Начало: Святоотеческое наследие |
Кто заранее предвидит, что услышит печальное, не теряется при получении плохих известий. Поэтому, чадо, нас не поразили новости в твоих письмах. Правда, они в высшей степени грустны; можно ли отрицать это? Ведь все еще разрушаются священные Божии храмы и еще сильнее неистовствует извне и внутри гонение на благочестивых. Однако, каждой душе предстоит быть испытанной и каждому месту - просеяну, чтобы от соломы отделилось зерно, хотя и в очень небольшом количестве, так как мало избранных, сказал Господь (Мф. 20:16). Немало нас огорчило падение димитриадского епископа; впрочем, Писание говорит: прежде смерти не хвали никогоже (Сир. 11:28). Что мы вынесли? - Ведь мы в борьбе с нечестием еще не противостали до смерти и, по апостольскому выражению, еще не получили обетования (Евр. 11:33). Я мучаюсь в заботе о захваченных одновременно братьях. Каков будет исход их дела? Впрочем, как кузнецы привыкли к ударам молотом, так и мы привыкли не смущаться от печальных известий о несчастьях. Поэтому, насколько я, грешник, могу, молюсь о том, чтобы они благоугодили Богу. Ведь борьба идет за Христа, и это я не считаю за что-либо малое, как некоторые неразумные - дело о прелюбодеянии. [1] Ныне Христа открыто отвергают с Матерью и слугами Его.
О мужи, о воины Христовы, стойте твердо. Возьмите крепкое оружие, которым Павел повелел нам вооружиться для разрушения твердынь диавола (Еф. 6:11). Вот война, вот победа, ибо Христос - помощник. Вот неувядающие венцы правды, вот рай, вот царство небесное. Ангелы взирают, принимают участие в нашей борьбе с врагами. Святые споборствуют, смотря с неба на нашу борьбу. Не станем уклоняться, добрые сподвижники, не станем избегать темницы и злоключений или даже казни. Не посрамим Христа своим поражением, да не будет. Не посрамим ангелов, наших сподвижников. Не опечалим бывших раньше победителей из нашего братства. Теперь идет борьба первой очереди, награда за которую велика, как вы знаете по земным состязаниям. Но нам хорошо быть хотя бы и во второй. Если же мы собьемся и с нее, то достаточно бы получить хоть четвертую награду - ветвь, лишь бы не быть посрамленными на страшном суде Христовом, уже навсегда лишенными возможности возобновить борьбу. Так как нынешнее время и есть время борьбы, то как мне смиренному не радоваться, получив опять известие, что почившие братья наши победили, добре пожив. Я очень обрадовался по поводу игумена мидикийского, что он прекрасно возобновил борьбу, и по поводу изгнания епископа никейского, молитвами которого да буду и я непотребный утвержден. Если к вам внезапно придут иконоборцы, то сами не открывайте им дверей. Если же они, по своей привычке, сделают это разбойнически, то вы невиновны. Не делайте уступок, но будьте тверды до гонения или взятия под стражу. Пагуба на голову им! Не покидайте храма, пения, литургии. Но если те осквернят его своей нечистотой, то есть литургией, то не знаю... Бог простит тебя за все, в чем ты просил прощения. Так как у меня нет спутников, то обоих письмоносцев я взял к себе совсем на служение слову истины. Какому именно? - Разъезжать по всем странам и благовествовать братьям спасение. О, если бы мы нашли и еще мужей силы, которые бы обходили землю и море! Теперь я здесь, а на будущее время не знаю, где и как устроит Господь не только наши дела, но и твои, и архиепископа, [2] и всех вообще подвизающихся братьев. В виду того, как ты писал, что кто-то заточен и в Фессалонике, то нам следует разослать во все места письма и братьев. Так угодно Христу, таков наш долг заботы. И о, если бы Господь помог нам таким образом открыть двери в этой земной темнице! Ведь это для Него дело не невозможное. Если кто отправляется с целью помочь находящимся в Фессалонике, то мы готовы совершить угодное Богу, и Он окажет нам помощь. Если даже все мы попадем под стражу, то Он из камней может воздвигнуть служителей. Поэтому будем не падать духом, но веровать. Я дерзнул составить похвальное слово Богослову [3] и несколько глав против иконоборцев: [4] первое - как долг, будучи побуждаем братиями; второе - как мысли, волнующие мой ум. Хорошее в них - по молитвам вашим и пастыря, а гнилое - по моим грехам. Поэтому, переписав, сохраняйте их до времени, когда может быть посетят вас посланные от аввы Иоанна. Приветствуют тебя братия. Целую твоих спутников, а именно Д, Ф [5] и тебя, чадо мое желанное Литоий. Благодать со всеми Вами.
Примечания:
1. Т.е. о незаконном браке императора Константина VI.
2. Свт. Иосифа Солунского.
3. Св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. См.: Преподобный ФЕОДОР СТУДИТ, Малое оглашение. Слова (М., 2000) 403-418.
4. См.: Против иконоборцев семь глав // Преподобный ФЕОДОР СТУДИТ, Творения. Т. 1 (СПб., 1907) 222-230.
5. Из опасности, что письма могут быть перехвачены, св. Феодор ввел условные обозначения буквами алфавита для некоторых студийских монахов, с которыми состоял в переписке.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |