Начало: Пролог в поучениях |
Отчего, это братие, мы часто в сей жизни видим, что нечестивые как будто не испытывают никаких искушений со стороны дьявола, а благочестивые от него страдают? Отчего это?
Один инок спросил старца: "Отчего нечестивые посты и молитвы оставляют и чревоугодию предаются, и друг друга обманывают и обирают, и делают, что хотят и клятвопреступниками часто бывают и никакого внимания не обращают на то, что они тяжко грешат и спокойно и Святые Тайны принимают, и все это для них ничего и все как будто бы так и должно быть? И отчего это благочестивые и постами, и бдениями, и молитвами, и сухоядением себя изнуряют, и плотского покоя себя лишают, и плачут, и рыдают, и говорят, что они великие грешники, и геенне огненной повинны"? Выслушав это от ученика, старец со вздохом отвечал: "хорошо ты сказал, что грешникам все как будто ничего. Они настолько глубоко пали, что даже и не сознают этого. Да, от своей нераскаянности, они и встать не могут. Подумай: какая же нужда дьяволу бороться с ними, когда они сами пали ниц перед ним и встать не могут? Он с такими не борется. Благочестивые же, хотя иногда и побуждаемы бывают, но и сами побеждают; хотя и падают, но скоро и восстают и окончательно поборют, наконец, врага своего спасения".
Так вот, братие, и ответь на вопрос: почему дьявол грешников не трогает, а благочестивые от него страдают. Первых он не трогает потому, что они, и без искушений с его стороны, всецело находятся в его власти, а вторые страдают оттого, что они составляют любимое поле его деятельности. Это подтвердил и сам бес преподобному Маркеллу. Когда последний услыхал шум от воинской брани в пустыни и недоумевал, что это значит, бес предстал пред ним и вскричал: "что задумался? Подлинно здесь брань есть; но если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали, то ложись и спи, и не будем нападать. С ленивыми мы не воюем, а имеем дело лишь с постниками и с пребывающими в молитвах. Лишь с ними у нас брань есть. (Прол. февр. 20).
Зная сие и потщитесь, братие, стать крепко против общего нашего врага. Восприимите щит веры, в нем же возможете вся стрелы лукавого разженныя угасити и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий, всякою молитвою и молением, молящеся на всяко время духом (Ефес. 6, 16-18). Аминь.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |