страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Добротолюбие избранное для мирян

  • Предисловие
  • Вера в Бога
  • Страх Божий
  • О смерти, Страшном суде, вечных муках
    и райских селениях
  • Узкий и пространный путь
  • Любовь к Богу и ближнему
  • Покаяние
  • Смирение
  • Гордость и тщеславие
  • Терпение. Скорби, искушения и болезни
  • Молитва
  • Пост
  • О Святом Причащении
  • Священное Писание
  • Благодать
  • Воля и заповеди Божии
  • Промысл Божий
  • Добродетели
  • Добро и зло
  • О совести
  • Страсти
  • Неосуждение
  • Самолюбие
  • Гнев и раздражительность
  • О сребролюбии и нестяжательности
  • Нечистота (блуд)
  • Смех
  • Сон
  • Соблазны
  • Зависть
  • Печаль (уныние)
  • Грехи мысленные
  • Наши чувства
  • Суета
  • Друзья
  • Девство и целомудрие
  • Слезы
  • Послушание
  • Истинный монах
  • Отшельничество
  • Подвижничество
  • Беседа с мирскими
  • Внутренний враг
  • О спасении в миру
  • Бегание мира
  • Рассуждение
  • Молчание и многословие
  • Бог и ты
  • Прелесть
  • Блюдение ума и грех
  • Мудрость духовная и разум
  • Подражание Богу
  • Подражание святым
  • Благочестие
  • Праведность, радость, святость, чистота
  • Жизнь деятельная и созерцательная
  • Совершенство духовной жизни
  • Благодарение (прославление) Бога
  • О стяжании Духа Святого
  • Сила Божия
  • Утешение Божественное
  • Богословствование (состояние созерцания)
  • Священство
  • Повести из жития Египетских старцев

    (c) "Добролюбие, избранное для мирян"
    - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001.

  • ПРЕДИСЛОВИЕ

    Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Гал. 5, 24

    Добротолюбие - не книга для развлечения скучающего ума, не ряд "психологических этюдов", не собрание интересных афоризмов. Истины Добротолюбия начертаны письменами святых отцов, имевших ум богопросвещенный и сердце столь чистое, что многие из них еще при жизни, на земле, зрели Бога. Дивные умы и огненные сердца начертали Добротолюбие. Перстный, суетный человек только тогда приобретет эту жемчужину духа, войдет в чертог царственного пира, когда смиренно, сознав немощь ума своего, пятна и раны на сердце своем, с молитвою к Духу Святому раскроет страницы Добротолюбия. Тогда только, при содействии огненного и очищающего Духа Божия, найдет перстный человек здесь, на земле: мир ума, благочиние чувств, вступит на путь радостного и бесконечного добра; одним словом, приобщится к жизни великих отцов и врачей человеческих душ, радость и светлость жизни которых бессильно выразить немощное слово человеческое.

    Есть два приятия жизни. Одно - и это у большинства - брать от текущего дня все, что только можно взять для тела приятного, услаждающего. Культ тела, поблажка персти, выраженная в извращенной философии Эпикура: "Будем есть и пить, так как завтра умрем". - Это приятие жизни со дня грехопадения Адама. С падением Адама утратило человечество богопросвещенный ум, "умный" ум, и все чаще и чаще принимает ложь за истину; утратило восприятие истинной красоты, ибо извратило свои чувства и принимает безобразие за красоту; и воля устремлена часто к злу, принимая зло за добро или творя зло под личиною добра. Но не утрачена во всем человечестве и окончательно тоска по мирам иным, воспоминание об Эдеме, о богообщении; и суетный, перстный человек жаждет познания полной истины, ищет настоящей красоты, жаждет послужить подлинному добру. В минуту просветления ясно представляется перстная жизнь как смена обманчивых снов. "Вся соний прелестнейша" - становится такая жизнь в тяжесть; растет тоска по утраченному "образу неизреченной славы" (православная панихида).

    Входя в мир Добротолюбия, теряется осуетившийся человек. Как у вырвавшегося из душной, зловонной комнаты на чистый воздух, кружится у него голова, замирает сердце. Но опытные врачи душ - авторы Добротолюбия - ободрят его своим примером; поведут его на вершины духовные по пережитому ими, верному, богоначертанному пути. Великий врач духовный, Иоанн Лествичник, в творении своем, названном "Лествицей", шаг за шагом будет руководить душу, ищущую Бога и спасения в Боге. А около этой спасительной лестницы сколько будет дивных охранителей, наставников, истинных друзей: Антоний и Пахомий Великие, Нил Синайский, Симеон Новый Богослов, Ефрем и Исаак Сирийцы - сонм светоносных, прекраснейших из сынов человеческих, отражение рая на земле. Великие и непостижимые для ограниченного, плоского человеческаго ума догматы веры: о Св. Троице, искуплении мира Иисусом Христом, воскресении - богопросвещенными умами отцов Добротолюбия приоткроются слабому уму ищущего истины, и поразится он, как просто выразили отцы Церкви и отшельники Синая глубины веры христианской. Почувствует читатель Добротолюбия сразу как, при этой простоте выражения слова погружены были умы и сердца его учителей в зрение тайн Божиих. Догмат будет принят как жизнь, а не отвлеченность. И к мирской суете снизойдут великие отцы, имевшие "возгорение сердца о всем творении" (Исаак Сирин). Они укажут, что "злословие есть смерть души" (авва Ор); что "пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит" (Исидор Пелусиот); что "говорить много, хотя бы и хорошего, - это уподобляться двери в бане, часто отворяемой и выпускающей пар"; что "питающий в себе привычку - то же, что человек, дающий пищу огню" (Исаак Сирин).

    Настоящий труд - выборки из всех пяти томов Добротолюбия - возник по милости Божией трудами настоятеля Казанско-Богородицкого мужского монастыря в г. Харбине, отца архимандрита Ювеналия.

    Отец Ювеналий совершил прекрасное и душеспасительное дело, собрав для всех доступного издания перлы Добротолюбия. Христианскому православному обществу остается апостольски продлить труд о. Ювеналия - сделать этот томик Добротолюбия постоянным спутником жизни всякой души христианской.


     
    Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru