Предисловие
Вера в Бога
Страх Божий
О смерти, Страшном суде, вечных муках
и райских селениях
Узкий и пространный путь
Любовь к Богу и ближнему
Покаяние
Смирение
Гордость и тщеславие
Терпение. Скорби, искушения и болезни
Молитва
Пост
О Святом Причащении
Священное Писание
Благодать
Воля и заповеди Божии
Промысл Божий
Добродетели
Добро и зло
О совести
Страсти
Неосуждение
Самолюбие
Гнев и раздражительность
О сребролюбии и нестяжательности
Нечистота (блуд)
Смех
Сон
Соблазны
Зависть
Печаль (уныние)
Грехи мысленные
Наши чувства
Суета
Друзья
Девство и целомудрие
Слезы
Послушание
Истинный монах
Отшельничество
Подвижничество
Беседа с мирскими
Внутренний враг
О спасении в миру
Бегание мира
Рассуждение
Молчание и многословие
Бог и ты
Прелесть
Блюдение ума и грех
Мудрость духовная и разум
Подражание Богу
Подражание святым
Благочестие
Праведность, радость, святость, чистота
Жизнь деятельная и созерцательная
Совершенство духовной жизни
Благодарение (прославление) Бога
О стяжании Духа Святого
Сила Божия
Утешение Божественное
Богословствование (состояние созерцания)
Священство
Повести из жития Египетских старцев
(c) "Добролюбие, избранное для мирян" - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001.
|
|
ПОДРАЖАНИЕ СВЯТЫМ
Преп. Максим исповедник
- Святые были благи и человеколюбивы, благоутробны и милосердны, оказавшись одинаковое имеющими ко всему роду расположение любви, силою коей чрез всю жизнь верно сохраняя наилучшее из всех благ, разумею смирение, сию хранительницу благ и разрушительницу противоположного им зла, они пребыли неуловимыми для всех, тяготеющих нас искушений, как произвольных, кои от нас, так и непроизвольных, кои не от нас, восстания первых подавляя воздержанием, а приражения вторых отражая терпением.
Преп. Симеон Новый Богослов
- Мертв для святых мир и люди мира. Почему как мирские видя не видят добрых дел святых мужей и слыша не могут нисколько понять Божественных словес, предлагаемых им благодатью Святого Духа, так и духовные и святые мужи не могут видеть лукавых дел лукавых мирских людей и понять страстных речей их, т.е. и они видя не видят, что в мире, и слыша о том, что касается мирских людей, находятся в таком Божественном состоянии и расположении, что как бы не слышат того, по неимению к тому чувства. Таким образом, не бывает никакого общения ни у духовных с мирскими, ни у мирских с духовными.
Преп. Нил Синайский
- Дух Святой написал жития святых, чтобы каждый из проводящих какой-либо образ жития возводился к истине подобными примерами.
Преп. Ефрем Сирин
- Мы ублажаем святых и желаем себе их венцов, но не хотим подражать их подвигам. Или думаете, что они удостоились венцов даром, без трудов и скорбей? Угодно ли послушать, какое упокоение имели святые в жизни сей? Избиени быша... проидоша в милотех... лишены, скорбяще, озлоблены (Евр. 11, 35, 37). Хочешь с ними вечно царствовать, иди путем их.
Преп. Антоний Великий
- Мы названы именами святых и облечены в одежду их, которою хвалимся пред неверными; подражать же делам их не имеем усердия. Боюсь, как бы не шло к нам сказанное апостолом: имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся (2 Тим. 3, 5). Серафим, которого видел прор. Иезекииль (Иез. 1, 4-9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое - лицу тельца, третье - лицу льва, четвертое - лицу орла. Первое лицо означает верных, кои, живя в мире, исполняют заповеди, на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва - царя диких зверей. Когда же победит кто невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, и будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения, тот уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем шести крылам, полным очей. Так станет он Серафимом духовным и наследует вечное блаженство. |