, которое есть Тело живое и животворящее, с которым, следственно, и дух Бога и человека Христа присутствует.
Что при сих размышлениях должна чувствовать верующая душа?
Патриарх Иаков, когда, ночуя в пустынном месте, увидел во сне Господа, стоящего на верху лествицы, соединяющей небо с землею, услышал от Него благословение и обещание покровительства и по сему Богоявлению нарек сие место домом Божиим, - с сим вместе чувствовал страх. Убояся и рече: яко страшно место сие (Быт.28:17,19). Но Пророк Псалмопевец, при мысли о посещении скинии Божией, или храма Божия, чувствовал радость. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс.121:1). Которое из двух противоположных чувствований правильно? Правильны оба, хотя и противоположны. Страшен храм Божий, по величию Бога, в нем присутствующего, радостотворен храм Божий, по благодати Бога, в нем живущего. Со страхом входит в храм человек, смиряющийся пред Богом, с радостию входит в храм человек, одушевляемый любовию к Богу. Особенно да страшится, входя в храм, человек, обремененный грехами, поелику здесь присутствует Бог, праведный Судия, и кто знает, не поразит ли Он грешника мгновенно, как некогда Надава и Авиуда, Дафана и Авирона? Однако страх да не удаляет грешника от храма, ибо это значило бы идти от спасения к погибели, но да побуждает его к покаянию и исправлению жизни, дабы он мог войти в храм с надеждою обрести в нем Бога милующего, прощающего и спасающего. Храм Божий есть надежное прибежище для грешника, желающего избежать пагубы греха.
Бог вездесущий, над всем превознесенный, какую имел бы нужду в земном для Себя доме, если бы его не требовало Божие снисхождение к земнородным? По благости и снисхождению, Бог устрояет на земле дом Свой и отверзает его человеку, дабы сей находил в нем для своей молитвы удобовосходную к Богу лествицу, дабы приимал здесь от Бога благословение и наставление к истине Его чрез Его служителей, дабы пользовался здесь Божественными таинствами как средствами духовного возрождения, питания, возрастания, укрепления, врачевания, напутствия к жизни небесной.
От сей потребности храма для человеков естественно происходит то, что храмы должны быть устрояемы и устрояются среди обитателей, которые ими должны пользоваться. Но почему же некоторые храмы, как и сей, воздвигаются не посреди живущих, а посреди усопших? Почивающие сном смертным восстанут ли теперь и скажут ли, с восставшим от сна в Вефиле Патриархом Иаковом и с нами: Страшно место сие? Несть сие, но дом Божий [Быт.28:17]? Или с Псалмопевцем и с нами: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем [Пс.121:1]!
На сие должно сказать, что храмы, созидаемые на месте покоя усопших, благопотребны и полезны живущим, чтобы они приходили сюда не только печалиться и плакать над почивающими здесь, но и приносить о них молитву преимущественно благодатную в храме, при тайнодействии Тела и Крови Господней, когда имена и память усопших священнослужитель приближает к Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, и погружает в животворящую Кровь Христову (посвященные знают, что не по воображению говорю сие, но указываю на действие глубоко знаменательное). Таким образом, и для усопших воздвигнутый над ними храм может быть полезен посредством живущих.
Но только ли посредством живущих? Не могут ли усопшие и сами непосредственно пользоваться святынею храма? Смерть тела не разлучила их с Церковию Христовою, которая, подобно виденной Иаковом лествице, стоит между небом и землею, простирается из видимого в невидимое, от нижних на земле степеней досязает до выспренней на небесах степени лицезрения Божия, призывая к вожделенному восхождению и допуская благословное нисхождение. Не видели ли, например, Преподобного Сергия, по восхождении его в небесные обители нисходящего в свою земную обитель и стоявшего в храме с поющими, без сомнения, для того, чтобы братия обители паче слуха видением получили наставление о благоговении к церковному богослужению? Но не ограничимся избранными. Где теперь души усопших в вере, совершенных и несовершенных? В каком состоянии? Далеко ли они? Сообразно с тем, к чему приготовили себя в земной жизни, они, по слову Божию, в руце Божией (Прем.3:1), на лоне Авраама (Лк.16:23), в покое (Прем.4:7), - а иные не умиротворенные и в сетовании, как некогда предвещал себе Иаков: Сниду к сыну моему сетуя во ад (Быт.37:35). Не говорим о подобных богачу Евангельской притчи, который жил и умер без веры и добродетели и потому низвержен в глубину ада, откуда не доступны ни обители небесные, ни святыни сего видимого мира. Предание и опыты показывают, что души усопших, хотя разрешены от уз плоти, однако и по разлучении от нее по особенному устроению Провидения, а иные, может быть, и по влечению навыка и воспоминаний земных, являются нередко в местах пребывания своего на земле, и в близости к телам, с которыми проходили временную жизнь и которые приимут паки для жизни вечной. Ибо каким образом чудодействуют и особенно каким образом на душевное состояние благотворно действуют мощи Святых, если не благодатною силою душ святых, чрез оные проявляемою? Вспомним происшествие, бывшее со святителем Спиридоном Тримифунтским, когда ему нужно было узнать от усопшей дочери его, где скрыто вверенное ей сокровище, не открытое прежде кончины ее. Он пришел на ее могилу, спросил усопшую, и она услышала, и произнесла желаемый ответ. Почему же и нам не позволить себе утешительной мысли, что души почивающих близ храма сего, по крайней мере некоторые, непосредственно услышат глас здешних славословий и молитвословий, ощутят духовное благоухание тайнодействий и получат или приращение своего покоя, или облегчение своего сетования?
Благословенны да будут усердие, щедрость, попечение, труд, явленные в благоустроении и благоукрашении святаго храма сего, которыми принесена жертва Богу и оказано благодеяние живым и усопшим. Бог утешения и щедрот да возмерит оные Своими дарами, благоприятными жизни временной и вечной. Аминь.
Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.503-505.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |