Начало: Тексты, справочники и документы |
Церковь - святые Божии, Матерь Божия, Ангелы, святители, мученики, преподобные, праведные и все святые - тело Спасителя, а Он Сам - Глава их. Владычица Богородица и все святые - един дух с Господом: так они читсы, святы и такое отношение они имеют к Нему, такую связь имеют с Ним, как члены тела - с головою, и один Дух в них. Дух Божий, как душа в едином теле, и един Бог и Отец в них.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
СОДЕРЖАНИЕ
Торжествующая Церковь
Свт. Феофан Затворник об отношении к Святым
Лики и конография Святых
ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ
...да будут в Нас едино. Ин.17,21.
В Своей первосвященнической молитве на тайной вечери Господь говорит о Своих учениках: "Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им" (Ин.17,22). Св. Иоанн Златоуст так разъясняет эти слова Господа: "Душа, очищенная Духом Божиим, в себя принимает луч от славы Божией и от себя отражает луч той же славы. Поэтому и апостол Павел говорит: "Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3,18).
Схиархимандрит Софроний пишет: "Бог по благодати Своей благоволит соединиться с человеком настолько тесно, что человек становится Богом, подобно Богу-Творцу по образу бытия Своего.
Те, кто не верят этому и не молятся святым, не познали, как много любит Господь человека и как возвеличил его".
Вместе с тем, степень славы у святых различна. Как пишет апостол Павел: "Иная слава солнца (Бога), иная слава луны (Божией Матери), иная звезд (святых); и звезда от звезды разнится во славе" (1Кор.15,41).
В притчах о минах Господин говорит верному рабу, приобретшему десять мин: "Возьми в управление десять городов".
Итак, избранники Господни получают от Господа и Его славу, и принимают участие в устроении Им Своей Церкви. При этом это почетное служение Господу начинается для многих святых еще здесь на земле и продолжается по преставлении их. Для некоторых же из святых (например, многих мучеников) оно осуществляется лишь за гробом.
В Откровении говорится про святых: "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр.20,4-6).
По указаниям толкователей "Откровения", тысяча лёт не есть точно ограниченный срок, но обозначает длительный период времени. Этот период заканчивается освобождением из темницы сатаны (Откр.20,7), "взятием от среды удерживающего" (2Фес.2,7) и затем вскоре кончиной века, всеобщим воскресением, Страшным Судом и явлением "нового неба и новой земли", "нового Иерусалима" (Откр.20,7-15;21,1-2). В последний день святые ("цари земные", по терминологии апостолов - см. Откр.21, 24) "принесут славу и честь свою". История Новозаветной Церкви свидетельствует о непосредственном участии почивших в Бозе святых в царствовании Христа.
* * *
Бесчисленны свидетельства об участии в жизни земных христиан святых из Торжествующей Церкви. Для одних из них засвидетельствовано участие в делах христиан всего мира (например апостолов, святителя Николая, великомученика Пантелеимона и т.д.), как принявших власть над "десятью городами". Других почитают как своих заступников отдельные страны (таковы, например, многие из наших русских святых), и они приняли участие в управлении "пяти городов". Третьи являются "местными святыми, покровительствующими местам упокоения их мощей".
Велика сила молитв святых за их почитателей. Мученик Уар (память 19 окт. ст.ст.) так говорил в сонном видении своей попечительнице Клеопатре, вынесшей его тело из скотских трупов и сберегшей его у себя среди гонений: "Я не только позаботился о твоем сыне, но умолил Бога и о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их".
Святые принимают непосредственное участие в наших повседневных делах; они защищают и оберегают нас, помогают нам, учат и вразумляют нас.
Об этом в житиях святых и у св. отцов имеются бесчисленные свидетельства.
Как пишет преп. Антоний Великий: "Все святые, когда видят, что мы ленимся и нерадеем - скорбят, плачут и сетуют; когда же видят, что мы становимся исправными и возрастаем в совершенстве, - радуются, и в радости и веселии непрестанно многие изливают о нас к Создателю молитвы. И Господь тогда утешается добрыми делами нашими, равно как свидетельствами и молитвами святых, - и ущедряет нас всякими дарами".
Протестанты не понимают, как можно чтить святых и им молиться. Но православные постигают глубочайшее единение святых с Богом и, чествуя святых, они чтут одновременно и пребывающего в них Бога.
Старец Силуан со Старого Афона говорил, что "человек по сущности своей хотя и остается тварью, но по благодати становится Богом, т. е. получает образ Божественного бытия".
Святые - это райские цветы. У каждого из цветов есть особенности по виду, цвету и аромату, что придает каждому цветку только ему одному свойственную прелесть и красоту, заложенные в него Творцом Вселенной. Точно так же и у святых: у каждого из них была особая судьба, свой характер, свои склонности, свои пережитые трудности и борения, свой подвиг перед Богом.
Свой индивидуальный характер и склонности святые переносят и в новую жизнь в Царстве Небесном, когда им, согласно обетованию Господа, поручается "управление городами" (Лк.19,17-19). Притом характер служения Господу в том мире является как бы продолжением земного поприща святого.
Так, врач-целитель великомученик Пантелеимон продолжает оставаться целителем и после своей мученической кончины; то же можно сказать и про врачей-бессребреников Коему и Дамиана. Святитель Николай, будучи на земле, отличался необычайной отзывчивостью на нужды всех скорбящих, в бедах сущих, путешествующих и т.п. Таков же образ его остается и при служении в Царстве Небесном.
Некоторые из святых, будучи на земле, претерпевали сильную борьбу с различными страстями или напастями. И они, очевидно, глубоко сочувствуют всем тем, кто претерпевает такую же борьбу, и с великой ревностью припадают в молитвах к Богу за тех, кто обращается к ним в таких же случаях за помощью. На таких соображениях и основывается молитвенная практика Церкви, указывающая нам, кому из святых следует предпочтительно молиться при различных обстоятельствах жизни.
Исходя из указанного выше, нам надо хорошо знать жизнь святых. И как опытный врач знает, какое надо принимать средство при той или иной болезни, так и нам надо быть хорошо осведомленным, какой из святых был наиболее близок к тому положению и затруднению, в котором мы оказались.
Очевидно, этот святой особенно горячо отзовется на нашу просьбу помочь в той беде, которая была близка ему самому при жизни на земле и горечь от которой он сам испытал в полной мере.
Это, впрочем, не изменяет общего положения, что каждый из святых может нам помочь в любой нужде и беде, если только мы будем иметь веру и будем в какой-то мере заслуживать милости Божией за наше покаяние в грехах и смирение.
Прп. Симеон Новый Богослов учит, что святые взаимно связаны один с другим в неразрывное целое и что нам важно быть в связи с последним из святых. Так соединяемся мы через этих святых со всею Торжествующей Церковью. Он пишет: "Божественное излияние света проникает по определенному Богом порядку из первого чиноначалия ангелов во второе, из этого - в третье, и так во все...
Также и святые, будучи соединяемы союзом Святого Духа, подобно ангелам, образуют златую цепь, в которой каждый, как звено, соединяется с предыдущим святым посредством веры, добрых дел и любви. Эта цепь, утверждаясь в Боге, не может быть разорвана.
И кто не хочет со всей любовью и смирением соединиться с самым последним (по времени) из святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними, и не будет включен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым.
Он будет извержен из среды их, как не изволивший в смирении стать на место, прежде век определенное ему Богом, и соединиться с тем последним (по времени) святым".
Надо вспомнить из "Творений мужей апостольских" видение Ерма - построение башни - Церкви Христовой - из отдельных камней - членов Церкви. Как пишет Ерм: "Камни были гладки, и спайками так хорошо прикладывались один к другому, что соединения их нельзя было заметить.
Таким образом, здание башни казалось построенным как будто из одного камня".
Чем глаже и ровнее были отшлифованы края камней, из которых строилась Церковь в видении Ерма, тем плотнее они соединялись и лучше годились для стройки. Так тесно соединяет друг с другом святых их любовь и взаимное послушание.
Прп. Иоанн Затворник так говорил про свои взаимоотношения с жившим в соседней келье (и также в затворе) прп. Варсануфием Великим: "Знаю, что я немощен и самый последний, но удалиться от старца (Варсануфия) не могу, ибо по милости его мы двое составляем единое".
Следует упомянуть, что в оставшихся в церкви ценнейших духовных поучениях прп. Варсануфия Великого и Иоанна часто не делается различия в их авторстве, и они приписываются им обоим (см. 2-й том Добротолюбия).
Про взаимную же связь членов Церкви Торжествующей и воинствующей св. прав. Иоанн Кронштадтский говорит так: "При молитвенном обращении к Владычице помни твердо, что ты член Церкви, в которой Владычица главный камень здания, и знай, что ты тесно связан внутренне со всеми небожителями, как камень.
Так понимая себя, поймешь, почему молитвы столь легко доходят к святым: ибо все одушевлены одним Духом Божиим. Бог во святых почивает".
Итак, у каждого из христиан - избранников Божиих - есть свое предопределенное место в Церкви Христовой. В этом месте мы являемся связанными с другими членами Церкви посредством любви. Эта связь нисколько не ослабляется смертью тела, так как она устанавливается для вечности.
Поэтому особенно надо молиться тому святому, имя которого носит христианин, и, кроме того, и тем святым, с которыми чем-либо связаны особо памятные и знаменательные дни в жизни христианина. Прп. Антоний Великий так говорил одному из своих учеников: "Знай же, что и в будущем веке будешь ты разделять участь с теми, с кем в сей жизни делишь ты и радость и горе".
А поэтому окружающие нас верные рабы Господа - это те камни, которые будут в вечности соединены с нами, если мы только сами будем удостоены включения в это здание Христовой Церкви.
Чем крепче мы прилепимся через любовь к окружающим нас святым рабам Господним и чем теснее станем в молитвенном бдении к тем из них, которые ушли в наше время из мира, тем вернее будем сами включены в святое здание. Ап. Павел пишет ефесянам: "Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф.2,19-22). Вот чем объясняется дерзновение преп. Симеона Нового Богослова, установившего тотчас же после кончины Симеона Благоговейного торжественное празднование памяти своего старца. Этим же объясняется и теснейшая связь духовных детей с их духовными отцами, хотя бы те и почили в Господе.
Из истории Церкви мы знаем много примеров, когда по молитвам к почившим духовным отцам Господь проявлял Свою милость, спасал в трудных обстоятельствах, подавал просимое, открывал Свою волю. Однако оставаться под "духовным руководством" почившего духовного отца, как, например, поступают духовные чада схиигуме-на Саввы, есть ничем не оправданная дерзость, граничащая с прелестью.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |