Предисловие 
Вера в Бога
Страх Божий 
О смерти, Страшном суде, вечных муках 
и райских селениях 
Узкий и пространный путь
Любовь к Богу и ближнему 
Покаяние
Смирение
Гордость и тщеславие 
Терпение. Скорби, искушения и болезни 
Молитва
Пост
О Святом Причащении 
Священное Писание
Благодать
Воля и заповеди Божии 
Промысл Божий
Добродетели
Добро и зло 
О совести
Страсти
Неосуждение 
Самолюбие
Гнев и раздражительность 
О сребролюбии и нестяжательности 
Нечистота (блуд)
Смех
Сон
Соблазны 
Зависть
Печаль (уныние) 
Грехи мысленные
Наши чувства
Суета
Друзья
Девство и целомудрие  
Слезы
Послушание 
Истинный монах 
Отшельничество
Подвижничество 
Беседа с мирскими 
Внутренний враг
О спасении в миру
Бегание мира
Рассуждение
Молчание и многословие
Бог и ты
Прелесть
Блюдение ума и грех 
Мудрость духовная и разум  
Подражание Богу
Подражание святым
Благочестие
Праведность, радость, святость, чистота 
Жизнь деятельная и созерцательная
Совершенство духовной жизни
Благодарение (прославление) Бога 
О стяжании Духа Святого
Сила Божия
Утешение Божественное 
Богословствование (состояние созерцания) 
Священство
Повести из жития Египетских старцев
(c) "Добролюбие, избранное для мирян" - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001.
 
 | 
 | 
 УТЕШЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ
 Блаж. Диадох
 - Если душа неколеблющимся и немечтательным движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и самое тело, - в бодрствовании ли то или при погружении в сон воздействуемого святою благодатию подвижника, между тем как душа совершенно ни о чем другом не помышляет кроме того одного, к чему возбуждена, - то ведать надлежит, что это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятными чувствами от неизреченной оной Божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованною неистощимою некою радостию. Если же при таком возбуждении ум восприимет колебание некое сомнительное или нечистое какое помышление и если при сем Святым Господним именем будет пользоваться для отвращения зла, а не паче по одной любви к Богу, то ведать надлежит, что обещание то - от прельстителя и есть только призрак радости.
 Св. Василий Великий
 - Неизреченны всецело и неописанны молниеносные блистания Божественной красоты; ни слово не может выразить сего, ни слух вместить. Наименуем ли блеск денницы или светом луны, или сиянием солнца - все это недостойно к уподоблению славы и в сравнении с истинным светом далее отстоит от него, нежели глубокая ночь и ужаснейшая тьма от полуденной ясности. Если красота сия, незримая телесными очами, а постижимая только душою и мыслию, озаряла кого-либо из святых и оставляла в них невыносимое уязвление желанием, то, возмущенные здешнею жизнью, говорили они: увы мне, яко пришельствие мое продолжися (Пс. 119,5) разрешитися и со Христом быти (Фил. 1, 23) много паче лучше; тяготясь сею жизнью, как узилищем, сколько были неудержимы в стремлениях к Богу те, у коих коснулось души Божественное желаниеы. По причине ненасытимого желания созерцать Божественную красоту, они молились о том, чтобы зрение красоты Божией простиралось на всю вечную жизнь.  |