Начало: Тексты, справочники и документы |
Первые христианские праздники были установлены как свидетельство Церкви миру о Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа и историчности Его Воплощения. Никто из евангелистов не раскрыл так глубоко Божественную Личность Иисуса Христа, как апостол Иоанн Богослов, и ничто с такой силой не подтверждает Божественную природу Господа, как факт Его Воскресения. Поэтому Церковь установила, чтобы от праздника Пасхи в течение всего периода Пятидесятницы читалось Евангелие от Иоанна.
Из праздников, совершаемых в твердых числах года, древнейшим является праздник Рождества Христова. Установление этого праздника на 25 декабря вскоре же вызвало появление 25 марта праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, как дня зачатия Ею Иисуса Христа. Но событие Благовещения произошло в шестой месяц после того, как по явлении ангела святому Захарии был зачат Иоанн Предтеча (Лк.1,26). На основании этого были установлены два праздника: Зачатие Иоанна Предтечи - 23 сентября и Рождество его - 24 июня. Об этих священных событиях, предшествовавших Воплощению Сына Божия, повествует только евангелист Лука. Поэтому Церковь установила, чтобы в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели Евангелия до этого читались, читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк., зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской (воздвиженской) преступкой евангельских чтений. (Если задолго до Недели по Воздвижении кончатся зачала Евангелия от Матфея, то Евангелие от Луки все равно не следует начинать ранее вышеуказанного срока, а надлежит вернуться вспять, к прочитанным зачалам Матфеевым, взяв их, сколько потребуется, а с понедельника после Недели по Воздвижении начать чтение Евангелия от Луки. Это называется сентябрьской отступкой.)
Нужно помнить, что сентябрьские преступка и отступка не касаются апостольских чтений, потому что Послания апостолов со стороны их содержания не имели отношения к истории установления вышеуказанных праздников. Поэтому же для всех апостольских Посланий, начиная с книги Деяний святых апостолов, существует один общий счет зачал, тогда как в каждом из четырех Евангелий имеется свой, особый [2]. Сентябрьские преступка и отступка - древнецерковное установление, и соблюдаются они во всех Православных Поместных Церквах.
Примечание:
Кстати, в других Поместных Православных Церквах и счет, и именование Недель по Воздвижении меняется: они называются уже Лукиными: 1-я Лукина, 2-я и т. д. Такое наименование не вполне бесспорно: оно хотя и имеет целью напоминать, что Лукины Недели и седмицы ведут свое начало и потому свой счет от Воздвижения, от чтения евангелиста Луки, но при этом несколько упускается из виду, что все Недели и седмицы от конца одной Триоди до наступления другой ведут свое начало от Святой Пятидесятницы. - Ред.
© Богослужебные указания на 2001 г. -М., 2000.
1. Печатается по: Православный церковный календарь на 1971 год. М., Изд. Московской Патриархии, 1970. С. 48. - Ред.
2. Данный вопрос решается литургиетами двояко. Одни считают, основываясь на указаниях в начале богослужебного Евангелия, что отступка - преступка касается только зачал Евангелия, а апостольские зачала идут, не прерывая своей последовательности. Другие же полагают, что указания богослужебного Евангелия распространяются и на Апостол. Сторонники второго взгляда ссылаются при этом достаточно справедливо на то, что подбор чтений Апостола и Евангелия для каждой определенной службы, как он указан в расписании чтений в богослужебных книгах, сделан с учетом идейной связи этих чтений, которую не следует нарушать. Издательство Московской Патриархии в этом вопросе в данное время следует традиции своих предшественников - издателей и редакторов, признанных в православном мире авторитетами в вопросах богословия и литургики, например, Митрополита (впоследствии - Патриарха) Московского Сергия (Страгородского, с 1944), главного редактора официального органа Русской Православной Церкви - "Журнала Московской Патриархии" в 1932-1935 гг. (см. ЖМП, 1932, № 9-10, с. 10, распределение апостольских и евангельских чтений на 1932-33 пасхальный год: после Воздвиженской преступки 1932 г. и Апостол, и Евангелие даются здесь одной и той же 18-й седмицы, и так далее).
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |