Начало: Пролог в поучениях |
В житие преподобного отца нашего Пахомия Великого, между прочим говорится, что он достиг такого высокого совершенства, что своим бесстрастием возвел себя даже к Боговидению. Возможно ли это?
Святый первомученик и архидиакон Стефан, перед своей страдальческой кончиной, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55).
Преподобный Сисой Великий, когда почувствовал приближение смерти, то окружавшим его инокам с просиявшим лицом сказал: "пришел авва Антоний"! Немного помолчав, воскликнул: "является лик пророков"! В это время лице его просияло еще более, и он стал с кем-то невидимым беседовать. "С кем беседуешь, отче? " спросили монахи. Господни Ангелы, отвечал старец, пришли взять меня; но я умоляю их, чтобы хоть на малое время оставили меня здесь покаяться". - "Да ты вовсе не требуешь покаяния", возразили ему. "Нет, братие, сказал преподобный, не знаю я даже, положил ли хоть только начало своему спасению"! Удивились иноки смирению праведника, а между тем в это время лице его уже просияло как солнце. "Смотрите", наконец воскликнул он: "вот пришел Сам Господь"! Все ужаснулись, а старец за сим скончался, и блеснула как бы молния, и келия наполнилась благоухания (Прол. Июл. 6).
Однажды преподобный Серафим, будучи Иеродиаконом, служил со строителем Божественную литургию в Великий Четверток. После малого входа и паремий, Серафим возгласил в Царских вратах: "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны"! но едва, обратясь к народу, навел на предстоящих орарем и сказал: "и во веки веков"! как озарил его луч паче солнечного света. Взглянув на это сияние, увидел он Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, во славе и неизреченным светом сияющего, окруженного небесными силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, как бы роем пчелиным, и от западных церковных врат грядущего на воздухе.
Итак, братие, и Боговидение возможно, и это, кроме примеров, подтверждает и Сам Господь: Он говорил: кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам (Иоан. 14, 21).
Должны ли мы желать этого Боговидения? Да, конечно, должны, но Боговидения не чувственного, а духовного, такого, какое имел Давид. Предзрех, говорит он, Господа предо мною выну, яко одесную мене есть (Псал. 15, 8). Помня о вездеприсутствии Божием, приблизимся к Господу верою, укрепимся надеждою, обымем Его любовью, вот и будет Боговидение наше и радостное, и спасительное для нас. Аминь.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |