Начало: Святоотеческое наследие |
Феодор - всюду рассеянным братствам, с подвизающимися во исповедании Христовом: радоватися.
Всякую радость можно находить, братия мои, в настоящих скорбях; ибо ради Христа и гонение гонимых, и заключение заключенных; прибавлю еще: и бичевание бичуемых. Поэтому я не перестану и всем вместе, и каждому порознь взывать, внушать, напоминать, хотя я знаю, что вы тверды в вере и внутри себя имеете убеждение и внушение. Однако, я грешный должен привнести нечто и от себя, в особенности когда и любовь побуждает к тому. Ревную бо по вас Божиею ревностию (2 Кор. 11:2); не имея в себе, чем бы хвалиться, хвалюсь вашими исповедническими добродетелями. Вы для меня - радость и венец, опора и непреоборимая сила. Итак, прошу и увещеваю всех оставаться непоколебимыми, со всем благодушием и бодростию. Всегда радуйтеся, говорит божественный апостол, непрестанно молитеся. О всем благодарите (I Фес. 5:17-18). И подлинно, не радость ли это и веселие? Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся, как написано (Рим. 8:17; 2 Тим. 11:12). Какое обетование, возлюбленные! Будем терпеть, хотя бы ввергли нас в огонь; будем переносить, хотя бы отдали нас зверям. Ибо так терпели подвизавшиеся от века мужи и жены, взирая на тамошние блага, надеждами облегчая настоящие скорби, считая мучения удовольствиями и желая умножения страданий, а не отвращаясь от них, как старающиеся стяжать богатство больше сотоварищей, что знаете и вы сами, вкусившие бессмертной сладости. О, мир обманчивый! Как горько кажущееся у тебя сладким, и смертоносно, и противно всякой радости и веселию! О, любовь Христова! У тебя благословение, и радость, и господство, и у владеющих тобою! Видите, какими словами я ничтожный убеждаю вас - не превосходными, но дружественными. Те, которым посещение Господне кажется медленным, пусть представляют, что благость Божия ведет гонителей на покаяние, а страждущих - на искушение (Рим. 2:4); и пусть не падают духом и не исследуют судеб Божиих. Благообразным рабам несвойственно говорить: доколе? Этого не говорили ни преславный Иов, ни Петр, ни Павел, много страдавшие, и никто из мучеников. Недремлющее Око знает, что нужно для тех и других. Неужели ты не сожалеешь о том, что таким образом собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2:5), где нет конца наказанию и невозможно исчислить невыносимые мучения в огне неугасимом? Поэтому надобно призывать вас к терпению, сколько зависит от нас, по крайней мере, ради погибающих и потерявших терпение. Кто торопится видеть смерть грешника, тот не может иметь мир с Богом; а хуже этого нет ничего. Ибо в душевном смятении постоянно находится ищущий того, чего отвращается Бог, и желающий того, чего Он не хочет. Отсюда сетования, уныние, ропот и прочие плоды нечестия. Скажем же, братие: да будет воля Твоя (Мф. 6:10), и притом от сердца; скотен бых у Тебе, и аз выну с Тобою (Пс. 72:23). Таким образом, умиротворенная душа будет иметь дерзновение пред Богом, с готовностию сто лет терпеть ради Него страдания. Он не поспешит, хотя бы мы и молились об ускорении, и не замедлит, хотя бы мы и умоляли о том, но придет тогда, когда это полезно, по праведному суду Бога, определившего прежде сложения мира. Молитесь о нас грешных, прошу вас, чтобы нам спастись. Брат ваш и мой Николай [1] приветствует всех. Благодать с вами. Аминь.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |