Предисловие
Вера в Бога
Страх Божий
О смерти, Страшном суде, вечных муках
и райских селениях
Узкий и пространный путь
Любовь к Богу и ближнему
Покаяние
Смирение
Гордость и тщеславие
Терпение. Скорби, искушения и болезни
Молитва
Пост
О Святом Причащении
Священное Писание
Благодать
Воля и заповеди Божии
Промысл Божий
Добродетели
Добро и зло
О совести
Страсти
Неосуждение
Самолюбие
Гнев и раздражительность
О сребролюбии и нестяжательности
Нечистота (блуд)
Смех
Сон
Соблазны
Зависть
Печаль (уныние)
Грехи мысленные
Наши чувства
Суета
Друзья
Девство и целомудрие
Слезы
Послушание
Истинный монах
Отшельничество
Подвижничество
Беседа с мирскими
Внутренний враг
О спасении в миру
Бегание мира
Рассуждение
Молчание и многословие
Бог и ты
Прелесть
Блюдение ума и грех
Мудрость духовная и разум
Подражание Богу
Подражание святым
Благочестие
Праведность, радость, святость, чистота
Жизнь деятельная и созерцательная
Совершенство духовной жизни
Благодарение (прославление) Бога
О стяжании Духа Святого
Сила Божия
Утешение Божественное
Богословствование (состояние созерцания)
Священство
Повести из жития Египетских старцев
(c) "Добролюбие, избранное для мирян" - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001.
|
|
ПОДРАЖАНИЕ БОГУ
Блаж. Диадох
- Все мы люди по образу Божию есмы. Быть же по подобию Божию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвергаемся себя, тогда бываем подобными Тому, Кто по любви Своей, примирил нас с Собою; чего никто не может достигнуть, если не убедил души своей не увлекаться прелестями жизни самодовольной и самоугодливой.
Преп. Никита Стифат
- Ино - образ Божий и ино то, что усматривается в образе. Образ Божий - душа мысленная, ум и слово - единое и нераздельное естество, а усматриваемое в сем образе есть начальственность (самостоятельность), владычественность (независимость) и самовластность (свобода). Также ино слава ума и ино - достоинство его; ино то, что по образу, и ино, что по подобию. Слава ума есть возношение горе, приснодвижность к высшему, острозоркость, чистота, разумность, мудрость, бессмертие. Достоинство ума есть словесность, самостоятельность, владычественность, самовластие. То, что по образу, есть - иметь душу с умом и словом, личную, единосущную и нераздельную. Ум и слово принадлежат душе нетелесной, бессмертной, Божественной, мысленной - и все они единосущны, совечны, нераздельны между собою и раздельны быть не могут. То, что по подобию есть - праведность, истинность, благоутробие, сострадание и человеколюбие. В ком сии качества в действии суть и постоянно пребывают, в тех ясно зрится и что по образу и подобию. Богу, создавшему нас по образу и подобию Своему, бываем мы подобны добродетелью и разумением. Добродетель же Божия есть правда, преподобие и истина, как говорит Давид: праведен оси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе (Пс. 118, 137; 88, 9). Бываем мы Ему подобны также правотою и благостию, ибо благ и прав Господь (Пс. 24, 8) словом премудрости и разума (Кол. 2, 3), святостью и совершенством, как Сам говорит: Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48) и святи будите, яко Аз свят есмь (Лев. 19, 2), смирением и кротостию, ибо говорится: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Богоподобие, сколько оно для нас доступно, невозможно улучить ревнителю, если он наперед теплыми слезами не омоет приразившейся к нему тины греховной и не прилепится к исполнению святых заповедей Христовых. Сохранить неизменным богоподобие, стяжаваемое крайнею чистотою и полною любовью к Богу, возможно только при непрестанном простирании ока ума к Богу, в котором душа, обыкновенно, устанавливается чрез постоянное пребывание в доброделании, чрез непрестанную, чистую и непарительную молитву, чрез всестороннее воздержание и усердное чтение Писаний.
Св. Григорий Синаит. - Как в человеке есть ум, слово и дух - и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и Друг в друге и сами по себе; ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа - по сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание. |