страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Христианство. Краткий словарь-справочник

СОДЕРЖАНИЕ
РАННЕЕ АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО
ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО

ПРАВОСЛАВИЕ
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО
КАТОЛИЦИЗМ
ПРОТЕСТАНТИЗМ

РАННЕЕ АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Христианская религия возникла в середине Iв. в восточных областях Римской империи, возможно в Палестине, в результате длительного процесса слияния и преобразования различных верований Древнего мира. Согласно Новому завету и церковному учению основателем христианства был Бог-Сын Иисус Христос, который явился на землю, чтобы спасти людей от грехов. Он умер на кресте, воскрес и вознесся на небо. По христианскому учению, в будущем Христос вторично придет на землю, чтобы судить живых и мертвых.

Учение Христа о равенстве людей, проповедь любви, отмена кровавых жертвоприношений и других антигуманных ритуалов привлекли массы обездоленных и рабов. Постепенно к ним стали примыкать состоятельные и образованные слои общества. Уже ко IIв. организовалась раннехристианская епископальная церковь. Возникли храмы и монастыри, в которых сосредоточилась ремесленная, литературная и художественная жизнь приверженцев новой религии. Церковь крепла экономически и политически, и, учитывая это, римский император Константин I (Великий) в 312г. издал так называемый Миланский эдикт, который дал христианству равные права с другими религиями,

В середине IVв. христианство получило статус государственной религии и вскоре разделилось на два главных направления со своими особенностями в догматах и обрядах - восточное и западное (православное и римско-католическое). Окончательное разделение церквей было завершено в 1054 г.

АГОНИСТИКИ (циркумцеллионы)- так называемые Христовы, или храмовые, воины. Агонистики были связаны с североафриканским движением донатистов, которые отвергали любое соглашение с представителями государственной власти Римской империи. К концу IVв. ересь приняла форму вооруженного восстания сельской бедноты против состоятельных землевладельцев. Агонистики разрушали языческие святыни, а из христианских храмов изгоняли недонатистских клириков. Они разоряли поместья земельных собственников и выступали против ростовщиков.

АРИАНСТВО - течение в христианстве, основанное александрийским священником Арием (ум. в 336). В основе его - тезис о том, что Христос не сотворен из божественной материи, а является лишь превосходнейшим творением Бога-Отца, следовательно, не "единосущен" Богу-Отцу, а лишь "подобосущен" Ему. Арианство осуждено как ересь на Никейском вселенском соборе в 325г. Учение развивали Аэций и Евномий (позднейшее название ариан - евномиане). В период Реформации идеи Ария были восприняты рядом протестантских сект.

АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древнейших христианских церквей. Название ее связано с именем первого католикоса Григора, при котором христианство в 301г. было провозглашено государственной религией Армении. По вероучению и культу близка православию, отличаясь от него признанием монофизитства и некоторыми культовыми особенностями.

ВАЛЕНТИНИАНЕ - последователи видного теолога египетских гностиков Валентина. В его учении важное место занимают вечно существующий Неизвестный отец и Мысль, Человек и Церковь; лучезарный Христос объясняет принципиальную невозможность познания Бога; действуют Святой дух и Иисус, или Спаситель; Демиург через Марию родил Христа, на которого при крещении сошел в облике голубя Спаситель, покинувший его во время страданий. В приписываемом Валентину "Евангелии Истины" Христос - некий мистический плод, растущий на древе жизни.

ГНОСТИЦИЗМ - ряд религиозно-философских учений I-IIIвв., соединявших христианское учение об искуплении и спасении с элементами политеистических религий и неопифагорейства. Общим для всех разновидностей гностицизма было учение о существовании совершенного непознаваемого божества (Верховного отца) и греховного материального мира, созданного Демиургом (космическим умом), и множества промежуточных ступеней - эонов, находящихся между божеством и материей. Одним из эонов считался Христос. Свою основную задачу - спасение гностики усматривали в мистическом познании эонов. Проповедовали аскетический образ жизни. Гностики отвергали Ветхий завет, считая Ягве воплощением зла. Распались на ряд сект: офитов (наасеев), каинитов, карпократиан, василидиан (основана Василидом из Гории, Ив.), валентиниан (основана Валентином из Египта, IIв.), докетов.

ДОКЕТЫ - представители гностической секты. В Христе усматривали космическое существо и отрицали его воплощение в человека Иисуса.

ДОНАТЙСТЫ названы по имени епископа Доната. Учение было распространено преимущественно в Северной Африке в IVв. Требовали религиозной строгости и отлучения от церкви ее нарушителей. Выступали против компромисса с государственной властью. Не признавали епископов и священников, чем-либо запятнавших себя.

ЕЛКАЗАИТЫ - приверженцы учения, возникшего при императоре Траяне (53-117). Впоследствии церковь объявила учение ересью. Елказаиты вплетали в свое учение греческие, иудейские и христианские источники. Считали, что Святой Дух - женского рода и с облака сходит на Иисуса; Христос переселяется из одного человеческого тела в другое. Верили, что их пророк Елксей получил от Сына Божия, представшего перед ним в облике ангела гигантских размеров, таинственную Книгу откровения, давшую членам секты скрытую в ней силу: Признавали обряд очищения через многократное крещение с призывом семи свидетелей: неба, воды, духов, ангелов, елея, соли и земли.

КАРПОКРАТИАНЕ поклонялись античным и христианским богам и героям. На их алтарях высились фигуры Христа, Пифагора, Платона и Аристотеля. В их литературе действуют Бог-Отец, Иисус, Иосиф, Петр и Павел, ангелы, апостолы, злые и добрые демоны, а также души людей.

МАНДЕИЗМ - течение, возникшее в начале новой эры, возможно в Месопотамии. В учении смешаны элементы христианства, иудаизма и древних восточных религий. Мандеи почитали некоего искупителя и Иоанна Крестителя как пророка, открывшего путь в светлое царство и установившего водное крещение и омовение. Моисея, Авраама и Христа считали ложными пророками. Противопоставляли светлое царство темному. Согласно их учению одна из светлых сил - Манда-д-Хайя - олицетворяет знание жизни. Впоследствии секта распалась, часть ее членов примкнула к манихейству. В настоящее время небольшое количество мандеев имеется в Ираке и Иране.

МАНИХЕЙСТВО возникло в IIIв. в Персии. Полулегендарный основатель секты Мани (216 - между 274-277) соединил элементы зороастризма, гностицизма и христианства. Члены секты отвергали Ветхий завет и большую часть Нового завета. "Избранные" (манихейские монахи) придерживались безбрачия, пищевых запретов, не убивали живых существ, отрицали частную собственность. Рядовые члены секты вступали в число "избранных" в конце жизни. Считали Мани посланником небесного мира света, где царствует Бог с ангелами. Противопоставляли царство света царству тьмы, где властвует Сатана с демонами. Считали, что извечная борьба между царством света и царством тьмы завершится мировым пожаром, при котором материя погибнет в огне, а дух освободится. Верили, что весь мир, включая людей, порожден смешением частиц света и тьмы, к первым восходит душа, а ко вторым - тело. Согласно их учению Иисус, воплотившийся в призрачном теле, учил людей разделять свет - добро и тьму - зло.

МАРКИОНИТЫ - члены христианской секты, основанной богатым судовладельцем из Синопы Маркионом, прибывшим в Рим ок. 140г. Учение Маркиона является разновидностью гностицизма. Его последователи оспаривали человеческую природу Иисуса, евангельский сюжет о распятии и Воскресении толковали символически. Отвергали Ветхий завет и отрицали отождествление Ягве с христианским Богом-отцом. Придерживались аскетизма и безбрачия.

МОНОФЕЛИТСТВО - учение, возникшее в VII в., после отделения от Византии восточных областей империи, где преобладало монофизитство. Монофелиты признавали божественную и человеческую природу Христа, но утверждали, что ему присуща единая воля, одна "богочеловеческая энергия".

МОНОФИЗИТСТВО - движение, основанное константинопольским архимандритом Евтихием (Vв.). Получило широкое распространение в Восточно-Римской империи в Vв. в процессе борьбы с арианством и несторианством. Монофизиты полагали, что Христу присуща только божественная природа, победившая человеческую.

МОНТАНИЗМ - течение, основанное в середине IIв. на учении Монтана, бывшего жреца богини Кибелы во Фригии, считавшего себя лицом, обладающим особой благодатью Святого духа - харизмой. Монтанисты ожидали близкого второго пришествия Христа, которое произойдет в Малой Азии, в городке Пепузе. Проповедовали аскетизм. Секта существовала до VIIIв., ее последователей называли также катафригийцами и пепузитами.

НЕСТОРИАНСТВО - течение в христианстве, основанное константинопольским патриархом Несторием в Византии в Vв. В противоположность арианам несториане признавали Христа "предвечно рожденным" от Бога. Полагали, что Христос был человеком, ставшим мессией через наитие Святого Духа, а Слово Божье (Логос) пребывало в нем лишь в относительном соединении. Марию считали не Богородицей, а человекородицей.

НОВАТИАНЕ- члены существовавшей в III-Vвв. в Риме, Галлии и Испании секты, основанной римским епископом Новатианом. Выступали против прощения христиан, которые, опасаясь репрессий со стороны римских властей, принесли жертвы античным богам.

ОФИТЫ - египетские гностики, поклонявшиеся змееподобному Разуму, который предупредил ветхозаветных Адама и Еву о грядущей со стороны верховного Бога опасности. Офиты барбелитского толка знали образ "горнего" Христа и его сестры, а также Иисуса, принявшего мучения на кресте. Пользовались образами, заимствованными из Ветхого завета (Каин, Авель, Авраам, Моисей).

ПЕЛАГИАНСТВО - течение в христианстве, возникшее на рубеже IV-Vвв. Названо по имени основателя - церковного деятеля из Британии Пелагия (настоящее имя Морган; умер после 413). Пелагиане отрицали божественное предопределение, не верили в грешную природу человека, наделенного свободой воли. Проповедовали учение о добрых делах как средстве спасения.

ПНЕВМАТОМАХИ - члены секты, основанной последователем Ария Македонией. Считали Святой Дух сотворенным, подобно ангелам, существом, находящимся в подчинении Бога-Отца и Христа.

СЕТИАНЕ обитали в Египте, в Хенобоскионе. Древнеегипетского бога Сета считали третьим сыном ветхозаветного Адама. В их писаниях доминирует мотив Христа - Сета - Тифона и семантически связанной с ним воды, сближающий их с офитами.

УНИТАРИИ (антитринитарии) - последователи учения, зародившегося в период формирования основного догмата христианства - Троицы (II-III вв.). Его сторонники считали Христа и Святого духа не равными Богу-отцу, а лишь его проявлением. Бог согласно учению - мировой разум, или природа. Учение возродилось в Европе в период Реформации, сначала в Италии и Польше, затем в Англии и Америке.

ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО

ПРАВОСЛАВИЕ

Восточная ветвь христианства, которая после разделения Римской империи (395) начала обособляться как официальная религия Византийской империи. Как самостоятельная ветвь христианства существует с 1054г. В основу вероучения положены Библия, "священное предание" (постановления вселенских и поместных церковных и соборов) и творения отцов церкви. В настоящее время существуют автокефальные (самостоятельные) православные церкви: албанская, александрийская, антиохийская, болгарская, грузинская, иерусалимская, кипрская, константинопольская, польская, румынская, русская, элладская (греческая), сербская, чехословацкая и американская. Автономны две православные церкви: финская и японская.

АНИСИМОВЦЫ - разновидность трезвенников. Секта основана в начале 1920-х гг. в Петрограде Анисимом Смирновым, объявившим себя Христом. Смирнов проповедовал отказ от алкоголя и табака, а также общения с "испорченным миром". Анисимовцы признают крещение через погружение в воду, таинство миропомазания (вскоре после рождения); таинство евхаристии (причащения), когда верующие вкушают освященные хлеб и вино, воплощающие тело и кровь Христа, совершают на квасном хлебе.

ДУХОБОРЫ входят в группу духовных христиан, так как духовно толкуют Священное писание. Во второй половине XVIIIв. выделились из секты хлыстов. Не признавали учения православной церкви, Библии, монашества, духовенства, икон, таинств и обрядов. Согласно источнику веры - "Животной книге", состоящей из псалмов, стихов, заклинаний, вопросов и ответов, в которой излагается история секты, Бог - это дух, который проявляется в памяти, уме и воле человека. Полагали, что душа Христа воплощается в руководителях секты. Часть духоборов считала Христа человеком, его Воскресение толковалось как воскресение его учения в душах последователей. В крещении видели восприятие Божьего учения, в причащении - вкушение Божьего слова. Отрицали грехопадение и полагали, что вера зависит от внутреннего убеждения человека. Считали, что происходит постоянная борьба духовного с плотским. Верили в бессмертие души, но отрицали рай и ад. Из обрядов соблюдали свадебный и похоронный. Отказывались от воинской Повинности.

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - общее название ряда религиозных сект, возникших в России в XVIIIв. Духовные христиане отрицали авторитарное православие, отстаивали свободное творческое понимание веры как способности верующего удовлетворять свои духовные запросы. Члены общин духовных христиан проповедовали идеи братства, равенства, призывали к духовному совершенствованию.

ИМЯСЛАВЦЫ - последователи сектантского течения, возникшего в 1910-1912 гг. в русских православных монастырях Старого Афона (Греция). Полагали, что человек из-за своей греховности может славить не Бога, а лишь его имя.

ИННОКЕНТЬЕВЦЫ - члены секты, основанной в 1908г. в Молдавии иеромонахом православного Балтского монастыря Иннокентием. Он объявил себя воплощением Святого Духа на земле и проповедовал приближение Страшного суда, требовал от последователей аскетической жизни, отказа от семьи, брака, имущества. В секте был распространен культ самоубийства как лучшей формы служения Богу. В тайных "комнатах смерти", устроенных вожаками секты, люди умирали от голода, совершали убийства детей. Особым изуверством отличались татунисты - последователи "татуни" (Бога-отца) Ивана Куляки, объявившего себя ипостасью Святой Троицы.

ИОАННИТЫ - члены секты, возникшей в 1890-х гг. Протоиерея Андреевского собора в Кронштадте Иоанна Кронштадтского (Сергиев Иван Ильич, 1829-1908), который считался чудотворцем, иоанниты почитали наравне с Христом. Суть учения секты - в проповеди приближения конца света и в отказе от брака. Члены секты не посещали православные храмы, хотя и хранили православную обрядность, создавали свои домашние церкви. Культ Иоанна Кронштадтского поддерживался Русской православной церковью за рубежом. Иоанн Кронштадтский канонизирован Русской православной церковью.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ создана в середине 1920-х гг. частью православного духовенства и монашества, верной "церковным заветам" патриарха Тихона (Белавин Василий Иванович, 1865-1925). Признает только тех святых, которые были рукоположены Тихоном и его последователями - приверженцами монархии. Сохранила в основном вероучение и обряды православия, но акцентирует внимание на скором конце света, особое место уделяет культу архангела Михаила и почитанию членов царской семьи Романовых, а также культу Серафима Саровского (1760-1833). Большое значение придает исповеди. Культ отправляется в официально не зарегистрированных домашних церквах и тайных монастырях.

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - секта, возникшая в 1930-1940-х гг. и объединившая распадавшиеся группы федоровцев, чердашников и др. Близка к истинно-православной церкви. Православную церковь члены секты рассматривают как "служанку Антихриста", себя считают блюстителями заветов патриарха Тихона, пророчат скорую "кончину мира", призывают к отказу от мирских благ. Отказались от миропомазания и крещения, видоизменили причащение и исповедь.

КАРЛОВЧАНЕ - последователи так называемого карловацкого раскола белоэмигрантской православной церкви, произошедшего в 1921г. в г. Сремски Карловицы (Югославия). Поддерживали культ Иоанна Кронштадтского, которого причислили к лику святых.

МОЛОКАНЕ вышли из духоборческой среды в 1760-1780-х гг. Свое учение называли "молоком духовным". Библию мог толковать аллегорически каждый верующий. Уделяли внимание духовной, а не обрядовой стороне религии, считали, что Бог - Дух, который обнаруживает себя в земных проявлениях, а душа верующего служит обиталищем для Бога. Практиковали посты духовные (воздержание от курения, пьянства, сквернословия, увеселений) и плотские (воздержание от еды и питья). Таинства толковали "духовно". Крещение понимали как восприятие учения, причащение - вкушение "глагола Божия". Отрицали авторитет православной церкви, ее духовенство и культ. Отвергли иконы, крест, мощи, святых и посты. Не имели церквей, молились в обычных домах. Со временем распались на общих молокан, которые отстаивали принцип коллективной жизни, и постоянных. Последние стремились к примирению с православием. "Молодые", или "прогрессивные", молокане в начале XXв. приняли часть баптистских песнопений.

МУРАШКОВЦЫ - члены секты, названной по имени ее основателя Ивана Мурашко, который в 1920-х гг. объявил себя провозглашенным Богом "пророком Ильей", "ангелом завета и отцом Сиона". Он с последователями переселился в организованное им хозяйство "Новый Иерусалим" (Западная Украина). Для секты характерны ожидание конца света и изуверские обряды, как, например, "снятие семи печатей" - срезание с тела кусочков кожи и причащение стекающей при этом кровью. Члены секты не посещали общественные места, не читали книг, не общались с людьми другой веры, не ели мяса, не работали в субботу и воскресенье. Мужчины не вступали в брак с женщинами, не состоящими в секте. За нарушение составленного Мурашко устава следовали наказания: пост, заключение в подвал, для детей - розги.

"НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ" (лубковцы) - секта, основанная в конце XIXв. В.Ф.Мокшиным. Названа по имени его преемника - В.С.Лубкова. Секта разделялась на несколько течений ("Новый союз духовного Израиля", "Искупленный Израиль", "Апокалипсисты" и др.). Для поддержания религиозности практиковали так называемые содействия - инсценировки мифов. Согласно вероучению секты Бог - это любовь, и он существует только в душе человека. В секте отменено "хождение в духе", радения превращены в простые молитвенные собрания с пением "сионских песен" и проповедями. Последователи учения отказались от икон, крещения, венчания. "Новый Израиль" отвергает авторитет Библии, которую толкует с позиций "духовного разума". Христос провозглашен в учении секты "совершенным человеком", озаренным божественной премудростью.

ПРЫГУНЫ (скакуны, ползуны, нагиши) - члены секты, близкой к кавказским молоканам - максималистам, получившим название от "царя славы" Максима Рудометкина, которого почитали как пророка. Секта возникла в первой половине XIXв. Прыгуны ожидают приближения тысячелетнего царства Христа на земле для "спасенных" и гибели для остального человечества. Полагают, что человека спасает вошедший в него во время молитвенного собрания Святой дух. Доводят себя до религиозного экстаза "духовной баней" - скаканием, иногда в обнаженном виде (ссылаясь на Адама и Еву), и бурной жестикуляцией.

СКОПЦЫ выделились из хлыстов во второй половине XVIIIв. Отличались крайним аскетизмом, вплоть до оскопления ("огненного крещения"), после которого человек получал "ангелоподобный вид". Объявили себя тем небесным воинством, о котором говорится в Откровении Иоанна (Апокалипсисе). Утверждали, что, когда их число достигнет 144 тысяч, произойдет Страшный суд и скопцы, воцарятся на земле. Имели свои святые места, посещали православные церкви, хотя полностью отрицали иконы. Почитали изображение своего "Христа" - Кондратия Селиванова, положившего начало их первым общинам ("кораблям"). Поклонялись "Богородице" - пророчице Акулине Ивановне, бывшей старице Ивановского монастыря.

СУББОТНИКИ (иудействующие) - члены одной из сект так называемых духовных христиан, возникшей в России в конце XVIIв. Отвергали христианское вероучение и культ и обращались только к Ветхому завету. Признавали не Троицу, а единого Бога, считали, что Христос - один из пророков. Праздновали субботу, а не воскресенье, совершали обрезание. Придерживались пищевых запретов: не ели мяса животных, которые в Библии отнесены к нечистым. Субботниками иногда называют адвентистов седьмого дня, считающих субботу праздничным днем.

ТОЛСТОВСТВО - религиозно-утопическое движение в России конца XIX-начала XX в., ставившее задачей на основе учения Л.Н.Толстого преобразовать общественные отношения посредством морально-религиозного самосовершенствования людей. Толстовство трактовало Бога как "всемирный дух", который пребывает в человеке. Последователи движения проповедовали "непротивление злу насилием", всепрощение и всеобщую любовь, отстаивали идеи аскетизма (отказ от желаний и активных действий), призывали к мистическому созерцанию Бога и принятию судьбы как его дара.

ТРЕЗВЕННИКИ - ряд религиозных группировок, возникших в России в конце XIXв. Близки по вероучению к духовным христианам. В секте существовал ряд группировок (чуриковцы, анисимовцы, мироновцы, колосковцы и др. Последователи учения призывали к религиозно-нравственному самосовершенствованию, которое ведет к спасению, требовали отказа от употребления алкоголя.

УНИАТСТВО - церковное течение, основанное на союзе (унии) православной и католической церквей на основе подчинения папе римскому и принятия догматов католицизма, но при сохранении своей традиционной богослужебной и обрядовой практики. Существуют самостоятельные церкви греческого, или византийского, обряда, маронитского, армянского, коптского, халдейского, сирийского и др. На Украине униатство сформировалось в 1596г. на основе объединения православной и католической церквей.

ФЁДОРОВЦЫ - члены секты, возникшей в начале 1920-х гг. в Воронежской области. Организаторами ее были монахи Ново-Донского монастыря во главе со священником Вениамином; идеологом и руководителем секты стал монах Федор Рыбалко (отсюда название секты), который в 1923г. объявил себя святым и пророчествовал о конце света. Фе-доровцы носили белую одежду с нашитыми крестами и длинные волосы, чертили кресты на своих домах, имели монархические трехцветные знамена.

ХЛЫСТЫ (христововеры, люди божьи) входят в группу духовных христиан. Секта возникла в России на рубеже XVII и XVIII вв. как ответвление беспоповщины, но по догматике сильно отличается от старообрядцев. Основа вероучения - проповеди "христов" и "пророков", в которых во время "хождения в духе" (коллективных плясок) будто бы воплощается Святой дух и они становятся "духовными сосудами". Библию хлысты толковали иносказательно; жили по законам так называемой "Животной книги" и по составленным основателем секты Данилой Филипповичем 12 заповедям, которые запрещали иметь семью и детей, пить вино, курить, сквернословить, есть мясную пищу. Не признавали православных святых и священников, но православные церкви посещали. В начале XIXв. разделились на ряд враждовавших между собой течений: "Старый Израиль"; "Новый Израиль"; "Духовный Израиль"; "Искупленный Израиль"; постники; малеванцы; мормоны духовно-христианского направления, или русские мормоны.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Общее наименование религиозных течений, примыкающих к русскому православию, не признающих церковных реформ, проведенных патриархом Никоном (1605-1681). В конце XVIIв. распалось на поповщину и беспоповщину. Для старообрядчества характерны искание общественных и нравственных идеалов в прошлом России - в периоде до раскола - и учение о близком конце света.

БЕГЛОПОПОВЩИНА - одно из направлений старообрядчества, наиболее ранняя форма церковного раскола на Руси в XVIIв. Беглопоповцы использовали для богослужебных целей священнослужителей, отвергнувших никоновские реформы и порвавших с официальной церковью (отсюда название). Сохранили догматику православия, но разошлись с его обрядностью. В первой четверти XIXв. распались на ряд течений (согласий).

БЕЛОКРИНЙЦКАЯ ИЕРАРХИЯ (Австрийское согласие) - крупнейшая старообрядческая церковь, занимающая ведущее место в поповщине. Название происходит от села Белая Криница в Буковине (Австрия), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Организационно не связана с православной церковью, но по догматике и культу близка к ней.

БЕСПОПОВЩИНА - наиболее радикальное и фанатичное течение в старообрядчестве, возникшее в XVIIв. Беспоповцы отвергают церковно-православную иерархию, священников, которых заменили уставниками и начетчиками. Из таинств признают только крещение и исповедь. Некоторые толки отказались от всех таинств.

ПОМОРСКИЙ ТОЛК (даниловцы) - умеренное течение в беспоповщине, возникшее в конце XVII в., когда Данила Никулин с единомышленниками основал общину на реке Выг. Первоначально отрицали брак.

ПОПОВЩИНА - направление в старообрядчестве, возникшее на основе беглопоповщины. Никоновскую церковь и ее духовенство поповцы рассматривают как ересь и еретиков, а не в качестве Антихриста. Принимали бежавших из никонианской церкви попов после перекрещивания или миропомазания. Признают учение о церковной иерархии и семь христианских таинств. Имеют собственную обрядность. К 1800г. часть поповцев пошла на компромисс с православной церковью. Служба в церквах велась в соответствии с обрядовой практикой старообрядчества, но священники подчинялись Синоду.

СПАСОВСКИЙ ТОЛК (нетовщина) - течение в беспоповщине, зародившееся в конце XVIIв. в глухих Керженских лесах. По вероучению, только Христос (Спас) знает, что нужно для спасения. Со временем толк распался на согласия: бабушкино (младенцев крестили повивальные бабки); глухая нетовщина (допускали крещение и бракосочетание в православной церкви); дырники (молились, обратясь в сторону небольшого отверстия в восточной стене избы, отрицали все обряды); некрещеная, или строгая, нетовщина (отрицали все обряды); новоспасовщина, или поющая нетовщина (имели наставников, совершающих богослужение, крещение, венчание); рябиновщина (признавали только рябиновые кресты); самокрещенцы (крестили сами себя).

СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК (бегунский) - течение в беспоповщине, основанное во второй половине XVIIIв. беглым солдатом Евфимием. Именуют себя истинно-православными христианами странствующими. Для вероучения характерны элементы фанатизма, а также ожидание конца света. Верующие избегали связей с обществом, уходили в пустынные местности или прятались в темных убежищах. Каждый желающий стать на путь странничества принимал новое крещение, получал новое имя. Первоначально часть бегунов выполняли обет странничества лишь символически: перед смертью принимали крещение и прятались в тайник. Странники делились на отрешившихся от мира странствовавших (мироотреченцы) и дававших им пристанище. Содержавшие пристанища для бегунов именовались жиловы-ми, пристанодержателями, христолюбами, благодетелями. Последователи разных направлений бегунства получили название подпольщиков, скрытников, голбешников, пустынников. В середине XIXв. появились брачные странники, допускавшие брак, а также сторонники иерархии (статейники, или иерархисты) и несогласные с ними (противостатейники).

ФЕДОСЕЕВСКИИ ТОЛК - радикальное течение в беспоповщине, выделившееся из поморского толка. Основано в конце XVIIв. Феодосией Васильевым. Последователи течения строго придерживались аскетизма и безбрачия. Впоследствии отдельные группы (согласия) от этого отказались. В 1771г. основали в Москве Преображенскую общину, которая стала крупнейшим центром беспоповщины. В 1820-1830-х гг. раскололись. Некоторые перешли в новопоморское согласие, а позднее - в единоверие. Выделились рижские и польские федосеевцы, признававшие возможность брака, и новожены, считавшие вступление в брак необходимым. В противовес им возникли аристовское и кондратьевское согласия, выступавшие против нарушения первых аскетических традиций толка и упростившие богослужение.

ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК - течение в беспоповщине, выделившееся из поморского толка в начале XVIIIв. Названо по имени основателя - инока Филиппа. Для его последователей характерен крайний фанатизм. Борьба с государственной властью привела к практике самосожжения. Некоторые последователи толка выступали против брака, не пользовались деньгами, так как на них стоит "печать Антихриста". Со временем толк распался на ряд согласий.

ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

КАТОЛИЦИЗМ

Одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского, - Ватикан, город-государство в Риме. Организации католической церкви свойствен иерархический и монархический характер. Папа считается непогрешимым наместником Христа на земле. Вероучение мало отличается от православного, однако имеет свои особенности. В их числе добавление к одному из пунктов сформулированного на I и II Вселенских соборах (325 и 381) "символа веры". К утверждению, что Святой Дух исходит от Бога-Отца, католики добавляют: "...и от Сына" (филиокве). Духовенство дает обет безбрачия, является носителем божественной благодати (запаса добрых дел). Католики в отличие от православных верят в существование чистилища и в телесное вознесение Богородицы. Источником вероучения католики считают Священное писание (Библию) и священное предание, в которое они в отличие от православных включают решения не только первых, но и последующих Вселенских соборов, а также суждения пап. Таинства в католицизме совершаются несколько иначе, чем в православии: крещение - обливанием или погружением в воду, миропомазание (конфирмация) - в возрасте 7-8 лет, евхаристия - на пресном хлебе.

АДАМИТЫ - общее название ряда сект, впервые появившихся среди североафриканских гностиков во IIв. Значительным было влияние адамитов в Болгарии (XIV в.) и Чехии (начало XV в.). Проповедовали возвращение к невинности, в которой пребывал Адам в момент сотворения. Появлялись на своих собраниях обнаженными, отрицали брак и семью, утверждали безгрешность естественных человеческих чувств. Отзвуки учения адамитов наблюдаются у современных нудистов, для которых нагота - освобождение от греховной плоти.

АЛЬБИГОЙЦЫ - последователи еретического движения против католической церкви, возникшего в XII-XIII вв. во Франции. Отразили идеологию манихейства, близки к катарам. Католическую церковь считали "дьявольской силой", отрицали догмат о троичности Бога, христианские таинства, иконы, крест, мощи. Отвергли учение об аде и чистилище. Материальный "мир дьявола" противопоставляли духовному "божьему миру".

АМАЛЬРИКАНЕ - последователи учения Амори (Амальрика) Венского (ум. ок. 1207), объединившиеся в конце XII - начале XIIIв. в отдельную секту. Придерживались идеологии мистического пантеизма (все сущее есть Бог) и поэтому считали человека не наделенным греховной природой. Считали, что спасение и воскресение - это новое состояние, достигаемое посредством божественной любви, которой проникается каждый последователь "нового евангелия" Амори. Отвергали духовенство, религиозные обряды. Приписывали Амори идею о трех эпохах истории, соответствующих трем лицам христианской Троицы. Ожидали пришествия Святого Духа, который установит Царство Божие на земле.

АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ действовали со второй половины XIII по начало XIVв. в Северной Италии. Выступали против феодального гнета и католической церкви. Проповедовали идеи равенства, считая, что они соответствуют духу раннехристианских апостолов. Предсказывали скорое наступление "царства духа".

БЕГГАРДЫ - члены секты, существовавшей в XIII- XIV вв. в ряде стран Центральной Европы. Проповедовали идеи евангельской бедности, общности имущества, безбрачия, отвергали светскую и церковную власть.

БОГОМИЛЬСТВО - движение в форме религиозной ереси, возникшее в Xв. в Болгарии (по имени священника Богомила). С середины XIIв. определилось несколько течений. В учении просматриваются концепции павликианства, но в отличие от него поощряется аскетизм. Дьявол согласно учению - творец и господин материального мира, обитающий в церквах и монастырях. Богомилы отвергали церковь, духовенство, атрибуты христианской религии. Из молитв признавали только "Отче наш". Руководители движения не вступали в брак. Оказали влияние на катаров, альбигойцев.

ВАЛЬДЕНСЫ (лионские бедняки) появились в XIIв. на юге Франции среди крепостных крестьян и ремесленников. Полагали, что мир является порождением зла, выступали против частной собственности. Критиковали католическую церковь и требовали возвращения к принципам раннего христианства. Папу римского считали наместником Сатаны. Отрицали духовенство, таинства, поклонение иконам и кресту, догмат о чистилище.

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ БРАТЬЕВ возникла в середине XV в., после поражения гуситского движения. Приверженцы церкви проповедовали единство всех людей в бедности, стремились к восстановлению порядков античного христианства, отрицали почитание святых, мощи, обрядность.

КАТАРЫ - последователи широко распространенной с конца XIIв. в Южной Франции, Англии и Северной Германии ереси. Испытали влияние манихейства, павликианства и богомильства. Противопоставили "божий мир" "миру дьявольскому", под которым понимали земную жизнь и материальный мир. Считали, что зло в мире порождено дьяволом. Католическую церковь объявили дьявольской силой, отвергли ее догматику, духовенство, обрядность. Культивировали отдельные части Евангелия (Рождество, крестную смерть, Воскресение Христа). Вели аскетический образ жизни и поощряли самоубийство. Проповедовали спасение через посвящение, которое можно было принять раз в жизни, обыкновенно перед смертью.

МАРОНИТЫ - последователи монаха-аскета Марона. Приверженцы Марона обитали в горах Ливана. Имели основанный в IVв. монастырь. В 1182г. маронитский патриарх заключил унию с Римом и получил звание кардинала римской курии. Признают верховную власть папы римского. Догматика маронитов близка к католической. Священники, однако, имеют право жениться, литургию проводят на среднеассирийском языке.

ПАВЛИКИАНСТВО - движение, возникшее в конце VI - начале VIIв. в Армении или Сирии. Название, вероятно, связано с именем софиста Павла Самосатского (IIIв.) - одного из раннехристианских еретиков. Испытали влияние манихейства: придерживались представлений об извечной борьбе света - добра - Бога с тьмой - злом - дьяволом. Отвергали христианскую церковь как защитницу порядков, созданных Сатаной. Не почитали Богородицу и святых, отрицали епископов, иконы. Отказывались от крещения, причащения, постов, не посещали церкви. Оказали влияние на богомилов.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Одно из трех (наряду с католицизмом и православием) главных направлений христианства. Возник в период Реформации в Европе в первой половине XVIв. как антикатолическое движение. Представляет собой совокупность самостоятельных церквей и религиозных объединений, отличающихся друг от друга догматическими и прочими особенностями. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, чистилища. Придерживаются учения о непосредственной связи человека с Богом - без посредства церкви и духовенства. Спасения человек согласно вероучению достигает личной верой и волей Бога. Протестанты не поклоняются иконам и мощам. Таинства сведены к крещению и причащению. Богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов, и его может совершать каждый верующий. Нет монашества и безбрачия духовенства. Формально протестантизм основывается исключительно на Библии, но в каждом протестантском исповедании имеется свой символ веры и авторитетные книги.

АБРАЛШТЫ (чешские деисты) - члены секты, возникшей в XVIIIв. в Богемии. Опирались на учение гуситов, объявили себя приверженцами "религии Авраама" и, как иудеи, почитали субботу, не ели свиного мяса, практиковали обрезание. Из Ветхого завета восприняли лишь 10 заповедей, а из Нового - молитву "Отче наш". Отвергали христианскую Троицу, Христа считали особо благочестивым человеком, отрицали христианские таинства и обряды, но крестили детей и венчались в костелах.

АДВЕНТИСТЫ - последователи христианского течения, основанного Уильямом Миллером (1782-1849), который, манипулируя с числами, содержащимися в ветхозаветной книге пророка Даниила, обосновал сроки второго пришествия Христа (между мартом 1843 и мартом 1844). Несмотря на то что пророчество не сбылось, учение о близком втором пришествии стало центральным догматом адвентистов. Оно, по их представлениям, будет сопровождаться воскрешением праведников. Библия - единственный источник вероучения адвентистов. Полагали, что душа человека засыпает и просыпается вместе со смертью и воскрешением тела, что мир будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля и что после тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные. Практиковали крещение взрослых погружением в воду и омовением ног. Сохранили причащение. Считали, что тело - "сосуд Божий", требовали не только морального, но и физического совершенствования. Движение раскололось на несколько ветвей. Адвентисты седьмого дня - самая крупная из них, которую основала группа жителей Нью-Гэмпшира (США), объявившая-в 1844г. о своей приверженности идеям второго пришествия, когда падут все церкви, за исключением их собственной. Руководствуются учением Эллен Уайт (1827-1915). Ведут широкую миссионерскую деятельность. Субботу празднуют как день отдыха. Утверждают, что Христос в 1844г. явился в некоем "небесном храме", где выступает как защитник-искупитель праведных. Соблюдают обряд крещения и хлебопреломления, воздерживаются от свинины и кофе. Российское поле адвентистов седьмого дня реформационного движения оформилось в 1929г. в СССР. Движение имеет антиобщественные тенденции. Последователи его в основном не имеют расхождений в вероучении с адвентистами седьмого дня, но полагают, что последние отступили от первоначального адвентизма, от заповедей Эллен Уайт. Всесоюзная церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня также в основном не имеет расхождений с адвентистами седьмого дня, но ее приверженцы полагают, что последние отступили от первоначального адвентизма. Первозданная адвентистская христианская церковь возникла в США. Малочисленна. Церковь бога (генеральная конференция) создана в США в 1847г. английскими иммигрантами. Адвентистская христианская церковь основала в 1869г. в Сейлеме (США) группой адвентистов, отвергнувших учение о бессмертии души.

АМИШИ - представители направления в меннонитстве. Название получили по имени Якоба Аммана, во второй половине XVIIв. проповедовавшего в Эльзасе. Придерживались учения Менно Симонса (1492-1559)- основоположника меннонитства. Со временем разделились на различные группы. Служители церкви амишей избираются по жребию и отправляют культ безвозмездно. Амиши не имеют молитвенных зданий.

АНАБАПТИСТЫ - представители радикальных протестантских сект, возникших в ходе Реформации. Проповедовали равенство мирян и духовенства. Критически относились ко многим церковным ритуалам. Не признавали крещения младенцев, практиковали повторное крещение, которое оценивали символически, как и причащение (поэтому получили название "перекрещенцы"). По-своему трактовали учение о воплощении Христа и ожидали его близкого второго пришествия. В Библии не видели абсолютного авторитета, считали основой религии личную веру. Отрицали учение о предопределении, полагали, что наделенный свободой воли человек способен самостоятельно преодолеть первородный грех. Отстаивали идеи пацифизма.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ возникла в период Ре формации в XVIв. Английский парламент объявил ее главой короля и разорвал церковные отношения с Ватиканом. В первой половине XVIв. введена "Книга общих молитв" и 39 документов, излагающих основы вероучения. Духовенство не вступает в брак. В 1531г. утвержден собственный "символ веры". Сохранены церковная иерархия и пышный культ. Со временем сложились высокая, низкая и широкая церковь. Высокая церковь наиболее близка к католицизму. Сторонники англокатолицизма (направление внутри высокой церкви, зародившееся в 1830-1840-х гг.) выступают за сближение с католицизмом и независимость церкви от государственной власти. Требовали введения в обрядность свечей, ладана, сутаны, исповеди. Некоторые выступали за папское главенство в церкви. Низкая церковь подчеркивает протестантские элементы. Широкая церковь стремится объединить все христианские течения. В англиканстве эклектически объединены протестантский догмат о спасении личной верой и католический - о спасающей силе церкви.

АРМИНИАНЕ (ремонстранты) - голландские кальвинисты, последователи голландского реформатора Я.Арминия (1560-1609). Отрицали тезис о предопределении к спасению избранных. Утверждали, что человек наделен свободой воли и может спастись личной верой.

АРМИЯ СПАСЕНИЯ - международная религиозная филантропическая организация. В 1865г. методистский проповедник Уильям Бутс (1829-1912) организовал в Лондоне движение за нравственное возрождение общества. Через пять лет организация получила название "Христианская миссия", затем - Армия спасения, став международной. Организована по военному образцу. Разделяет основные положения методизма, особенно учение о спасении, для которого крещение и причащение необязательны, акцентирует внимание на моральном учении христианства. Главной целью Армия спасения провозглашает заботу не только о спасении души, но и об облегчении жизни людей. Создает бесплатные столовые, приюты, школы, производственные колонии, помогает проституткам, заключенным и алкоголикам. Организует собрания и шествия. Широко распространена практика публичных покаяний.

АССАМБЛЕИ БОГА - одна из крупнейших американских пятидесятнических церквей. Основана в 1914г. в Хот-Спрингсе. Утверждает возможность исцеления верой и двойного воскрешения мертвых. Приверженцы церкви крестят взрослых погружением в воду.

БАПТИЗМ возник в начале XVIIв. как протестантская секта. В 1609г. в Голландии объединились общие (генеральные) баптисты, разделяющие взгляды арминиан; в 1638г. в Англии - частные (партикулярные) баптисты, разделяющие кальвинизм. В Россию проникли из Германии в 1850-1860-х гг. В 1884г. возник Союз русских баптистов. В 1944г. баптисты объединились с евангельскими христианами и образовали церковь евангельских христиан-баптистов. В 1945г. к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963г. - некоторые общины братских меннонитов. В то же время от баптистов отделились группы инициативников". Баптисты упростили и удешевили религиозный культ и организацию церкви. Они не признают храмов, святых, икон, мощей. Придают большое значение божественному откровению и отстаивают принцип спасения личной верой. Обряды хлебопреломления (причащения) и совершаемого над выдержавшими испытательный срок взрослыми крещения толкуют символически. Из праздников сохраняют связанные с поклонением Христу (Рождество, Пасху, Троицу), а также учредили собственные: день жатвы (подведение итогов духовной деятельности) и день единства. Учение о предопределении, проповедь религиозной морали и элементы мистицизма - главные составные части вероучения. Баптисты имеют особый ритуал погребения и бракосочетания. Почитают Библию.

БРАТСКИЕ МЕННОНИТЫ - последователи учения, возникшего в 1860-х гг. на юге Украины. Братские меннониты полагали, что близко второе пришествие Христа, которое произойдет в Туркестане. Требовали "крещения по вере" после предварительного "обращения к Богу и примирения с ним". К хлебопреломлению допускали только принявших "крещение по вере". Отрицательно относились к воинской службе.

ГЕРНГУТЕРЫ - члены секты лютеранского толка, возникшей в 1772г. в местечке Гернгут в Саксонии. Вероучение акцентирует "религию сердца" - ощущение единства с Христом как хранителем и спасителем мира. В XVIII- XIX вв. учение было распространено в Прибалтике. Гернгутеры оказали влияние на становление методизма. Известны также под названиями: моравские братья, богемские братья, объединение братьев, или континентальные пиетисты.

ГРУНДТВИГИАНСТВО - церковно-религиозное течение в Дании, сформировавшееся в 1830-1840-х гг. на основе воззрений историка, поэта и священника Вартовского госпиталя в Копенгагене Грундтвига (Николай Фредерик Северин, 1783-1872), впоследствии епископа. Для течения характерны утверждение чувства общности христиан при отправлении таинств и слушании слова Божьего, внимание к проповеди, идея необходимости абсолютной свободы для развития и процветания религиозной жизни.

ГЮПФЕРСТВО - одно из течений в меннонитстве, возникшее в XIXв. Последователи течения - "танцующие братья", называвшие себя "чадами благодати", - на молитвенных собраниях прыгали, плясали, хлопали в ладоши, бравурно исполняли религиозные песни. Этот ритуал обосновывали ссылками на царя Давида, прыгавшего перед ковчегом, а также на псалом 46 и Послание апостола Павла к Филиппийцам.

ДАНКЕРЫ (братья) - члены секты, основанной Александром Маком (1679-1735) в Германии в начале XVIIIв. В основу учения положено неуклонное следование Новому завету. При вступлении в секту человека троекратно погружали лицом в реку. При встрече практиковали "священный поцелуй". Данкеры придерживались ритуала омовения ног перед причащением хлебом и вином. Для приверженцев секты характерно стремление к обособлению от мира (не кладут деньги в банк, носят простую одежду, проповедуют идеи пацифизма).

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ (евангелисты, редстокисты, пашковцы) - одно из течений в протестантизме, родственное баптизму. В России появилось в 1870-х гг., первоначально в Петербурге, под влиянием проповедей лорда Гранвиля Редстока. Позднее активным проповедником евангелизма стал петербургский аристократ Василий Александрович Пашков (1834-1902). Евангельские христиане отличаются от баптистов обращением лишь к евангельским текстам. Более широко толкуют учение о предопределении: каждый может спастись верой, а добрые дела являются ее следствием. К обряду хлебопреломления (разновидность причащения) допускают некрещеных. Не придерживаются рукоположения пресвитеров через возложение рук. В вероучении акцентируется наличие у человека свободы воли. В 1944г. вместе с баптистами образовали церковь евангельских христиан-баптистов.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ - церковь, возникшая в результате слияния в 1944-1945 гг. евангельских христиан, пятидесятников, баптистов и братских меннонитов. В ознаменование объединения отмечается день единства. В основу церковного учения положено умеренное толкование идеи избранничества. Евангельские христиане-баптисты уделяют значительное внимание торжественным обрядам, проповедничеству и молитвенным собраниям, проповедуют религиозный индивидуализм и покорность судьбе. Библию толкуют наукообразно, Христа считают основоположником коммунизма.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ - секта, сформировавшаяся в 1913г. в Финляндии. Ее последователей называли "евангельскими христианами единобожцами", "единственниками", "иисусовцами", потому что они отрицали крещение "во имя Отца, Сына и Святого духа" и крестили лишь "во имя Иисуса Христа". Иногда членов секты называют "смородинцами" - по имени одного из идеологов секты Николая Петровича Смородина (1875-1953), но сами верующие такого названия не признают. В 1947г. секта объединилась с евангельскими христианами-баптистами, но часть общин не вошла в союз.

ИЕГОВИСТЫ (свидетели Иеговы) - члены секты, возникшей во второй половине XIXв. в результате отделения от адвентистов религиозной организации "Исследователи Библии", созданной в США Чарлзом Расселом. Согласно вероучению в 1914г. Сатана, изгнанный с неба, укрылся на земле, в том же году невидимо пришел Христос, и на земле готовится окончательное уничтожение Сатаны. Иеговисты ожидают близкого конца света и предрекают грядущую решающую битву (армагеддон) сил Иеговы, или Бога-отца, с силами Сатаны, что приведет к гибели всех людей, за исключением иеговистов. Члены секты отрицают аагробную жизнь для всех, кроме иеговистов, которые, воскреснув, будут жить вечно на обновленной земле, а особо избранные (144 тысячи) будут взяты на небо. Учение иеговистов не признает концепции рая и ада, отрицает божественную сущность Христа, который считается "прославленным духовным существом", выполняющим волю бога Иеговы. Для иеговистов характерно активное миссионерство.

ИЛЬИНЦЫ (лесное братство, сионская весть) - члены секты иеговистского направления, основанной в 1840-х гг. на Урале капитаном Н. Ильиным. Учение представляет собой смесь иудаизма и христианства, в нем отвергается Библия и признается лишь Откровение Иоанна. Как высшее существо ильинцы почитают Иегову (Егову). Христа воспринимают Сыном Божьим, рожденным "небесной матерью Элогимой". Считают, что он достиг святости на земле и каждый человек, выполняющий требования секты, может достичь такого же состояния "святости и нравственного совершенства". Придерживаются догмата о постоянной борьбе между Иеговой и его непокорным сыном Люцифером (Сатаной). Согласно вероучению Христос возглавит в решающей битве 144 тысячи иеговистов и уничтожит силы Сатаны, после чего наступит тысячелетнее царство справедливости. Иеговисты не признают церковной иерархии, христианских таинств и обрядов, икон, креста и мощей. Христианские праздники заменены иудейскими (воскресенье - субботой, крещение - обрезанием).

"ИНИЦИАТИВНИКИ" - последователи течения, появившегося в 1960 г., после раскола евангельских христиан-баптистов. Исходят из идей "освящения", "очищения", "духовного возрождения" верующих и их "отделения от мира". Уделяют большое внимание миссионерской деятельности среди молодежи.

ИРВИНГИАНЕ - члены секты, основанной шотландским проповедником Эдуардом Ирвингом (1792-1834). Для секты характерны подражание описанной в Новом завете апостольской церкви и вера в возможность нисхождения на верующих Святого духа.

КАЛЬВИНИЗМ - разновидность протестантизма, основанная на идеях Жана Кальвина (1509-1564). Кальвинисты признают догмат об абсолютном предопределении, согласно которому все люди делятся на избранных, которые спасутся, и осужденных погибнуть. Полагали, что успех в делах свидетельствует о возможной избранности. В кальвинистских храмах нет алтаря, икон, креста и облачения пасторов. Богослужение состоит из проповеди, молитв и пения псалмов, а также чтения Библии. Крещение и причащение признаются лишь как символы. В настоящее время кальвинизм существует в трех формах: реформаторство (наиболее распространенная ныне форма), пресвитерианство и конгрегационализм.

КВАКЕРЫ - члены протестантской секты, основанной в Англии ремесленником Дж. Фоксом (1624-1691) как общество друзей "внутреннего света", к которому примкнули многие баптистские группы. Членов общества называли квакерами (трясущимися). Единственным источником веры последователи учения считают Библию. Отстаивают принцип равенства всех людей, в сердцах которых заключен Бог. Истина веры согласно учению проявляется в акте "озарения Святым духом", "внутренним светом", который приходит в результате безмолвной молитвы и свидетельствует о присутствии в человеке божественного начала; "озарение Святым духом" означает победу над грехом. Квакеры придерживаются идеи равенства и обращаются друг к другу на "ты". Требуют честности, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения к старшим, отстаивают идеи пацифизма и широко практикуют благотворительность. В молитвенных помещениях квакеров нет алтарей и образов. Они отвергают внешнюю обрядность и духовенство, не признают христианских таинств, не крестятся и не причащаются.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ - разновидность кальвинизма, возникшая в Англии во второй половине XVIв. Конгрегационалисты близки к пуританам. Отрицали церковную иерархию, духовенство как особое сословие. Полагали, что во главе каждой общины стоит Христос, каждая община может иметь собственный "символ веры", форму культа, согласовывая свои религиозные верования и культ с другими общинами. В XVIIв. конгрегационалисты, требовавшие полной независимости религиозных общин, получили название индепенденты (независимые)

КРИСТАДЕЛЬФИАНЕ - члены секты, основанной в 1849г. англичанином Д.Томасом. Учение близко к адвентизму. Кристадельфиане отрицают бессмертие души, Троицу, существование Сатаны как личности, рай и ад, ожидают скорого второго пришествия Христа, признают хлебопреломление (причащение). Верят в избранность евреев и считают своим долгом помогать им собраться в Палестине, что ускорит приход Христа. Приему в общину (синагогу, или по-новому - екклесию) предшествует изучение Библии, после чего сдается экзамен и совершается обряд водного крещения. Кристадельфиане уклоняются от службы в армии.

ЛЮДИ ПЯТОГО ЦАРСТВА - возникшая в XVIIв. в Англии секта, которая проповедовала наступление "пятого царства" (тысячелетнего царства Христа). Члены секты полагали, что в нем осуществится равенство и справедливость. В начале 60-х гг. XVIIв. секта распалась.

ЛЮТЕРАНСТВО - наиболее крупное протестантское течение, начало которому положил виттенбергский монах Мартин Лютер (1483-1546), обнародовав в 1517г. 95 тезисов, направленных против продажи индульгенций в католической церкви. В основу вероучения положены Библия и "Книга согласия", состоящая из "Аугсбургского вероисповедания" и "Апологии", написанных Лютером и его сподвижником Филиппом Меланхтоном (1497-1560), "Большой катехизис" и "Малый катехизис" и некоторые другие богословские сочинения. При разграничении религиозной и общественной жизни лютеранство руководствуется Евангелием и апостольскими постановлениями. Лютеране отвергают пышный католический культ, но сохраняют епископство, организацию церкви, церковную живопись, крест и свечи. Из христианских таинств сохранены два - крещение и причащение. В отличие от католической концепции о реальном превращении хлеба и вина в плоть Христа утвержден тезис, что тело и кровь Христа лишь таинственным образом присутствуют в причащении. Лютеранство разрешает развод и вторичное вступление в брак. Основное внимание в идеологии уделено всеобщей греховности людей и учению об оправдании верой и милосердием Бога. Современные лютеране-ортодоксы придерживаются догмата греховности, а либералы ее отрицают. В Россию лютеранство проникло в XVI в.

МАЛЕВАНЦЫ - члены секты, основанной в конце 1880-х гг. в бывшей Киевской губернии баптистом Малеванным (отсюда название движения). Он критиковал оцерковление баптизма и объявил себя посланцем Бога, царем над царями и Христом ("воплощением правды"), пришедшим на землю, где "царит зло", чтобы установить свое тысячелетнее царство. Малеванцы считали учение о Страшном суде аллегорией, соблюдали посты, прыгали и скакали на собраниях, практиковали глоссолалию ("говорение на иноязыках"). В вероучении секты отразились учения баптистов, штундистов и хлыстов.

МЕННОНИТЫ - последователи одного из течений в протестантизме, возникшего в XVIв. в Нидерландах. Разделились на два толка: фламандский и фрислендский. В последнем менее пунктуально соблюдались обряды. В 1850-х гг. выделились община гюпферов и "община иерусалимских друзей". В 1860-х гг. оформилась община братских меннонитов. Источником вероучения явился написанный основателем секты голландцем Менно Симонсом (ум. в 1561) "Фундамент истинной христианской веры". Значительное место в вероучении занимает проповедь о втором пришествии Христа и "тысячелетнем царстве". Меннониты не верят в предопределение и придают большое значение личной вере и нравственному самосовершенствованию, которое важнее Библии. Проповедуют отказ от борьбы со злом с применением физической силы, а также от службы в армии, призывают к смирению, покорности и терпению. Крестят взрослых обмыванием или окроплением и исполняют обряд омовения ног, символизирующий смирение. В России меннониты появились в XVIIIв. среди немецких колонистов. В СССР есть церковные меннониты (державная община), которые крестят, окропляя, и братские меннониты (общество меннонитского братства), которые крестят в естественном водоеме.

МЕТОДИСТЫ - последователи сектантского движения, зародившегося в англиканской церкви. Начало движению положило учреждение в Оксфордском университете в 1729г. братьями Уэсли так называемого святого клуба для систематического изучения Библии и исполнения предписаний церкви. Догматика и культ учения близки к англиканской церкви, но наряду со взрослыми методисты крестят детей. Для идеологии движения характерны акцент на эмоциональном воздействии религии, проповедь смирения, миссионерская деятельность. Методисты отрицают наличие в элементах причащения тела и крови Христа, отвергают учение о чистилище и исповедь.

МОРМОНЫ ("святые судного дня") - члены секты, основанной в 1830г. в США Джозефом Смитом (1805-1844), который объявил, что расшифровал начертанные на медной доске записи мифического иудейского пророка Мормона, несколько столетий назад со спутниками переселившегося в Америку. Смит опубликовал "Книгу Мормона", будто бы составленную пророком Мормоном и доставленную Смиту ангелом Мороном (сыном Мормона). Эта книга стала источником вероучения - смеси элементов измышлений самого Смита, ислама, буддизма, античных религий, первобытных верований и христианства. В "Книге Мормона" говорится, что за шесть веков до рождения Христос изложил свое учение "иерусалимским израильтянам" - обитателям Америки. Мормоны приняли от христианства веру в христианскую Троицу, искупительную жертву Христа, в царство небесное и будущее наказание за грехи. Они придерживаются глоссолалии ("говорения на иноязыках") и ее символического толкования, а также концепции построения "Сиона" на американском континенте. Признают крещение через погружение в воду и покаяние. Ранее в секте практиковалось многоженство. Для секты характерны проповедь труда и миссионерская деятельность во всем мире.

НАЗАРЯНЕ - члены секты, возникшей в 1820-х гг. в Венгрии. Назаряне, живущие на юге России, близки к молоканам, с которыми слились в начале XX в.; на западе в этот же период они слились с баптистами. Отрицают духовенство, культ мощей и святых.

ОБЩИНА ОНЕИДА - утопическая секта, возникшая в США в середине XIXв. Основана Джоном Хамфри Нойееом (1811-1886). Члены секты отстаивали идеи примитивного христианского коммунизма. Придерживались теории так называемого сложного брака (общие собственность и жены).

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ примыкают к пятидесятникам, верят во второе пришествие Христа и личную святость, не признают глоссолалии ("говорения на иноязыках").

ПИЕТИЗМ - противостоящее ортодоксальному протестантизму мистическое течение. Его основатель Филипп Шпенер (1635-1705) ставил религиозные чувства выше религиозных догматов, отвергал церковную обрядность, проповедовал необходимость личного переживания Бога. Последователи учения объявили греховными театр, танцы, песни, игры, смех и шутки, выступали против науки.

ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ - члены секты, одним из основателей которой был англиканский священник Джон Нельсон Дарби (1800-1882). Отстаивали принципы раннего христианства, отвергали духовенство, церковную иерархию за пределами общины. Совершали хлебопреломление (причащение) и обряд водного крещения. Пророчествовать мог каждый член секты. Плимутские братья считали историю цепью договоров Бога с людьми, которые люди не соблюдали. Верили, что в текущее время наступает конец новозаветного договора и Христос вновь придет на землю и восстановит Израильское царство. Раскололись на "открытых" и "замкнутых".

ПОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (польские ариане) - члены секты, отделившейся в 1570-х гг. от польских кальвинистов. Отрицали догмат о Троице и божественности Христа, чем возрождали ересь арианства. Для секты характерна идеология всеобщего братства. Позднее под влиянием Фауста Социна (1539-1604) образовали умеренное направление - социнианство.

ПРЕСВИТЕРИАНСТВО - разновидность кальвинизма, возникшая в период Реформации в Шотландии и Англии. Пресвитериане боролись против католицизма и англиканства. Составляли умеренное крыло пуританизма. Разработали так называемое Вестминстерское исповедание (33 статьи, упор на греховность человека и доктрину благодати). Подчеркивали важность божественного откровения. Упростили культ и обрядность.

ПУРИТАНЕ - сторонники проведения реформы церкви в духе кальвинизма в Англии и Шотландии в XVI-XVII вв. Требовали очищения обрядов и преобразования англиканской церкви в духе последовательного протестантизма. Не признавали епископов, постов, святых, большинства религиозных праздников. Отстаивали идеи трудолюбия, вели бережливую жизнь, которая считалась "мирским аскетизмом". В начале XVIIв. распались на пресвитериан (умеренных пуритан) и индепендентов, или конгрегационалистов (радикальных пуритан).

ПЯТИДЕСЯТНИКИ откололись от баптистов в Лос-Анджелесе (США) в 1905-1906 гг. В России появились в 1913г. в Гельсингфорсе. Исходя из отрицания церкви как посредницы между Богом и людьми, пятидесятники допускают возможность воплощения Святого духа в каждом верующем. Практикуют так называемый обряд крещения духом; считают, что человек, угодный Богу, начинает пророчествовать: в состоянии экзальтации говорить подобно апостолам, на которых Святой дух сошел на пятидесятый день после Воскресения Христа, на "ангельском наречии". Пятидесятники не почитают икон, креста, отвергают церковную обрядность. Крещение совершают над взрослыми людьми "по убеждению". Утверждают, что спасение достигается после полного отречения от земных интересов. Большую роль отводят проповеднической деятельности. Верят во всякого рода явления, наития, провидения. Для пятидесятников характерен культ пророков и пророчиц. Подразделяются на христиан евангельской веры (воропаевцев), сионистов, субботствующих и мурашковцев. В 1945г. часть пятидесятников объединилась с евангельскими христианами-баптистами. Пятидесятники-тринитарианцы считают, что водное крещение взрослых должно проходить по новозаветной формуле "во имя Отца, Сына и Святого духа". Пятидесятники-унитарианцы откололись от тринитарианских Ассамблей Бога. Начало движению положил проповедник Р. Мак-Алистер, который в 1913г. в Лос-Анджелесе заявил, что нужно крестить "во имя Иисуса Христа". Термины "Отец" и "Святой Дух" в учении пятидесятников-унитарианцев означают разные аспекты Христа.

РЕЧНЫЕ БРАТЬЯ - члены секты, основанной во второй половине XVIIIв. в США Якобом Энгле. Учение представляет собой ответвление меннонитства, сохранившее его Традиции в одежде и поведении. Речные братья признают крещение через троекратное погружение в реку. Разбились на церковь братьев во Христе; речных братьев порядка (йоркеры); объединенную церковь Сиона; товарищество братьев во Христе.

САУЗКОТТИТЫ - последователи английской пророчицы Джоанны Саузкотт. Предрекали близкое второе пришествие Христа. Саузкотт себя рассматривала как "жену, облеченную в солнце", и "жену агнца", о которых говорится в Откровении Иоанна Богослова. В 1814г. она объявила, что забеременела от Святого духа. Предстоящее рождение сына рассматривали как пришествие Христа. Оказалось, однако, что беременность мнимая, вскоре Саузкотт умерла. Разделились на секты "Христианские израилиты" и "Дом Давида".

"СИНИЙ КРЕСТ" - религиозное общество протестантской ориентации, возникшее в 1877г. в Женеве (Швейцария), позднее идеи общества получили распространение в Германии. В Россию проникли в дореволюционное время. Члены общества создавали общины по образцу баптистских, молодежные кружки, оркестры и хоры, устраивали шествия и собрания в парках, в рамках "решительного христианства" боролись с пьянством. После Великой Отечественной войны общества "Синего креста" в Латвии и Эстонии влились в союз евангельских христиан-баптистов.

СОЦИНИАНЕ - последователи идей итальянца Фавста Социна (1539-1604) -борца против католицизма, который жил в Трансильвании и Польше. Социн основал особое течение среди унитариев - религиозную группу "Польские братья", испытавшую влияние арианства. Социниане не признавали христианского догмата о Троице, отрицали божественность Христа. Отвергали учение о грехопадении, о фатальной склонности человека ко злу, об искуплении, отдавали предпочтение разуму перед Библией, являлись сторонниками религиозной терпимости.

СТАРОКАТОЛИКИ откололись от католической церкви в 1871 г., после провозглашения I Вселенским собором (1869-1870) догмата о непогрешимости папы. Вероучение занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом, более тяготея к последнему. Старокатолики отрицают главенство папы римского, догмат о его непогрешимости, догмат о непорочном зачатии, отвергают почитание икон, церковных реликвий и целибат. При этом сохранено католическое учение о божественности Христа, христианской Троице и почитании Библии как "откровения Божия". Признают семь таинств. В Швейцарии приверженцы течения именуются христианско-католической церковью.

ХАУГЕАНСТВО - одно из основных религиозных течений Норвегии, тяготеющее к пиетизму. Его основатель Ханс Нильсен Хауге (1771-1824) критиковал внутреннее состояние лютеранской церкви и требовал от верующих самостоятельного чтения Евангелия и его пропаганды. Один из важных тезисов хаугеанства: веру нужно подтверждать делами, а дела - верой.

"ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА" - религиозная организация, основанная в 1866г. Мери Бекер-Эдди (1821 -1910). Бекер-Эдди утверждала, что в мире, который является лишь видимостью, нет ничего, кроме духа, разума и мысли. Исцеление от порожденных человеческим воображением греха, недугов и смерти в том, чтобы о них не думать и верить в Бога и молиться. При этом медицина категорически отвергается. Последователи учения полагали, что чудо исцеления Христом больных стало возможным благодаря воздействию на них его духа.

ЦВИНГЛИАНСТВО - учение, сформулированное Ульрихом Цвингли (1484-1531), идеологом швейцарской Реформации. Во многом сходно с лютеранством. Учение отстаивало идею искупления Христом первородного греха, спасения избранных через даруемую Богом благодать и веру детерминизма. Истинно лишь то, что подтверждается Библией (для Лютера - то, что ей не противоречит). Картины и музыка были удалены из храма. Христианские таинства отвергались. Большая роль в учении отведена "пророку", который занимает особое положение в государстве и сообщает гражданам Божью волю.

ЦЕРКВИ "ДВУХ КРИЗИСОВ" возникли в США в на чале XX в., близки к пятидесятникам. Вероучение признает два "благословения Святого Духа", или "два кризиса" в процессе "духовного роста" верующего, - обращение и крещение Святым духом.

ЦЕРКВИ "ТРЕХ КРИЗИСОВ" - пятидесятнические церкви, появившиеся в США в начале XXв. Для приверженцев учения характерна вера в три действия Святого Духа - обращение, освящение и крещение Святым духом.

ЦЕРКОВЬ БОГА - близкое к пятидесятникам религиозное объединение немцев, проживающих в СССР. Верующие практикуют крещение Святым духом с глоссолалией ("говорением на иноязыках").

ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ (богемские, моравские братья) - члены секты, самоназвание которой - "братская община". Секта возникла в Чехии в середине XV в., после поражения гуситского движения. Приверженцы учения подвергли критике светских и духовных феодалов, папу римского считали "Антихристом на престоле", а священнослужителей - слугами зла. Мечтали создать общество по образцу раннехристианских общин. Отрицали войну и смертную казнь, проповедовали непротивление злу насилием.

ШВЕНКФЕЛЬДИАНЕ - последователи лидера Реформации в Силезии Каспара Швенкфельда (1489-1561), который искал новый вариант религиозной доктрины, отличающейся как от католичества, так и от протестантизма. Отрицают любые внешние проявления веры, признают внутренний религиозный опыт. Единственная норма веры согласно учению - непосредственное ощущение в себе Христа.

ШТУНДИСТЫ - название ряда христианских сект, возникших в 1850-1860-х гг. среди русских и украинских крестьян под влиянием протестантов. Штундисты испытали также воздействие вероучения духовных христиан. В конце 1870-х - начале 1880-х гг. слились с баптистами. Наименование происходит от немецкого слова "штунде" (час). Учение штундистов основывалось на Библии. Особое значение придавалось "внутреннему присутствию Бога". Штундисты отвергали или истолковывали "в духовном смысле" христианские таинства, выступали против православной церкви. Духовные христиане (южнорусская штунда) отстаивали идеи социального равенства, но отрицали социальную борьбу, так как ожидали, что между людьми сама по себе "воскреснет любовь". Истинные христиане (великорусская штунда) практиковали взаимопомощь.

Христианство: Краткий словарь-справочник /Сост. М.М. Касперавичюс. -Л.:Ассоциация "Невский проспект". -1991. -48с.
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru