Предисловие
Вера в Бога
Страх Божий
О смерти, Страшном суде, вечных муках
и райских селениях
Узкий и пространный путь
Любовь к Богу и ближнему
Покаяние
Смирение
Гордость и тщеславие
Терпение. Скорби, искушения и болезни
Молитва
Пост
О Святом Причащении
Священное Писание
Благодать
Воля и заповеди Божии
Промысл Божий
Добродетели
Добро и зло
О совести
Страсти
Неосуждение
Самолюбие
Гнев и раздражительность
О сребролюбии и нестяжательности
Нечистота (блуд)
Смех
Сон
Соблазны
Зависть
Печаль (уныние)
Грехи мысленные
Наши чувства
Суета
Друзья
Девство и целомудрие
Слезы
Послушание
Истинный монах
Отшельничество
Подвижничество
Беседа с мирскими
Внутренний враг
О спасении в миру
Бегание мира
Рассуждение
Молчание и многословие
Бог и ты
Прелесть
Блюдение ума и грех
Мудрость духовная и разум
Подражание Богу
Подражание святым
Благочестие
Праведность, радость, святость, чистота
Жизнь деятельная и созерцательная
Совершенство духовной жизни
Благодарение (прославление) Бога
О стяжании Духа Святого
Сила Божия
Утешение Божественное
Богословствование (состояние созерцания)
Священство
Повести из жития Египетских старцев
(c) "Добролюбие, избранное для мирян" - М. Изд. Сретенского мон-ря, 2001.
|
|
ЖИЗНЬ ДЕЯТЕЛЬНАЯ И СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ
Преп. Феогност
- Воздержись от высших созерцаний, если ты не достиг еще крайнего бесстрастия; не гонись за тем, чего догнать нельзя, и не ищи того, что выше сил твоих. Если желаешь сделаться богословом и созерцателем, путем жизни взойди до сего и чистотою стяжи чистое боговедение. Помянув о богословии, напоминаю тебе, смотри не простирайся в высоту его до безмерности и ведай, что не пристало нам, еще млеком добродетелей напояемых, покушаться воспарять туда, чтобы понапрасну не растерять перьев, как бывает с молодыми птенцами, хотя сладость ведения и сильно влечет наше желание. Когда же по очищении целомудрием и слезами восторгнемся от земли, как Илия или Аввакум, предначиная или предызображая имеющее некогда быть восхищение на облацех, и молитвою созерцательною, чистою и непарительною став вне чувств, взыщем Бога, тогда, может быть, коснемся сколько-нибудь и богословия. Равным образом, желая сподобиться Божественного видения и озарения ума, прежде возлюби мирную и безмолвную жизнь, и упразднясь от всего, познай и себя и Бога. Если будет это, то ничто уже не воспрепятствует тебе, как в тонком веянии, при внутреннем устроении твоем, чистом и никакой страстию не возмущаемом, умно узреть для всех Невидимого, благовествующего тебе спасение, чрез впечатлительнейшее познание Его.
Илия Екдик
- Конец деятельности жизни - умерщвление страстей; а конец созерцательной - видение добродетелей.
Преп. Максим исповедник
- О проходящем деятельную жизнь говорится, что он временно проживает во плоти, как пришлец, имеющий целью деланием добродетелей отсечь от души своей сочувствие к плоти и отторгнуть себя от вещественных прелестей. Д о том, кто проходит жизнь созерцательную, говорится, что он в самой добродетели пришельствует, как в зерцалах еще и в гаданиях созерцающий истину Ибо еще не узрены им чрез вкушение, как бы лицом к лицу, подлинные виды чаемых благ, как они есть. И всякий святой, в отношении к будущим благам образом ходит, вопия: пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 7, 13).
- Тому, кто деятельно проходит жизнь, Господь присущ посредством добродетелей, а от того, кто ни во что ставит добродетель, Он отступает. И опять, мужу созерцательному Он присущ чрез истинное ведение вещей; от того же, кто в какой-либо мере в сем погрешает, отступает.
- Слово Божие есть путь (Ин. 14, 6) для тех, кои, проводя деятельную жизнь, верно и твердо текут поприщем добродетели, не уклоняясь ни на десно, по тщеславию, ни на шуе поползновением на страсти, и по Богу направляя стопы свои. Аз есмь дверь, - сказал Господь (Ин. 10, 9). Ибо Он тех, кои добре совершили весь путь добродетелей, в непорочном течении деятельной жизни своей, вводит в область ведения, и, как свет, показывает им пресветлые сокровища премудрости. Один и Тот же Он есть и путь, и дверь, и ключ, и царствие: путь, как путеводитель; ключ, как отпирающий достойным вход к Божественным сокровищам; дверь, как вводитель; царствие, как наследуемый и по причастию во всех сущий.
- Прославляет Бога в себе не тот, кто словами только благоговейно чтит Бога, но кто ради Бога, из-за заповедей, терпеливо переносит страдания и труды. Таковой взаимно Богом прославляется славою, сущею в Боге, нося в себе благодать бесстрастия, как награду за добродетель по причастию. Ибо всякий прославляющий Бога в себе страданиями из-за добродетели в деятельной своей жизни и сам в Боге прославляется чрез бесстрастное озарение Божественными лучами в состояние созерцания. |