страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Прот. Константин Ровинский
О молитве

Протоиерей Константин Ровинский был одним из многих людей, духовный путь которых сложился под благодатным водительством московского старца отца Алексея Мечёва. Встреча их произошла в 1920-м году, и вскоре после этого автор воспоминаний по благословению Святейшего Патриарха Тихона и отца Алексея в возрасте пятидесяти лет принял священство.

По совету о.Алексия о.Константин был назначен в церковь при Иверской общине сестер милосердия на Большой Полянке и служил там до закрытия храма в 1922-м (или 1923-м) году, а потом до своего ареста в 1924 году - в храме св. Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке. Умер в ссылке, во время войны.

СОДЕРЖАНИЕ
О молитве
Как надлежит молиться
Что я рассказал настоятелю нашего храма о своей нравственной связи с почившим в бозе митрополитом Филаретом Московским
О молитве по соглашению

О МОЛИТВЕ

Признаком правильного отношения человека к Богу является молитва, ибо это свойство истинного христианина, крещенного и помазанного Святым Духом, являющегося нашим учителем и утешителем (1 Ин. 2, 20) ("...Вы имеете помазание от Духа Святаго и знаете все" (1 Ин. 2, 20). - Прим. ред.). Молитва - не только беседа с Богом, но, еще более, возвышение горе верующего сердца и ума и всех сил души (Пс. 18, 15) ("Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой" (Пс. 18,15). - Прим. ред.).

Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога (Мф. 7, 7-8). Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя.

Устная молитва возвышает душу и дух к Богу и является смиренным, добрым внешним упражнением - дерзновенной беседой с Богом; она ведет человека к внутренней молитве, а затем и к благодатной (сверхъестественной), как об этом говорит апостол Павел (1 Кор. 14,15) ("Стану молиться духом, стану молиться и умом" (1 Кор. 14,15). - Прим. ред.).

Внутренняя молитва творится непрестанно в вере, духе и уме, как говорит Господь наш Иисус Христос: "Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин. 4, 24), "беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает скорбь" (Пс. 76, 7) ("...Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?" - Прим. ред.), "Приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче" (Рим. 8, 15).

Внутренней молитвой человек приводится к молитве благодатной (сверхъестественной), которая является истинным соединением с Богом через веру, так что сотворенный дух наш совершенно растаивает и погружается в несотворенный Дух Божий. При такой молитве душа наполняется любовью к Богу, так что она может мыслить только о Боге, если же на сердце и ум приходят и мысли, и чувствования о другом, то это отзывается печалью в душе. При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык.

"Кто любит Меня, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14, 21), - говорит об этом Спаситель ("Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14, 21). - Прим. ред.). Это высшая награда человеку на земле за его любовь к Богу.

Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней - сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться.

Но молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной.

Из примера Господа нашего Иисуса можем получить наставление об этих трех видах молитвы, если мы внимательно рассмотрим, как Он молился. Часто Господь проводил в молитве подряд несколько дней и ночей (Лк. 6,12), молился Он изо всех сил (Лк. 22, 44), в молитве радовался (Лк. 10, 21). Сам предаваясь молитве, Он и нас и словом, и делом учил этому (Мф. 6, 9-13). Как говорил Он Своим ученикам: "Бодрствуйте и молитесь, да не впадете в искушение" (Мф. 26, 41).

Побуждая нас к молитве, Спаситель показывает, что для Него нет ничего дороже и приятней нашей молитвы, и что за нее Он нас так любит, что мы можем получить от Него всякое благо для души. А чтобы мы не могли иметь никакого сомнения, будто бы нельзя получить этот высокий и благородный плод молитвы, Он не только сказал: "Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Ин. 16, 24), но даже собственным примером побуждал нас к молитве. Молился о нас во время Своих страданий, как говорит евангелист: "И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (О молитве Господа нашего Иисуса Христа имеются указания в Св. Евангелии: Мф. 6, 5-15; 7, 12-17; Мк. 1, 35; 6, 46; 14, 32-40; Лк. 6, 12; 9, 28-29; 11, 5-11; 18, 1-15; 21, 36-37; 22, 41-45; Ин. 5,22; 15,4-8; 16, 23-25.0 молитве находим сведения: в Деяниях апостольских: гл. 4, ст. 8,10,16, 31, 32; в посланиях апостолов: Иак. 5, 13-14; Иуда, 1,20-21, Павла: Рим. 12, 12; Еф. 6, 8; Фил. 4, 6-7; 1 Фее, 5,18; 1 Тим. 2, 1-2. - Прим. авт.).

Вся жизнь Христа была не что иное, как непрестанная молитва и воздыхание о том, чтобы исполнить волю Божию. И окончил Он на кресте Свою жизнь с молитвою (Лк. 23, 46).

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны.

Спаситель и здесь должен служить примером. Он учил людей смирению не одними словами, но и делом, смирив Себя даже до крестной смерти (Фил. 2, 3), почему и мог сказать: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29). Умыв ноги своим ученикам (Ин. 13, 4-5, 12-16), Спаситель хотел своим примером насадить в нас добродетель смирения.

Истинное смирение делает то, что душа видит прежде всего собственную свою нищету и ничтожество. Любовь, соединенная со смирением, всегда судит и осуждает сначала себя, а потом других. Видя пороки, недостатки, ошибки ближнего, она обращается сама к себе и самое себя оплакивает, ибо в падении ближнего она видит свое собственное бедственное состояние. О погрешностях ближнего любовь милосердствует (Гал. 6,1) ("Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6, 1). - Прим. ред.), почему мы с терпением, смирением и кротостию должны помогать ему, [прощать] слабости и бремя [его] носить.

Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям.

Господь обусловливает исполнение нашей молитвы проявлением на деле нашего смирения и любви к людям, что должно выражаться именно в прощении нанесенных ими обид. "И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15) ("Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15). - Прим. ред.), - говорит прямо и категорически Господь наш Иисус Христос.

Так же категорически Спаситель в другом месте указывает, как высоко нужно ставить личность человека, как образ Божий, не оскорбляя уничижительными словами и отзывами о нем. Спаситель прибавляет: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5, 23-24).

Поступаем ли мы так, как заповедал нам Божественный Основатель нашей религии? Увы! В большинстве случаев - нет. Если мы внешне и примиряемся с обидевшим нас, то делаем это более из политики или из светского приличия, затаивая в душе злобное против него чувство и проявляя при всяком удобном случае к нему недоброжелательство, стараемся ему повредить хотя бы в общественном мнении. А как часто, ставя во главу угла свое самолюбие и гордость, обижаемся на ближнего за его ошибку или неумышленно нанесенную обиду, а сами в то же время позволяем себе умышленное резкое с ним обращение, заглазное злобное осуждение, прощая себе все, не прощаем ближнему ни малейшего его промаха, тогда как мы должны быть строгими к себе и снисходительными к другим.

Неудивительно поэтому, что весьма часто исполняется молитва более грешного, чем мы, человека, только потому, что, вредя грехами своей душе и телу, он имеет