Начало: Тексты, справочники и документы |
СОДЕРЖАНИЕ
РАННЕЕ АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО
ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО
РАННЕЕ АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО
Христианская религия возникла в середине Iв. в восточных областях Римской империи, возможно в Палестине, в результате длительного процесса слияния и преобразования различных верований Древнего мира. Согласно Новому завету и церковному учению основателем христианства был Бог-Сын Иисус Христос, который явился на землю, чтобы спасти людей от грехов. Он умер на кресте, воскрес и вознесся на небо. По христианскому учению, в будущем Христос вторично придет на землю, чтобы судить живых и мертвых.
Учение Христа о равенстве людей, проповедь любви, отмена кровавых жертвоприношений и других антигуманных ритуалов привлекли массы обездоленных и рабов. Постепенно к ним стали примыкать состоятельные и образованные слои общества. Уже ко IIв. организовалась раннехристианская епископальная церковь. Возникли храмы и монастыри, в которых сосредоточилась ремесленная, литературная и художественная жизнь приверженцев новой религии. Церковь крепла экономически и политически, и, учитывая это, римский император Константин I (Великий) в 312г. издал так называемый Миланский эдикт, который дал христианству равные права с другими религиями,
В середине IVв. христианство получило статус государственной религии и вскоре разделилось на два главных направления со своими особенностями в догматах и обрядах - восточное и западное (православное и римско-католическое). Окончательное разделение церквей было завершено в 1054 г.
АГОНИСТИКИ (циркумцеллионы)- так называемые Христовы, или храмовые, воины. Агонистики были связаны с североафриканским движением донатистов, которые отвергали любое соглашение с представителями государственной власти Римской империи. К концу IVв. ересь приняла форму вооруженного восстания сельской бедноты против состоятельных землевладельцев. Агонистики разрушали языческие святыни, а из христианских храмов изгоняли недонатистских клириков. Они разоряли поместья земельных собственников и выступали против ростовщиков.
АРИАНСТВО - течение в христианстве, основанное александрийским священником Арием (ум. в 336). В основе его - тезис о том, что Христос не сотворен из божественной материи, а является лишь превосходнейшим творением Бога-Отца, следовательно, не "единосущен" Богу-Отцу, а лишь "подобосущен" Ему. Арианство осуждено как ересь на Никейском вселенском соборе в 325г. Учение развивали Аэций и Евномий (позднейшее название ариан - евномиане). В период Реформации идеи Ария были восприняты рядом протестантских сект.
АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древнейших христианских церквей. Название ее связано с именем первого католикоса Григора, при котором христианство в 301г. было провозглашено государственной религией Армении. По вероучению и культу близка православию, отличаясь от него признанием монофизитства и некоторыми культовыми особенностями.
ВАЛЕНТИНИАНЕ - последователи видного теолога египетских гностиков Валентина. В его учении важное место занимают вечно существующий Неизвестный отец и Мысль, Человек и Церковь; лучезарный Христос объясняет принципиальную невозможность познания Бога; действуют Святой дух и Иисус, или Спаситель; Демиург через Марию родил Христа, на которого при крещении сошел в облике голубя Спаситель, покинувший его во время страданий. В приписываемом Валентину "Евангелии Истины" Христос - некий мистический плод, растущий на древе жизни.
ГНОСТИЦИЗМ - ряд религиозно-философских учений I-IIIвв., соединявших христианское учение об искуплении и спасении с элементами политеистических религий и неопифагорейства. Общим для всех разновидностей гностицизма было учение о существовании совершенного непознаваемого божества (Верховного отца) и греховного материального мира, созданного Демиургом (космическим умом), и множества промежуточных ступеней - эонов, находящихся между божеством и материей. Одним из эонов считался Христос. Свою основную задачу - спасение гностики усматривали в мистическом познании эонов. Проповедовали аскетический образ жизни. Гностики отвергали Ветхий завет, считая Ягве воплощением зла. Распались на ряд сект: офитов (наасеев), каинитов, карпократиан, василидиан (основана Василидом из Гории, Ив.), валентиниан (основана Валентином из Египта, IIв.), докетов.
ДОКЕТЫ - представители гностической секты. В Христе усматривали космическое существо и отрицали его воплощение в человека Иисуса.
ДОНАТЙСТЫ названы по имени епископа Доната. Учение было распространено преимущественно в Северной Африке в IVв. Требовали религиозной строгости и отлучения от церкви ее нарушителей. Выступали против компромисса с государственной властью. Не признавали епископов и священников, чем-либо запятнавших себя.
ЕЛКАЗАИТЫ - приверженцы учения, возникшего при императоре Траяне (53-117). Впоследствии церковь объявила учение ересью. Елказаиты вплетали в свое учение греческие, иудейские и христианские источники. Считали, что Святой Дух - женского рода и с облака сходит на Иисуса; Христос переселяется из одного человеческого тела в другое. Верили, что их пророк Елксей получил от Сына Божия, представшего перед ним в облике ангела гигантских размеров, таинственную Книгу откровения, давшую членам секты скрытую в ней силу: Признавали обряд очищения через многократное крещение с призывом семи свидетелей: неба, воды, духов, ангелов, елея, соли и земли.
КАРПОКРАТИАНЕ поклонялись античным и христианским богам и героям. На их алтарях высились фигуры Христа, Пифагора, Платона и Аристотеля. В их литературе действуют Бог-Отец, Иисус, Иосиф, Петр и Павел, ангелы, апостолы, злые и добрые демоны, а также души людей.
МАНДЕИЗМ - течение, возникшее в начале новой эры, возможно в Месопотамии. В учении смешаны элементы христианства, иудаизма и древних восточных религий. Мандеи почитали некоего искупителя и Иоанна Крестителя как пророка, открывшего путь в светлое царство и установившего водное крещение и омовение. Моисея, Авраама и Христа считали ложными пророками. Противопоставляли светлое царство темному. Согласно их учению одна из светлых сил - Манда-д-Хайя - олицетворяет знание жизни. Впоследствии секта распалась, часть ее членов примкнула к манихейству. В настоящее время небольшое количество мандеев имеется в Ираке и Иране.
МАНИХЕЙСТВО возникло в IIIв. в Персии. Полулегендарный основатель секты Мани (216 - между 274-277) соединил элементы зороастризма, гностицизма и христианства. Члены секты отвергали Ветхий завет и большую часть Нового завета. "Избранные" (манихейские монахи) придерживались безбрачия, пищевых запретов, не убивали живых существ, отрицали частную собственность. Рядовые члены секты вступали в число "избранных" в конце жизни. Считали Мани посланником небесного мира света, где царствует Бог с ангелами. Противопоставляли царство света царству тьмы, где властвует Сатана с демонами. Считали, что извечная борьба между царством света и царством тьмы завершится мировым пожаром, при котором материя погибнет в огне, а дух освободится. Верили, что весь мир, включая людей, порожден смешением частиц света и тьмы, к первым восходит душа, а ко вторым - тело. Согласно их учению Иисус, воплотившийся в призрачном теле, учил людей разделять свет - добро и тьму - зло.
МАРКИОНИТЫ - члены христианской секты, основанной богатым судовладельцем из Синопы Маркионом, прибывшим в Рим ок. 140г. Учение Маркиона является разновидностью гностицизма. Его последователи оспаривали человеческую природу Иисуса, евангельский сюжет о распятии и Воскресении толковали символически. Отвергали Ветхий завет и отрицали отождествление Ягве с христианским Богом-отцом. Придерживались аскетизма и безбрачия.
МОНОФЕЛИТСТВО - учение, возникшее в VII в., после отделения от Византии восточных областей империи, где преобладало монофизитство. Монофелиты признавали божественную и человеческую природу Христа, но утверждали, что ему присуща единая воля, одна "богочеловеческая энергия".
МОНОФИЗИТСТВО - движение, основанное константинопольским архимандритом Евтихием (Vв.). Получило широкое распространение в Восточно-Римской империи в Vв. в процессе борьбы с арианством и несторианством. Монофизиты полагали, что Христу присуща только божественная природа, победившая человеческую.
МОНТАНИЗМ - течение, основанное в середине IIв. на учении Монтана, бывшего жреца богини Кибелы во Фригии, считавшего себя лицом, обладающим особой благодатью Святого духа - харизмой. Монтанисты ожидали близкого второго пришествия Христа, которое произойдет в Малой Азии, в городке Пепузе. Проповедовали аскетизм. Секта существовала до VIIIв., ее последователей называли также катафригийцами и пепузитами.
НЕСТОРИАНСТВО - течение в христианстве, основанное константинопольским патриархом Несторием в Византии в Vв. В противоположность арианам несториане признавали Христа "предвечно рожденным" от Бога. Полагали, что Христос был человеком, ставшим мессией через наитие Святого Духа, а Слово Божье (Логос) пребывало в нем лишь в относительном соединении. Марию считали не Богородицей, а человекородицей.
НОВАТИАНЕ- члены существовавшей в III-Vвв. в Риме, Галлии и Испании секты, основанной римским епископом Новатианом. Выступали против прощения христиан, которые, опасаясь репрессий со стороны римских властей, принесли жертвы античным богам.
ОФИТЫ - египетские гностики, поклонявшиеся змееподобному Разуму, который предупредил ветхозаветных Адама и Еву о грядущей со стороны верховного Бога опасности. Офиты барбелитского толка знали образ "горнего" Христа и его сестры, а также Иисуса, принявшего мучения на кресте. Пользовались образами, заимствованными из Ветхого завета (Каин, Авель, Авраам, Моисей).
ПЕЛАГИАНСТВО - течение в христианстве, возникшее на рубеже IV-Vвв. Названо по имени основателя - церковного деятеля из Британии Пелагия (настоящее имя Морган; умер после 413). Пелагиане отрицали божественное предопределение, не верили в грешную природу человека, наделенного свободой воли. Проповедовали учение о добрых делах как средстве спасения.
ПНЕВМАТОМАХИ - члены секты, основанной последователем Ария Македонией. Считали Святой Дух сотворенным, подобно ангелам, существом, находящимся в подчинении Бога-Отца и Христа.
СЕТИАНЕ обитали в Египте, в Хенобоскионе. Древнеегипетского бога Сета считали третьим сыном ветхозаветного Адама. В их писаниях доминирует мотив Христа - Сета - Тифона и семантически связанной с ним воды, сближающий их с офитами.
УНИТАРИИ (антитринитарии) - последователи учения, зародившегося в период формирования основного догмата христианства - Троицы (II-III вв.). Его сторонники считали Христа и Святого духа не равными Богу-отцу, а лишь его проявлением. Бог согласно учению - мировой разум, или природа. Учение возродилось в Европе в период Реформации, сначала в Италии и Польше, затем в Англии и Америке.
ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО
ПРАВОСЛАВИЕ
Восточная ветвь христианства, которая после разделения Римской империи (395) начала обособляться как официальная религия Византийской империи. Как самостоятельная ветвь христианства существует с 1054г. В основу вероучения положены Библия, "священное предание" (постановления вселенских и поместных церковных и соборов) и творения отцов церкви. В настоящее время существуют автокефальные (самостоятельные) православные церкви: албанская, александрийская, антиохийская, болгарская, грузинская, иерусалимская, кипрская, константинопольская, польская, румынская, русская, элладская (греческая), сербская, чехословацкая и американская. Автономны две православные церкви: финская и японская.
АНИСИМОВЦЫ - разновидность трезвенников. Секта основана в начале 1920-х гг. в Петрограде Анисимом Смирновым, объявившим себя Христом. Смирнов проповедовал отказ от алкоголя и табака, а также общения с "испорченным миром". Анисимовцы признают крещение через погружение в воду, таинство миропомазания (вскоре после рождения); таинство евхаристии (причащения), когда верующие вкушают освященные хлеб и вино, воплощающие тело и кровь Христа, совершают на квасном хлебе.
ДУХОБОРЫ входят в группу духовных христиан, так как духовно толкуют Священное писание. Во второй половине XVIIIв. выделились из секты хлыстов. Не признавали учения православной церкви, Библии, монашества, духовенства, икон, таинств и обрядов. Согласно источнику веры - "Животной книге", состоящей из псалмов, стихов, заклинаний, вопросов и ответов, в которой излагается история секты, Бог - это дух, который проявляется в памяти, уме и воле человека. Полагали, что душа Христа воплощается в руководителях секты. Часть духоборов считала Христа человеком, его Воскресение толковалось как воскресение его учения в душах последователей. В крещении видели восприятие Божьего учения, в причащении - вкушение Божьего слова. Отрицали грехопадение и полагали, что вера зависит от внутреннего убеждения человека. Считали, что происходит постоянная борьба духовного с плотским. Верили в бессмертие души, но отрицали рай и ад. Из обрядов соблюдали свадебный и похоронный. Отказывались от воинской Повинности.
ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - общее название ряда религиозных сект, возникших в России в XVIIIв. Духовные христиане отрицали авторитарное православие, отстаивали свободное творческое понимание веры как способности верующего удовлетворять свои духовные запросы. Члены общин духовных христиан проповедовали идеи братства, равенства, призывали к духовному совершенствованию.
ИМЯСЛАВЦЫ - последователи сектантского течения, возникшего в 1910-1912 гг. в русских православных монастырях Старого Афона (Греция). Полагали, что человек из-за своей греховности может славить не Бога, а лишь его имя.
ИННОКЕНТЬЕВЦЫ - члены секты, основанной в 1908г. в Молдавии иеромонахом православного Балтского монастыря Иннокентием. Он объявил себя воплощением Святого Духа на земле и проповедовал приближение Страшного суда, требовал от последователей аскетической жизни, отказа от семьи, брака, имущества. В секте был распространен культ самоубийства как лучшей формы служения Богу. В тайных "комнатах смерти", устроенных вожаками секты, люди умирали от голода, совершали убийства детей. Особым изуверством отличались татунисты - последователи "татуни" (Бога-отца) Ивана Куляки, объявившего себя ипостасью Святой Троицы.
ИОАННИТЫ - члены секты, возникшей в 1890-х гг. Протоиерея Андреевского собора в Кронштадте Иоанна Кронштадтского (Сергиев Иван Ильич, 1829-1908), который считался чудотворцем, иоанниты почитали наравне с Христом. Суть учения секты - в проповеди приближения конца света и в отказе от брака. Члены секты не посещали православные храмы, хотя и хранили православную обрядность, создавали свои домашние церкви. Культ Иоанна Кронштадтского поддерживался Русской православной церковью за рубежом. Иоанн Кронштадтский канонизирован Русской православной церковью.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ создана в середине 1920-х гг. частью православного духовенства и монашества, верной "церковным заветам" патриарха Тихона (Белавин Василий Иванович, 1865-1925). Признает только тех святых, которые были рукоположены Тихоном и его последователями - приверженцами монархии. Сохранила в основном вероучение и обряды православия, но акцентирует внимание на скором конце света, особое место уделяет культу архангела Михаила и почитанию членов царской семьи Романовых, а также культу Серафима Саровского (1760-1833). Большое значение придает исповеди. Культ отправляется в официально не зарегистрированных домашних церквах и тайных монастырях.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - секта, возникшая в 1930-1940-х гг. и объединившая распадавшиеся группы федоровцев, чердашников и др. Близка к истинно-православной церкви. Православную церковь члены секты рассматривают как "служанку Антихриста", себя считают блюстителями заветов патриарха Тихона, пророчат скорую "кончину мира", призывают к отказу от мирских благ. Отказались от миропомазания и крещения, видоизменили причащение и исповедь.
КАРЛОВЧАНЕ - последователи так называемого карловацкого раскола белоэмигрантской православной церкви, произошедшего в 1921г. в г. Сремски Карловицы (Югославия). Поддерживали культ Иоанна Кронштадтского, которого причислили к лику святых.
МОЛОКАНЕ вышли из духоборческой среды в 1760-1780-х гг. Свое учение называли "молоком духовным". Библию мог толковать аллегорически каждый верующий. Уделяли внимание духовной, а не обрядовой стороне религии, считали, что Бог - Дух, который обнаруживает себя в земных проявлениях, а душа верующего служит обиталищем для Бога. Практиковали посты духовные (воздержание от курения, пьянства, сквернословия, увеселений) и плотские (воздержание от еды и питья). Таинства толковали "духовно". Крещение понимали как восприятие учения, причащение - вкушение "глагола Божия". Отрицали авторитет православной церкви, ее духовенство и культ. Отвергли иконы, крест, мощи, святых и посты. Не имели церквей, молились в обычных домах. Со временем распались на общих молокан, которые отстаивали принцип коллективной жизни, и постоянных. Последние стремились к примирению с православием. "Молодые", или "прогрессивные", молокане в начале XXв. приняли часть баптистских песнопений.
МУРАШКОВЦЫ - члены секты, названной по имени ее основателя Ивана Мурашко, который в 1920-х гг. объявил себя провозглашенным Богом "пророком Ильей", "ангелом завета и отцом Сиона". Он с последователями переселился в организованное им хозяйство "Новый Иерусалим" (Западная Украина). Для секты характерны ожидание конца света и изуверские обряды, как, например, "снятие семи печатей" - срезание с тела кусочков кожи и причащение стекающей при этом кровью. Члены секты не посещали общественные места, не читали книг, не общались с людьми другой веры, не ели мяса, не работали в субботу и воскресенье. Мужчины не вступали в брак с женщинами, не состоящими в секте. За нарушение составленного Мурашко устава следовали наказания: пост, заключение в подвал, для детей - розги.
"НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ" (лубковцы) - секта, основанная в конце XIXв. В.Ф.Мокшиным. Названа по имени его преемника - В.С.Лубкова. Секта разделялась на несколько течений ("Новый союз духовного Израиля", "Искупленный Израиль", "Апокалипсисты" и др.). Для поддержания религиозности практиковали так называемые содействия - инсценировки мифов. Согласно вероучению секты Бог - это любовь, и он существует только в душе человека. В секте отменено "хождение в духе", радения превращены в простые молитвенные собрания с пением "сионских песен" и проповедями. Последователи учения отказались от икон, крещения, венчания. "Новый Израиль" отвергает авторитет Библии, которую толкует с позиций "духовного разума". Христос провозглашен в учении секты "совершенным человеком", озаренным божественной премудростью.
ПРЫГУНЫ (скакуны, ползуны, нагиши) - члены секты, близкой к кавказским молоканам - максималистам, получившим название от "царя славы" Максима Рудометкина, которого почитали как пророка. Секта возникла в первой половине XIXв. Прыгуны ожидают приближения тысячелетнего царства Христа на земле для "спасенных" и гибели для остального человечества. Полагают, что человека спасает вошедший в него во время молитвенного собрания Святой дух. Доводят себя до религиозного экстаза "духовной баней" - скаканием, иногда в обнаженном виде (ссылаясь на Адама и Еву), и бурной жестикуляцией.
СКОПЦЫ выделились из хлыстов во второй половине XVIIIв. Отличались крайним аскетизмом, вплоть до оскопления ("огненного крещения"), после которого человек получал "ангелоподобный вид". Объявили себя тем небесным воинством, о котором говорится в Откровении Иоанна (Апокалипсисе). Утверждали, что, когда их число достигнет 144 тысяч, произойдет Страшный суд и скопцы, воцарятся на земле. Имели свои святые места, посещали православные церкви, хотя полностью отрицали иконы. Почитали изображение своего "Христа" - Кондратия Селиванова, положившего начало их первым общинам ("кораблям"). Поклонялись "Богородице" - пророчице Акулине Ивановне, бывшей старице Ивановского монастыря.
СУББОТНИКИ (иудействующие) - члены одной из сект так называемых духовных христиан, возникшей в России в конце XVIIв. Отвергали христианское вероучение и культ и обращались только к Ветхому завету. Признавали не Троицу, а единого Бога, считали, что Христос - один из пророков. Праздновали субботу, а не воскресенье, совершали обрезание. Придерживались пищевых запретов: не ели мяса животных, которые в Библии отнесены к нечистым. Субботниками иногда называют адвентистов седьмого дня, считающих субботу праздничным днем.
ТОЛСТОВСТВО - религиозно-утопическое движение в России конца XIX-начала XX в., ставившее задачей на основе учения Л.Н.Толстого преобразовать общественные отношения посредством морально-религиозного самосовершенствования людей. Толстовство трактовало Бога как "всемирный дух", который пребывает в человеке. Последователи движения проповедовали "непротивление злу насилием", всепрощение и всеобщую любовь, отстаивали идеи аскетизма (отказ от желаний и активных действий), призывали к мистическому созерцанию Бога и принятию судьбы как его дара.
ТРЕЗВЕННИКИ - ряд религиозных группировок, возникших в России в конце XIXв. Близки по вероучению к духовным христианам. В секте существовал ряд группировок (чуриковцы, анисимовцы, мироновцы, колосковцы и др. Последователи учения призывали к религиозно-нравственному самосовершенствованию, которое ведет к спасению, требовали отказа от употребления алкоголя.
УНИАТСТВО - церковное течение, основанное на союзе (унии) православной и католической церквей на основе подчинения папе римскому и принятия догматов католицизма, но при сохранении своей традиционной богослужебной и обрядовой практики. Существуют самостоятельные церкви греческого, или византийского, обряда, маронитского, армянского, коптского, халдейского, сирийского и др. На Украине униатство сформировалось в 1596г. на основе объединения православной и католической церквей.
ФЁДОРОВЦЫ - члены секты, возникшей в начале 1920-х гг. в Воронежской области. Организаторами ее были монахи Ново-Донского монастыря во главе со священником Вениамином; идеологом и руководителем секты стал монах Федор Рыбалко (отсюда название секты), который в 1923г. объявил себя святым и пророчествовал о конце света. Фе-доровцы носили белую одежду с нашитыми крестами и длинные волосы, чертили кресты на своих домах, имели монархические трехцветные знамена.
ХЛЫСТЫ (христововеры, люди божьи) входят в группу духовных христиан. Секта возникла в России на рубеже XVII и XVIII вв. как ответвление беспоповщины, но по догматике сильно отличается от старообрядцев. Основа вероучения - проповеди "христов" и "пророков", в которых во время "хождения в духе" (коллективных плясок) будто бы воплощается Святой дух и они становятся "духовными сосудами". Библию хлысты толковали иносказательно; жили по законам так называемой "Животной книги" и по составленным основателем секты Данилой Филипповичем 12 заповедям, которые запрещали иметь семью и детей, пить вино, курить, сквернословить, есть мясную пищу. Не признавали православных святых и священников, но православные церкви посещали. В начале XIXв. разделились на ряд враждовавших между собой течений: "Старый Израиль"; "Новый Израиль"; "Духовный Израиль"; "Искупленный Израиль"; постники; малеванцы; мормоны духовно-христианского направления, или русские мормоны.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Общее наименование религиозных течений, примыкающих к русскому православию, не признающих церковных реформ, проведенных патриархом Никоном (1605-1681). В конце XVIIв. распалось на поповщину и беспоповщину. Для старообрядчества характерны искание общественных и нравственных идеалов в прошлом России - в периоде до раскола - и учение о близком конце света.
БЕГЛОПОПОВЩИНА - одно из направлений старообрядчества, наиболее ранняя форма церковного раскола на Руси в XVIIв. Беглопоповцы использовали для богослужебных целей священнослужителей, отвергнувших никоновские реформы и порвавших с официальной церковью (отсюда название). Сохранили догматику православия, но разошлись с его обрядностью. В первой четверти XIXв. распались на ряд течений (согласий).
БЕЛОКРИНЙЦКАЯ ИЕРАРХИЯ (Австрийское согласие) - крупнейшая старообрядческая церковь, занимающая ведущее место в поповщине. Название происходит от села Белая Криница в Буковине (Австрия), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Организационно не связана с православной церковью, но по догматике и культу близка к ней.
БЕСПОПОВЩИНА - наиболее радикальное и фанатичное течение в старообрядчестве, возникшее в XVIIв. Беспоповцы отвергают церковно-православную иерархию, священников, которых заменили уставниками и начетчиками. Из таинств признают только крещение и исповедь. Некоторые толки отказались от всех таинств.
ПОМОРСКИЙ ТОЛК (даниловцы) - умеренное течение в беспоповщине, возникшее в конце XVII в., когда Данила Никулин с единомышленниками основал общину на реке Выг. Первоначально отрицали брак.
ПОПОВЩИНА - направление в старообрядчестве, возникшее на основе беглопоповщины. Никоновскую церковь и ее духовенство поповцы рассматривают как ересь и еретиков, а не в качестве Антихриста. Принимали бежавших из никонианской церкви попов после перекрещивания или миропомазания. Признают учение о церковной иерархии и семь христианских таинств. Имеют собственную обрядность. К 1800г. часть поповцев пошла на компромисс с православной церковью. Служба в церквах велась в соответствии с обрядовой практикой старообрядчества, но священники подчинялись Синоду.
СПАСОВСКИЙ ТОЛК (нетовщина) - течение в беспоповщине, зародившееся в конце XVIIв. в глухих Керженских лесах. По вероучению, только Христос (Спас) знает, что нужно для спасения. Со временем толк распался на согласия: бабушкино (младенцев крестили повивальные бабки); глухая нетовщина (допускали крещение и бракосочетание в православной церкви); дырники (молились, обратясь в сторону небольшого отверстия в восточной стене избы, отрицали все обряды); некрещеная, или строгая, нетовщина (отрицали все обряды); новоспасовщина, или поющая нетовщина (имели наставников, совершающих богослужение, крещение, венчание); рябиновщина (признавали только рябиновые кресты); самокрещенцы (крестили сами себя).
СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК (бегунский) - течение в беспоповщине, основанное во второй половине XVIIIв. беглым солдатом Евфимием. Именуют себя истинно-православными христианами странствующими. Для вероучения характерны элементы фанатизма, а также ожидание конца света. Верующие избегали связей с обществом, уходили в пустынные местности или прятались в темных убежищах. Каждый желающий стать на путь странничества принимал новое крещение, получал новое имя. Первоначально часть бегунов выполняли обет странничества лишь символически: перед смертью принимали крещение и прятались в тайник. Странники делились на отрешившихся от мира странствовавших (мироотреченцы) и дававших им пристанище. Содержавшие пристанища для бегунов именовались жиловы-ми, пристанодержателями, христолюбами, благодетелями. Последователи разных направлений бегунства получили название подпольщиков, скрытников, голбешников, пустынников. В середине XIXв. появились брачные странники, допускавшие брак, а также сторонники иерархии (статейники, или иерархисты) и несогласные с ними (противостатейники).
ФЕДОСЕЕВСКИИ ТОЛК - радикальное течение в беспоповщине, выделившееся из поморского толка. Основано в конце XVIIв. Феодосией Васильевым. Последователи течения строго придерживались аскетизма и безбрачия. Впоследствии отдельные группы (согласия) от этого отказались. В 1771г. основали в Москве Преображенскую общину, которая стала крупнейшим центром беспоповщины. В 1820-1830-х гг. раскололись. Некоторые перешли в новопоморское согласие, а позднее - в единоверие. Выделились рижские и польские федосеевцы, признававшие возможность брака, и новожены, считавшие вступление в брак необходимым. В противовес им возникли аристовское и кондратьевское согласия, выступавшие против нарушения первых аскетических традиций толка и упростившие богослужение.
ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК - течение в беспоповщине, выделившееся из поморского толка в начале XVIIIв. Названо по имени основателя - инока Филиппа. Для его последователей характерен крайний фанатизм. Борьба с государственной властью привела к практике самосожжения. Некоторые последователи толка выступали против брака, не пользовались деньгами, так как на них стоит "печать Антихриста". Со временем толк распался на ряд согласий.
ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |