Начало: Пролог в поучениях |
Так как гордость ослепляет человека, так как она лишает его спокойствия, так как она ненасытна и так как, наконец, она противна Богу; то, без сомнения, она есть зло. А если есть зло, то понятно, что мы всячески должны избегать ее и навыкать смирению. Как достигнуть сего? Нам кажется, лучше всего чрез размышление вот именно о зле гордости. Такое размышление, несомненно, должно принести спасительные плоды, ибо оно покажет нам гибельные последствия гордости и все беды, от нее исходящие. Что же это за зло? И какие гибельные последствия могут происходить от гордости?
Святый Златоуст говорит: "как сад, неочищенный от хвороста, не может расти; так и человек гордый не может спастись; если смирением и покаянием гордости не победит. Душа гордого стремится на высоту, но вместо нее в глубину адскую падает. И как плод гнилой неприятен вертоградарю: так и молитва гордого неприятна Богу. Душа гордого не имеет части с Богом, но радостно для бесов бывает. За гордость и ангелы были свергнуты с неба и бесами сделались. Смиренномудрие на небо возводит и с ангелами общение творит, а гордость с бесами соединяет. Молитва смиренного восходит к Богу, а молитва гордого прогневляет Его. И как тяжесть плодов сокрушает ветви, так и гордость губит душу, даже и добродетельную. И как дерево, не имеющее корня, скоро падает, так и гордый скоро сходить в адскую пропасть. И ради чего ты возносишься, человек, когда ты земля и пепел? И зачем, неразумный, упиваешься гордостью? Если ты почтен высоким саном, то имей смирение и никого не унижай. Не испытывай чужих грехов и в судный день славным будешь. Не оставляй скорбного плачущим и не будут презрены твои мольбы. Убогий человек! скажи мне, кто тебя создал? Господь ли? Почему же ты не имеешь страха к Нему и гордишься и величанием душу свою губишь? Зачем надмеваешься, тогда как ты земля, в которую и опять скоро возвратишься? Зачем гордишься, когда скоро пищею червей будешь? О, человек! Познавай свою немощь и не гордись; и так как ты Божие создание, то и не отметайся от Создавшего тебя" Итак, видите ли, сколько зла в гордости? Она, как сейчас слышали, удаляет человека от спасения, ввергает его в глубину адскую, делает молитву его неприятною Богу, лишает его части с Богом, радостью для бесов его делает, с ними соединяет его и губит душу даже и добродетельную. А если так, то понятно, что размышление о зле гордости должно, так или иначе, отвлечь нас от нее и возбудить, пожалуй, даже к ней и отвращение. И, о, если бы так произошло с нами и на самом деле! Сколько бы тогда мира и спокойствия водворилось в душе нашей, сколько бы радостей чистых, духовных дало нам заступившее место гордости - смирение! Сколько бы было спасительно для нас подражание смирившему Себя даже до смерти, смерти же крестные, Господу! Да, все это было бы для нас сокровищем не крадомым, чистым и святым. Будем просить Господа, чтобы Он Своею всесильною благодарю и навсегда удалил нас от гибельного порока гордости, утвердил нас в смирении и чрез оное вознес бы нас в свое время (1 Пет. 5, 6), в день оный великий и просвещенный. Аминь.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |