Начало: Тексты, справочники и документы |
СОДЕРЖАНИЕ
Но с теми Бог, в ком Божья сила!
Храм свт Николая Чудотворца
Псковские старцы
Отец Николай / Отец Иоанн / Отец Адриан
Благовещение Святое (Духовные стихотворения)
Благовещение Святое / Светлое Воскресение / Заутра услыши глас мой... / Вифлеемская Звезда / Сила крестного знамения / Мысли о последнем часе / Не ропщи / Молитвенное обращение ко Пресвятой Богородице / Духовная песнь к друзьям / Заботы матери / Да приидет Царствие Твое! / На могиле друга / Напоминаю вам... / Всесвятая Дева / К другу / Раскаяние грешника / Перед образом Спасителя / Везде Господь / Божие наказание / Пустынник
Не терпит Бог людской гордыни. Не с теми Он, кто говорит: "Мы - соль земли, мы - столб святыни, Мы - Божий меч, мы - Божий щит". Не с теми Он, кто звуки слова Лепечет рабским языком И мертвенный сосуд живого Душою мертв и спит умом. Но с теми Бог, в ком Божья сила, Животворящая струя Живую силу пробудила Во всех изгибах бытия. Но с тем, кто гордости лукавой В слова смиренья не рядил. Людскою не хвалился славой, Себя кумиром не творил. Он с тем, кто духа и свободы Ему возносит фимиам: Он с тем, кто все зовет народы В духовный Мир, в Господень Храм.
Но с теми Бог, в ком Божья сила!
Дивен Промысел Божий, чудно раскрывающийся в двухтысячелетней жизни Святой Православной Церкви. Пройден большой исторический путь, путь тяжких и суровых испытаний, когда гнет и гонения со стороны врагов Христа и противников истинной веры достигали такой силы, что, казалось, не устоит Церковь Православная, но верно исполняются слова Основателя и Главы Церкви, Господа Иисуса Христа, о том, что и врата ада не одолеют ее. Незыблемо стоит и наша Святая Русская Православная Церковь, ревностно сохраняя чистоту догматов и святоотеческого учения, невзирая на многократно усиливающийся натиск внешних и внутренних врагов истины Христовой, лжепастырей и лжехристиан, распространяющих по России тлетворные семена лжеучений. Но покров Пресвятой Богородицы простирается еще над Русью, сильна еще молитва новомучеников и исповедников Российских и всех святых Божиих земли нашей. Они сияют, как звезды, и освещают путь к Богу православному народу.
По милости Божией есть еще в нашей стране истинные пастыри, способные научить вере и истине, наставляющие свою паству идти путем послушания Церкви и отцам духовным, путем покаяния, милосердия, любви к ближним и своей Отчизне. К ним, старцам Божиим, неиссякаемым потоком стекаются все, нуждающиеся в совете и духовной помощи. Каждый здесь получает духовную и молитвенную поддержку, укрепляется в вере, научается противостоять искушениям и со смирением претерпевать все ниспосылаемые нам по грехам нашим скорби.
Мало их - светильников Божиих, но тем ценнее для нас их спасительный, благодатный свет, тем дороже их пастырское слово, их мудрый, старческий совет... Нет, не начальствующие из человеков выбирают старцев и наделяют их мудростью и духовной силой, нет, но Сам Пастыреначальник Господь возжигает эти многоцелебные светильники, избирая их за беззаветную веру, беспримерные труды, молитвы и подвиги из числа самых верных Своих служителей. К таким свидетелям и исповедникам Православной веры, неутомимым труженикам на ниве Христовой принадлежит и наш дорогой батюшка - протоиерей Николай Алексеевич Гурьянов.
Вот уже 40 лет служит о.Николай в храме святителя Николая на острове Залит. Невозможно перечесть, сколько за эти годы побывало здесь православного люда со всех городов и весей нашей страны, объедененных одним: любовью к Богу и Его Церкви Православной. В любое время года - и в мороз, и в ненастье - нескончаемым потоком льется сюда, на маленький остров Залит, река православных паломников. Там, на большой земле, кипит водоворот житейских страстей, возникают политические и экономические кризисы, приходят и уходят в небытие парламенты и правительства, а здесь решаются одни и те же всегда неизменные вопросы: "Как спастись и наследовать блаженную вечность? Как примириться с Богом и ближними? В чем смысл и какова цель наших болезней, бед и скорбей?" Можно прожить жизнь и не добиться ответа, не понять самых простых вещей, а можно приехать сюда, тихо постоять у калиточки и вдруг увидеть просветленный батюшкин лик, испытать радость сопричастия с тайной Царствия Небесного, которая кажется сокрыта за маленькой деревянной дверью его скромного домика-кельи...
Вот эта дверь открывается, и на крылечко выходит батюшка. Все замолкают и впитывают исходящий от него чистый, умиротворяющий свет... Сам дворик - словно иллюстрация к первым главам книги Бытия, где бытописатель повествует о Рае: каштаны, кипарисы и другие деревья, множество голубей на их ветвях (вообще часто ли увидишь голубей на деревьях?), сидящих плотно друг к дружке, как куры на насесте; теснятся голуби на скате крыши, над крыльцом и на земле, тут же воробушки и прочие пташки, конечно же, куры, а буквально между ними прогуливаются кошка и собачонка. Наверное, это и есть мир и благорастворение воздухов, о которых мы просим в ектений... Простые слова, которые мы часто говорим друг другу, в батюшкиных устах приобретают подлинную свою силу. "Помоги вам Господи", - говорит он, и что-то тут же происходит, меняется в нашей жизни. Верно Господь, приклонив ухо Свое с небес, слышит каждое батюшкино слово и по молитвам старца простирает божественную десницу Свою для помощи нуждающимся...
Девяносто лет - таков батюшкин возраст. Но, как известно, сила Божия в немощи свершается, поэтому и не сразу вспоминаешь про груз его лет, про сопряженные с возрастом немощи, когда обращаешься к нему за помощью. Мы (часто молодые, крепкие) обращаемся к его силе (а через это - к силе Божией) - значит, запас его сил неизмеримо выше всех наших сил в совокупности... Часто людям, приехавшим издалека, не удается поговорить с батюшкой так, как хотелось бы. Часто встреча со старцем ограничивается лишь благословением, помазыванием св. маслом и кратким напутствием. Может быть, кого-то это и огорчает, но потом все равно приходит понимание, что даже и самое малое прикосновение к инобытию, к тайне будущего века - это великая милость Божия. Господь воочию являет нам силу святости, чистоты. И где? В нашем сверхпорочном, погрязшем во всяческой нечистоте, греховном мире. Слава Тебе, Господи, Премилосердный и Преблагий!
Отец Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда С.-Петербургской епархии в старой купеческой благочестивой семье Гурьяновых. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам их семьи: его отец, Алексей Иванович, был регентом церковного хора; старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, был профессором - преподавателем С.-Петербургской консерватории; младшие братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на войне. Отец Николай принял святое Крещение в Михаиле-Архангельском храме с. Кобылье Городище. С детства прислуживал в алтаре.
В 20-е годы их приход посетил Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (будущий священномученик). Отец Николай так рассказывает об этом событии: "Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: "Какой ты счастливый, что с Господом..."".
В 1928 году о.Николай, окончив Гатчинский педагогический техникум и первый курс Педагогического института в Ленинграде, вернулся в родные места и с 1929 по 1934 гг. служил на должности псаломщика Свято-Никольского храма (с именем этого великого святого - его небесного покровителя - будет связана практически вся его жизнь, и особенно последние сорок лет его пастырского служения) с. Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области. В конце тридцатых годов о.Николай прошел тернистым путем всех исповедников и новомучеников Российских: он был арестован и прошел этапы, лагеря, ссылки. Во время этих тяжких испытаний батюшка встречал много подвижников, истинных светильников веры Православной, пример которых во многом определил путь его дальнейшего служения Богу и Его Церкви, недаром новомученик Российский архиепископ Илларион (Троицкий) подчеркивал, что заключение - бесценная школа добродетелей.
Начало пастырского служения о.Николая Гурьянова совпало с тяжелыми испытаниями для нашего народа - Великой Отечественной войной. 8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Митрополитом Сергием (Страгородским), а 15 февраля 1942 года святитель Сергий рукоположил о.Николая Гурьянова в иереи. В этом же году о.Николай окончил богословские курсы, которые возглавлял Митрополит Мануил Лещинский.
Вскоре отец Николай был направлен в Ригу, где до 28 апреля 1942 года служил священником в Свято-Троицком женском монастыре. Оттуда, по указу Высокопреосвященнейшего Митрополита Сергия, был переведен в г. Вильнюс, где исправлял должность уставщика богослужений в Свято-Духовском монастыре до 16 мая 1943 года. С 1943 по 1954 гг. о.Николай Гурьянов является настоятелем храма свт. Николая в с.Ге-гобросты Паневежского благочиния Литовской ССР. О тех годах служения батюшки Николая известий сохранилось немного, но судя по словам характеристики, данной ему правящим Архиереем, это был высокодуховный пастырь, ответственно и благоговейно относящийся к своим священническим обязанностям, пользующийся доверием и любовью паствы.
Об этом свидетельствуют и церковные награды, полученные им в те годы: в 1952 г. - золотой наперсный крест и сан протоиерея в 1956 г. по указу Святейшего Патриарха Алексия.
Долгие годы верным спутником и помощником в пастырских трудах и в повседневных заботах для о.Николая была его мать - Екатерина Стефановна.
Верная раба Божия, матушка Екатерина, сумела привить свою беззаветную любовь ко Господу своему сыну. Храм, молитва Богу, Божией Матери, святым Божиим, и особенно ко своей святой небесной покровительнице великомуч. Екатерине, были главными занятиями ее жизни. Почила о Господе матушка Екатерина Стефановна 23 мая 1969 г. и похоронена на кладбище, напротив дома о.Николая.
Настает важный для о.Николая 1958 год. Он переведен в Псковскую епархию и, по указу Владыки Иоанна (Разумова) и личной просьбе, назначен настоятелем храма свт.Николая на острове Залит Псковского района. В день Покрова Пресвятой Богородицы, в 1958 г., о.Николай служит первую литургию. Здесь пройдут следующие сорок лет его пастырского служения. Здесь он станет тем, кем знаем мы его сегодня, - батюшкой Николаем, старцем с о. Залит.
С первых дней служения батюшка благоукрашает свой храм. И по настоящее время не оставляет он этих трудов: обновляется убранство храма и алтаря, появляются новые иконы и другие святыни, периодически производится необходимый ремонт придельного храма (где и совершаются по настоящее время все богослужения) в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" ("Благодатное небо"). Батюшка благословил начать ремонт и основного Никольского храма. В этом юбилейном году с помощью Божией и при поддержке благотворителей планируется приступить к основным ремонтно-строительным работам.
В 1988 году протоиерей Николай награждается митрой и правом служения с открытыми Царскими вратами до пения "Херувимской", а в 1992 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II, - до пения "Отче наш".
Есть в храме свт.Николая почитаемый чудотворный образ Божией Матери "Благодатное небо", имеющий второе название "Смоленская", празднуемый в день Смоленской иконы Божией Матери 28 июля. В тяжелые, смутные времена с этой св. иконы была похищена серебряная риза, и о.Николай сразу, как приехал на остров, постарался одеть Матерь Божию в подобающую Ей Царскую Порфиру. В этом помогли духовные чада батюшки, которых у него всегда было много. Игуменья Тавифа из Свято-Духовского женского монастыря в Вильнюсе взяла благословение и начала шить ризу Богоматери на голубом бархате. Сколько слез радости и боли сопровождали эту работу матушки-игуменьи, знает, наверное, только Хозяйка ризы. В 1960 году, после 2-летнего труда, риза наконец была одета на эту св. икону Заступницы нашей Усердной, Пресвятой Богородицы. И поныне этот св. образ радует и подает духовное утешение всем с верою к нему притекающим.
В этом же году блаженная игуменья Тавифа почила о Господе от тяжелого, долговременного недуга, а сестры ее обители вскоре в видении увидели свою игуменью и услышали, что матушка Тавифа на пути прохождения мытарств была сопровождаема Матерью Божией.
Духовными чадами батюшки Николая являются многие священники, монахи и миряне, а также игумены и игуменьи древних и вновь открывшихся монастырей. Все они живут под покровом молитв старца. Чада часто приезжают к отцу духовному на остров Залит за благословением и советом. Много, очень много могут они рассказать о чудесных событиях, явлениях, предсказаниях, исцелениях, связанных с их духовным отцом, но говорить об этом еще не приспело время. Важно, что тысячи людей, взирая на старца, учатся тому, каким должен быть истинный христианин; видят образец нравственной чистоты, смирения, милосердия и преданного служения Богу.
Благодарение Богу, отец Николай по-прежнему с нами*, и слышим мы еще из уст его эти радостные слова:
Просим всех читателей и пастырей Церкви молить Бога о даровании здоровья о.Николаю на многая лета.
Храм свт Николая Чудотворца
Остров Залит, принадлежащий к группе Талабских островов, до 1919 г. назывался Талабск (Талабским именовалось и само озеро Псковское).
Название Александровский Посад селение получило в 1820 г., в честь Государя Александра I, оказавшего пособие после пожара, бывшего на острове в начале XIX в. (Остров Верхний, с 1924 г. - Белов был также приписан к Александровскому Посаду).
Талабские острова насчитывали 750 дворов.
А чего стоили ярмарки! Сюда, на острова, перед новым годом съезжались купцы, крестьяне, работный люд из многих губерний.
Население островов увеличивалось в 2-3 раза. Везли всё, что только пожелаешь. Несколько дней, а то и недель, шёл оживлённый торг. С прибылью оставались жители островов и прибрежных деревень.
Особой властью и почётом пользовались на островах, как на Талабском, Верхнем, так и на среднем - Талабенце, жерники. Обычно это были опытные рыбаки, владельцы больших неводов и промысловых судов. Дома жерников, обшитые тёсом и покрытые масляной краской, издали вещали о хозяйском достатке.
Талабчане занимались в основном рыбной ловлей. Пойманную рыбу отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых насчитывалось до 119. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы.
Только купцы да зажиточные островитяне располагались просторно и основательно. 2-этажные дома, магазины, различные мастерские возводились вдоль южной стороны острова, называемой Набережная.
На Верхней улице селились менее состоятельные жители или просто бедные.
Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место "под церковку подошло". Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 г. в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла преп. Досифеем Верхнеостровским, память 8/21 октября (в 1584 г. обитель была приписана к Псково-Печерскому монастырю, а в 1764 г. - упразднена, храм же превращен в приходскую церковь). Вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.
В 1842 г. был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери "Одигитрии" Смоленской, в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину храма свт.Николая явилась во сне Смоленская икона Божией Матери и повелела: "Обнесите Меня с Крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится". В сонном видении этому человеку было открыто место, где до сей поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась.
В 1854 г. выстроена каменная часовня в честь святителя Николая в память чуда от образа святого, бывшего во время пожара 6 июля 1853 г. Часовенка воздвигнута была для "неугасимого горения елея". На кладбище в 1888 г. возведена вторая часовня, по местному преданию, в честь Анастасии Римляныни.
В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы - неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений, но только в Смоленском приделе.
Основной храм свт. Николая в настоящее время для богослужений не используется, потому что нуждается в реставрации. Деньги на восстановительные работы собираются за счет пожертвований благотворителей и доброхотов. Все, кто имеет возможность оказать посильную помощь, могут сделать пожертвование на р/с, указанный в конце этой книги.
К тебе, о Мать Святая,
Я, бедный раб грехов,
Со скорбью и слезами
Пришел под Твой Покров...
(Поэтическая строчка из автобиографии отца Николая)
Светлая дорога
Жизни светлая дорога
Вьется лентой пред тобой.
Помни, друг мой, сердцем Бога
И люби Его душой.
Что прочтешь ты в этой книжке,
Верой в сердце запиши,
В жизни, верою согретой,
Безопасна жизнь души.
Будь с почтеньем прямодушен
Перед каждым из людей:
Будь родителям послушен,
Послушанье - перл детей.
Не жалей делиться хлебом
С каждым бедным сиротой,
И покров Царицы Неба
Будет вечно над тобой.
Святой великомученице Екатерине:
К тебе, святой Екатерине,
Невесте Господа Христа,
Преславной с древних лет доныне,
Отверзем на хвалу уста.
Премудрой девой ты явилась
Христова Царства на Земле,
И благодатью просветилась
В нежнейшей юности поре.
Умом своим ты поразила
Всех веры ложной мудрецов.
В страданьях мужество явила,
Храня Завет Святых Отцов.
Христу навек ты обручилась,
Имела перстень от Него,
И славой чудной озарилась
В блаженном Царствии Христа.
В духовном небе ты сияешь
Всегда, как яркая звезда,
И души верных умиряешь
Своим терпеньем за Христа.
Венцом украсилась нетленным,
И в ризу светлу облеклась.
К дверям пришла невожделенным,
В чертог изящнейший ввелась.
И там отраду ты вкушаешь
За всё страданье на Земле.
Блаженство в Боге обретаешь,
Молясь за мир, лежащий в зле.
Не нам хвалить тебя достойно,
Ты, слава Ангелов Святых,
Земным же нам одно возможно,
Припасть с мольбой у ног твоих.
Молясь о нас, Святая Дева,
Да твой Прекраснейший Жених,
Спасёт от Божьего нас гнева,
Сподобит милостей твоих.
Ещё к тебе одно моленье -
Твоим предстательством храни
Христовой Церкви на служенье,
И от напастей огради.
Сонм дев под кровом сим живущих,
Сердца их к Богу направляет,
Их всю хвалу тебе поющих,
На разум светлый наставляет.
Чтоб Господа оне хвалили
От искренних своих сердец,
И так Его бы возлюбили,
Чтоб прочим были образец.
Христу их Богу уневести,
Им в искушеньях помогай,
Да все Христа благие вести
Пойдут чрез них во весь наш край.
Да имя Божие святится
Чрез этих дев пред взором всех,
И Божий Дух в народ вселится,
Что выше всех земных утех.
Тогда-то плод их воспитанья
Во всей красе себя явит,
И сила данного им знанья
К добру влеченья оживит.
И где б оне ни показались,
Везде вниманье привлекут,
Соблазны, как бы ни старались,
Их в бездну зол не увлекут.
Достигнут старости маститой
Похвальной жизнию своей,
Душам их в юности привитой
От самых нежных детских дней.
И многу в небесах награду
Господь им даст за честный труд,
И здесь немалую отраду
Оне в трудах своих найдут.
(9 сентября ст.ст. 1951 г., Литва, д. Гегобрасты, суббота)
Прошёл мой век, как день вчерашний,
Как день, промчалась жизнь моя,
И двери смерти страшно тяжки,
Уж недалеки от меня.
Вы простите, вы простите,
Род и ближний человек,
Меня грешнаго помяните,
Отхожу от вас "пока" не на век,
Ещё увидимся.
Многая, многая, многая лета!!!
* Книга была издана при жизни старца (Прим.)
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |