Часть II. Разрешение противоречий в Христианстве
Больше 1900 лет тому назад в заброшенном городке Галилеи чистейшая из дев была смущена необычайным приветствием небесного посланника: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". "Не бойся Мария, - успокоил смущенную Деву Ангел, - ибо Ты обрела благодать у Бога... Ты родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус (что значит Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству его не будет конца".
Когда Та же скромная Назаретская Дева посетила Свою родственницу Елисавету и услышала от последней пророческое приветствие, обращенное к Ней и Ее будущему Младенцу, Она уже без смущения, а радостно и твердо исповедала Свою веру в величайшее грядущее чудо, которое благовестил Ей Ангел, повторивший это благовестив и Ее обручнику Иосифу, а именно, что "Она родит Сына, Иисуса, т.е. Спасителя, ибо (пояснил Ангел) Он спасет людей Своих от грехов их".
Когда так чудесно предвозвещенный Младенец родился в Вифлееме Иудейском, светоносный посланник неба предстал перед испуганными пастырями и сказал: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос-Господь", - а затем и целый сонм Ангелов огласил ночную тишину радостной песнью: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!"
Когда, по обычаю, принесли Младенца в Иерусалимский храм, его встретил там, как повествует Евангелие, Симеон, "муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева". Таинственным внушением свыше он привлечен был в храм как раз в то время, когда родители принесли туда Младенца-Иисуса. Держа на своих ослабевших от глубокой старости руках Божественного Младенца, этот ветхозаветный праведник приветствовал Его словами, заключавшими в себе величайшее пророчество обо всем человечестве и об отдельных лицах, в их отношениях к Новорожденному Отроку: "Ныне, - исповедуется праведный старец, обращаясь к Младенцу, - отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего, Израиля". И, обращаясь к Матери Иисуса, добавил: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий... да откроются помышления многих сердец".
Вскоре за этим пророчественным исповеданием Израиля и языческий мир воздал честь Младенцу-Христу. Путеводимые чудесным небесным явлением и наученные внутренним откровением того же Духа, Который просветил сердце и ум праведного старца израильского, мудрецы востока пришли поклониться "родившемуся Царю Иудейскому, звезду Которого они видели на востоке", - не царю тогдашней Иудеи, а Царю Вечного духовного Царства, наступление которого предсказывали в течение многих веков пророки израильские, и которого ожидали народы всего мира, и с особенной напряженностью именно перед временем Рождества Христова, после которого такие ожидания всюду прекратились.
Итак, идя как за путеводной звездой по следам за этими чаяниями и ожиданиями народов, волновавшими в свое время их сердца, мы вместе с восточными волхвами остановились над колыбелью Того, Кого старец Симеон наименовал спасением всех народов, светом к просвещению язычников и славою Израиля.
Но не заблудились ли мы? Точно ли к искомому желанному источнику света, силы и жизни привела нас звезда? Прав ли старец, как бы от всего мира приветствовавший в Младенце-Иисусе Спасителя этого мира? Если да, - то этот Чаемый всеми народами действительно должен иметь силу снять с человека тяготеющее над всем существом его проклятие: должен просветить ум его вечной истиной, укрепить волю в борьбе с грехом для победы над ним, исполнить сердце вечной жизнью. Словом, восстановить разбитый образ Божий в человеке и возвратить ему его Богоподобие.
Верные принятому методу, мы обратимся и теперь главным образом к живым свидетелям, а не к отвлеченным рассуждениям.
Но прежде прислушаемся к словам Того, на Кого как на спасение мира указали свидетели первых дней Его жизни. Каково Его собственное самочувствие и самосознание? Отлично ли от чувств и помышлений тех людей, согласные свидетельства которых о себе мы слышали в первой части нашего исследования.
Вот немногие из бесчисленных Его свидетельств о Себе, имеющие ближайшее отношение к занимающим нас противоречиям в бытии человека.
"Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин.14:6).
"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин.8:12).
"Я есмь хлеб жизни" (Ин.6:48).
"Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин.6:51).
"Я и Отец - одно (Ин.10:30).
"Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную" (Ин.6:40).
"Если пребудете в слове Моем... то познаете истину, и истина сделает вас свободными (от греха)" (Ин.8:31-32).
"Если не уверуете, что это Я, то умрете в грехах ваших" (Ин.8:24).
"Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин.8:51).
"Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин.4:14).
"Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23).
"Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин.15:26).
"Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф.28:18).
"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28).
"Без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5).
"Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин.12:47).
"Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин.11:25).
"И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин.11:26).
"Какие странные слова! Кто может это слушать!" - недоумевала и негодовала толпа окружавших Иисуса иудеев.
Да, странные слова! Таких ни раньше, ни после не приходилось слышать детям земли от кого-либо, носящего образ человеческий. Как не похожи они на те признания, что мы слышали от малых и великих представителей человечества! Как поверить этим словам?! Или, - как это открывалось нравственному созерцанию Н.В. Гоголя, - одних спокойных и непоколебимо твердых самосвидетельств Сына Человеческого достаточно, чтобы признать их истиной, а Его Сыном Божиим, равным Отцу? Может быть, - но нам нельзя ограничиться ими уже по одному тому, что мы стали на почву психологического опыта в первой половинке нашего исследования, когда приводили многочисленные свидетельства человека о противоречиях в его бытии, противоречиях, отравляющих его жизнь и дающих себя знать самыми реальными душевными муками на протяжении всей его истории. Этой почвы необходимо нам держаться и при указании пути к разрешению названных противоречий.
Ведь если самосвидетельства распятого при Понтийском Пилате Назаретского Плотника истинны, если Он действительно силен дать человеку познание истины, свободу от греха и жизнь вечную - так, чтобы человек не видел смерти вовек, то, конечно, должны же быть за 2000 лет существования христианства свидетели исполнившихся обетовании Сына Человеческого.
Как все природное человечество по глубокому и горькому опыту говорило нам о мучительных противоречиях, лежащих в глубине его бытия, так эти свидетели должны по опыту же своей жизни сказать нам, что верен и истинен Обещавший мир и покой приходящим к Нему - труждающимся и обремененным.
Итак, обратимся опять к свидетельству человека о самом себе.
Естественно, свидетелями на этот раз будут только те, кто ходил по стопам Христа и кто, следовательно, мог опытно изведать силу Его. Посмотрим, будет ли, говоря языком Евангелия, оправдана Премудрость (Христос) чадами ее...
Мы будем вызывать свидетелей последовательно, держась хронологического порядка, т.е. начиная с тех, кто впервые, в дали веков, были оглашены Евангельскою проповедью, и кончая свидетелями наших дней. Сойдутся ли раскинутые на 2000 лет свидетельства их с самосвидетельством Иисуса Назарянина? Оправдают ли они сверхчеловеческие притязания Его быть Спасителем рода человеческого.
"Сей есть Сын Божий; се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира", - свидетельствует Иоанн Креститель.
"Равви! Ты Сын Божий, ты Царь Израилев, - восклицает изумленный и восхищенный Нафанаил. - Израильтянин, в котором нет лукавства".
"Истинно Ты Сын Божий", - исповедуют ученики, склоняясь перед Ним на озере Генисаретском.
"Ты Христос, Сын Бога Живого", - твердо отвечает Ап. Петр на вопрос Иисуса, за кого они, Ученики, почитают Его.
"Господи! К кому нам идти?" - слышим мы от того же Петра. "Ты имеешь глаголы жизни вечной, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого".
"Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир", - робко откликается Марфа на призыв Иисуса к вере.
"Господь мой и Бог мой", - раздается радостный крик Фомы.
"Никогда человек не говорил так, как этот человек", - отвечают служители фарисейские на вопрос своих господ, почему они не привели Иисуса.
"Воистину Он был Сын Божий!" - с болью вырывается из груди сотника, стоявшего при кресте "Царя Иудейского".
Не чудесны ли эти свидетельства, так согласно и твердо устанавливающие факт необычайности Существа, носящего образ человека?
Этим людям - в тайниках их души - открывается великая, страшная и радостная истина, что так долго всеми Ожидаемый Посланник неба здесь, с ними, - что это точно Он, Избавитель, имеющий ключи ада и рая, Которому дана всякая власть на небе и на земле.
Да и как не дивиться, как не устрашаться, как не радоваться, как, наконец, не верить Ему, когда на их глазах, по Его благой воле, слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют!
Как свидетелям этих чудес не воскликнуть: Ты сын Божий!
Да, но мы слышим пока только, как Он исцеляет больных, воскрешает мертвых. Сообщает чудотворную силу Своим ученикам, учит тайнам Царствия Божия; слышим и то, как Он отпускает грехи... Но мы мало примечаем перемены во внутреннем состоянии даже самых верных и близких Его последователей, которые по-прежнему продолжают мыслить не о том, что Божие, а о том, что человеческое (Мф.16). Мы не видим и не слышим от них, чтобы разлад их человеческой природы был исцелен; чтобы вечная истина, вечная правда и вечная жизнь стали их внутренним достоянием. Это произойдет только тогда, когда через таинство Креста прославленный Иисус пошлет Духа Своего в сердца верующих во имя его.
И точно - посмотрите, что происходит с учениками Его после Пятидесятницы: как очищается и возвышается разумение их, как от восторга перед внешними знамениями своего Учителя, перед нравственной красотой Его человеческого Образа, и от чрезвычайных внешних откровений Небесной Истины они переходят к глубокому проникновению в тайны новой, благодатной жизни, открывающейся в их собственных сердцах и сердцах единоверных собратий... Их Божественный Учитель уже не внешнее для них Существо. А внутреннее достояние, сокровенная жизнь их души.
Просветленные и очищенные огненным прикосновением Всесвятого и всеосвящающего Духа Истины, они становятся в собственном смысле живой обителью Вечного Царя, Который, еще имея знак раба, обещал любящим Его прийти с Отцом и обитель у них сотворить. Но вот сами живые свидетели этих чудесных событий, совершающихся не вне человека, а в недрах и тайниках его собственной души.
"Помазание (Духа), которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте" (1Ин.2:27), - увещевает братьев по вере возлюбленный ученик Христов, констатируя факт непосредственного восприятия Божественной истины через помазание, или излияние Духа, предуказание чего находим еще у ветхозаветного Евангелиста: "И будут все научены Богом", - говорит пророк Исаия в согласии с другим пророком, изрекшим от лица Божия: "И будет в последние дни, излию от Духа Моего на всякую плоть".
Это излияние Духа Святого, Духа Истины, Духа Христова в сердца верующих рождает живое чувство Богосыновства.
"Возлюбленные, - пишет тот же Апостол, - мы теперь дети Божии. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими".
"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его (Божие) пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1Ин.3:9).
"Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему" (1Ин.5:18).
"Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; ... всякий, ненавидящий брата... не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (1Ин.3:14-15).
"Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом... свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь - в Сыне Его" (1Ин.5:10-11).
"Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (-12).
Как бы подтверждая, продолжая и развивая свидетельства Иоанна, Апостол Павел пишет римлянам, говоря от лица возрожденного верою:
"Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим.8:2).
"Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим.8:10-11).
"Ныне, - читаем в том же послании к римлянам, - когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим.6:22-23).
Если таково было внутреннее обновление учеников Апостольских, то в самих Апостолах мы видим уже восполнившееся торжество Христовой силы и жизни.
"Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе", - исповедует вселившуюся в него силу Христову тот же Апостол языков (Фил.4:13).
"Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20), - исповедует он же чудную истину глубочайшего слияния с его существом Существа Сына Божия - этой вечной жизни, дарованной Отцом Небесным.
Грань между тамошним и здешним, небесным и земным, трансцендентным и феноменальным, вечным и временным - рушилась, противоречия бытия исчезли.
"Для меня жизнь - Христос, - слышим мы от великого Апостола, - а смерть - приобретение".
"Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" - торжествующе восклицает он в послании к коринфянам.
Оставим век Апостольский и переступим в примыкающий к нему по времени и отчасти подобный ему по напряженности борьбы век мученичества, когда сила христовой веры сказывалась в сверхъестественном, нередко восторженном терпении жертв и в чудесных знамениях небесной помощи, сопровождавших их мученические подвиги. Наш взор невольно приковывается к величавому образу антиохийского епископа Игнатия Богоносца. Приговоренный в 107 году императором Траяном к смертной казни, великий преемник Апостолов воскликнул, услышав смертный приговор: "Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня засвидетельствовать совершенную любовь к Тебе и благоизволил связать меня железными узами. Подобно как Апостола Твоего Павла". Его отправляют в Рим на съедение зверям. Опасаясь, чтобы римские христиане вместе с другими не возымели малодушного намерения отклонить казнь его, еп. Игнатий с необычайной силой и трогательностью увещевает их не препятствовать ему соединиться теснейшим союзом с Христом через мученический подвиг. "Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, - и тогда составьте любовью хор, и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в Нем мне воссиять..." "Умоляю вас, - продолжает священномученик, - не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия; пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым... Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землю. Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая (т.е. Дух Святой, возбуждающий и укрепляющий к мученической смерти. См. Ин.4:10; 7:38), говорящая во мне, взывает мне изнутри; "иди к Отцу". Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия... И пития Божия желаю, - крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная".
Вот какой верой, обличающей невидимое, какой надеждой, предвкушающей грядущую славу воскресения, каким жаром небесной, смерть побеждающей любви, какой жаждой "разрешиться и быть со Христом" преисполнено отрешившееся от мира сердце богоносного мужа Апостольского!
Из залитых христианской кровью веков мученичества перенесемся в сменившие их сравнительно спокойные века подвижничества, когда не за исповедание Христа умирали под мечом гонителей, а за "исполнение заповедей" проливали кровь в борьбе с "духами злобы поднебесной", когда не форумы и темницы были свидетелями великих скорбей и вместе великой славы мучеников Христовых, а пустыни Востока, стянувшие в свое безмолвие сонмы подвижников и утучненные потом трудов их, процвели "яко крины сельные" и, исполнившись благоухания Христова, облагоухали собою весь мир, когда воистину небо приникло к земле и ангелы Божии не только сходили на землю, но, можно сказать, водворялись на ней как постоянные обитатели, сожительствуя с "небесными человеками" пустынь. Вызовем свидетелей из глуби этих пустынь и послушаем, что скажут они нам о своей внутренней жизни, о тайнах Царствия Божия, в их душах открывающихся.
"Дух Утешитель, приемлемый в крещении, дает нам, - свидетельствует, по собственному изобильнейшему духовному опыту, знаменитый основатель пустынно-жительственного подвижничества, славный поборник Православия против арианства, Антоний Великий (живший с половины III до половины IV века), - дает нам силу действовать свято, чтобы опять возвести нас в первое славное состояние и сделать достойными получить вечнопребывающее наследие. Ведайте, что, которые во Христа крестятся, во Христа облекаются (Гал.3:27-28), получая благодать Св. Духа... И Св. Дух, в то же время, как становится для них залогом наследия вечного царства небесного, научает их тому, как должно поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин.4:23). "Я молился о вас, - обнадеживает и наставляет своих возлюбленных чад духовных великий учитель, - да сподобитесь и вы получить Того великого огненного Духа, Которого получил я... Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей, - и будет у вас небесная радость день и ночь; и будете в этом теле, как те, кои уже находятся в царствии (небесном)". (Добротолюбие, изд. 4-ое, т.I, стр.34-35).
Вот перед нами достойный ученик Великого Антония, один из знаменитейших преподобных мужей IV века, Макарий Египетский, оставивший нам в наследство превосходное изображение внутренней истории души, путем веры выходящей из состояния рабства греху в свободу славы детей Божиих. Святой подвижник, опытно прошедший этот путь до конца, так изображает нравственное состояние души, приявшей свободу Христову:
"Когда душа взойдет к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей, и в неизреченном общении, пришедши в единение и срастворение с Духом Утешителем и срастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, - тогда делается она вся светом, вся оком, вся радостью, вся упокоением, вся ликованием, вся любовью, вся милосердием, вся благостью и добротою" (Доброт.1,260).
В другом месте преп. Макарий говорит об усыновлении Богу и восприятии здесь, на земле, залога вечной жизни:
"Помазуемые елеем небесного насаждения, древа жизни - Иисуса Христа, бывают удостоены войти в меру совершенства, т.е. царствия и усыновления, так как, находясь еще в этом мире, они уже сотаинники небесного Царя, имеют дерзновение пред Вседержителем, входят в чертог Его, где Ангелы и духи Святых. Ибо, и не получив еще совершенного наследия, уготованного им в оном веке, - тем залогом, какой прияли ныне, обезопасили себя, как уже венчанные и царствующие, и, при обилии и дерзновении Духа, не находят они для себя удивительным, что будут царствовать со Христом. Почему же? Потому что, будучи еще во плоти, имели уже в себе оное ощущение сладости и оное действие силы" (Там же,273).
Нетрудно видеть, что это с натуры снятое изображение внутренней жизни души, озаренной через веру благодатным светом Христовым, представляет ту же картину таинственного, но реальнейшего обновления души и действительного, ощутимого проникновения ее в мир потусторонний, которую мы созерцали в писаниях Апостольских. Преп. Макарий спустя три века является свидетелем тех же чудных тайн претворения "ветхого человека" в "новую тварь", о котором вдохновенно возвещали миру первые строители этих тайн: Сын громов и Апостол языков.
"Бесстрастие, - слышим мы в VI веке от славного писателя "Лествицы", преп. Иоанна, достигшего горних высот духовной жизни во Христе, - бесстрастие есть сердечное небо ума, которое все коварства бесов считает за детские игрушки... Оно есть воскресение души прежде воскресения тела... Истинно бесстрастным называется и есть тот, кто тело свое соделал нетленным, ум возвысил превыше всякой твари, все же чувства покорил уму, а душу свою представил лицу Господню..." И "сие совершенное совершенных несовершаемое совершенство (по слову вкусившего оное) так освящает ум и исхищает его от вещественного, что часто от жизни в теле восхищением на небо возносит к видению..." "Кто сподобился быть в сем устроении, тот еще во плоти имеет живущего в себе Самого Бога, Который руководит его во всех словах, делах и помышлениях. Посему таковой через внутреннее просвещение познает волю Господню, как бы слыша некоторый глас. И, будучи выше всякого человеческого учения, говорит: когда прииду и явлюся лицу Божию?" (Пс.41:3). "Но что много говорить?" - вопрошает Преподобный. "Бесстрастный не к тому живет себе, но живет в нем Христос" (Гал.2:20), - заключает он словами великого Апостола ("Лествица", сл.29-е).
С какой ясностью и непоколебимостью засвидетельствованы здесь, в этих немногих, но могучих словах: полная победа над грехом и, что поэтому естественно, победа над "миродержателями тьмы века сего", преображение плоти, - реальное, а не мысленное только возвышение ума над тварным бытием, непосредственное, глубочайшее соединение и взаимопроникновение с Господином жизни, внутренне просвещающим и научающим предавшуюся Ему душу, и, наконец, жажда "разрешиться и быть со Христом", уже теперь творящим Свою обитель в этой душе!
"Бог на то создал нас, чтобы мы соделывались общниками Божеского естества (2Пет.1:4) и причастниками Его присносущности, и подобными Ему являлись (1Ин.3:2) по благодатному обожению, ради коего все сущее устроено и пребывает, и не сущее еще приводится в бытие и порождается" (Умозр. и деят. гл.; пп.99), - так определяет цель человеческой жизни великий христианский мудрец половины VII века преп. Максим Исповедник.
На чем же покоится надежда на достижение этой цели?
"Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог соделался человеком. Ибо явно, что Соделавшийся без греха человеком может обожить и естество без преложения его в Божество, в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя человека ради (пп.113).
А вот путь к этой блаженной цели, начертываемый богомудрым отцом:
"Надлежит, - говорит он, - разумом вместо неведения к Богу возноситься через познание Его взысканием, вожделением, очистив его от страсти самолюбия, только к Богу устремляться всем желанием; энергией, отрешив ее от ненависти, усиливаться улучить единого Бога и создать в себе Божественную и блаженную любовь, с Богом соединяющую и Богом являющую Боголюбца, - любовь, которая - из них (т.е. из Боговедения и Богожелания) и ради которой - они" (пп.93).
Любовь - "вот дверь, коею входящий вступает во Святая Святых и сподобляется быть достойным зрителем неприступной красоты Святой и царственной Троицы" (пп.97).
Знакомый с христообразной жизнью святого Исповедника и непобедимого борца за Православие против монофелитства, а также с воистину боговдохновенными и полными неотразимой силы писаниями его, не усомнится в том, что сказанное им о тайне обожения и пути к нему - не результат философского умозрения, а живой плод благодатного опытного Богопознания.
Ступим еще немного вперед. Из Сирийской пустыни конца VII и начала VIII века раздается голос великого подвижника, глубочайшего философа и удивительно тонкого психолога. Прислушаемся внимательно к его откликам на наши вопросы о грехе и правде, жизни и смерти, истине и бессмертии.
Этот новый свидетель - преп. Исаак Сирин - так характеризует три последовательные ступени, которые проходит человек во внутреннем своем отношении к указанным вопросам.
"Человек, пока в нерадении (т.е. не идет путем живой веры и не стремится к Богу Живому), боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед (т.е. войдет в область чистой любви к Богу), тогда любовью поглощается тот и другой страх".
"Почему же это?" - спрашивает преп. Исаак и отвечает: "Потому что, когда остается кто в ведении и житии телесном (т.е. мудрствует и живет по плоти), ужасается он смерти (разрушающей телесное); когда же бывает в ведении душевном и в житии добром, ум его всякий час бывает занят памятованием будущего суда...
Но, когда достигнет оного ведения истины, вследствие движения в нем уразумения тайн Божиих и вследствие утверждения надежды будущего, тогда любовью поглощается и оный телесный человек, подобно животному боящийся заклания, и человек разумный, боящийся суда Божия; соделавшийся же сыном (Богу) украшается любовью, а не устрашающим вразумляется жезлом".
"Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх", - утверждает как факт внутреннего опыта Исаак Сирин, в полном согласии с Иоанном Богословом, свидетельствующим, что "совершенная любовь изгоняет страх" (1Ин.4:18) и Ап. Павлом, сознающимся, что для него "смерть - приобретение".
Любовь эта, сладостнее жизни и торжествующая над смертью, рождается, по словам св. Исаака, от истинного познания Бога, а истинное познание есть "ощущение бессмертной жизни, которая сама есть ощущение Бога".
"Исполни, Господи, сердце мое жизни вечной!" - молится преп. Исаак, показывая этой молитвой, что жизнь вечная доступна человеку и на этой грешной земле (юдоли скорби и печали), что она не только предмет чаяния в будущем, но и ощущения в настоящем, что она не мыслится только, но и вкушается духовно.
Говоря в другом месте о сладости и многоплодности ночного молитвенного бдения, во время которого ревностные подвижники совлекаются ветхого человека и удостаиваются обновления ума, Сирийский философ свидетельствует, что "в эти часы душа ощущает оную бессмертную жизнь, и ощущением ее совлекается одеяния тьмы, и приемлет в себя Духа Святаго" (сл.42).
Эта мысль о нравственной победе над тяжестью греховного бытия и опытном опознании, приобщении святой Вечности проходит красной нитью по всем писаниям святого отшельника. В слове 83-м мы читаем у него:
"Кто обрел любовь (Божию), тот каждый день и час вкушает Христа, и делается от этого бессмертным, как сказано: кто снесть от хлеба сего, егоже Аз дам ему, смерти не узрит вовеки (Ин.6:51,58). Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус... Он в этом еще мире, в ощущаемом здесь, обоняет оный воздух воскресения".
На смену свидетелю VIII века выступает свидетель века XI.
Посмотрим, так же ли в XI веке Вечное сказывается во временном, давая ощутить себя душе, предавшейся Иисусу - Сыну Божию? Так же ли тайны неба открываются в жителе земли и возводят его в рай сладости, давая вкушать здесь, на земле, сокровенную духовную манну?
"Кто как должно верует во Христа, тот имеет жизнь вечную в себе, которая есть благодать Господа нашего Иисуса Христа. Кто же верует во Христа, а жизни вечной в себе не имеет, того тщетна и бесполезна вера", - слышим мы от преп. Симеона Нового Богослова.
"Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, - говорит св. Симеон, - что Христос Господь благодатию Св. Духа приходит к нам и воскрешает умерщвленные (грехом) души наши, и дает им жизнь, и дарует очи видеть Его Самого - бессмертного и нетленного - живущим в нас".
"Постараемся же, - увещевает святой подвижник, - сохранить Божественные заповеди и очистить сердца свои слезами и покаянием, да узрим Самого Христа, этот Божественный свет, и да стяжем Его еще здесь, в настоящей жизни, в Обитателя в нас, да животворит Он души наши благодатью Всесвятого Духа и да питает их сладостью чаемых благ царствия Своего".
Минуем три века - и обратим наш взор и слух к изобиловавшему благодатными дарованиями архиепископу Солунскому, св. Григорию Паламе (прославившемуся как своей подвижнической жизнью, так и упорной и успешной борьбой против гносеологической ереси облатинившегося монаха Варлаама, который производил своим лжеучением большое смущение в Византии XIV века). Вот что возвещает нам сей богоносный муж, осиянный светом Христовым:
"Когда единичный ум бывает тройственным, пребывая единичным, тогда он соединяется с Богоначальною Тройческою Единицею, затворяет всякий вход прелести, погрешению и заблуждению, и становится выше плоти, мира и миродержателя. Избегши таким образом сетей их, всецело пребывает он в себе и в Боге, вкушая источающееся извнутри духовное радование... Когда кто пребудет в сей собранности ума и в таком простертии к Богу, тогда, сильным самопринуждением утесняя быстротечность своих мыслей, мысленно приближается он к Богу, встречает неизреченное, вкушает будущего века и духовным чувством познает, сколь благ Господь" (Доброт., изд. 2-е, т.5, стр.300-301).
Здесь тот же победный глас воина Христова, торжествующего над расстройством человеческой природы и силою благодати преодолевающего ее греховную немощь; здесь то же исцеление природных недугов и спасение от многообразных сетей вражиих через живое и животворящее сочетание человека с Богом; отсюда радость духовная, отсюда вкушение благ оного, непреходящего века, отсюда славословие Подателю сих неизреченных благ...
Из далекой Византии XIV века, от стойкого и проницательного борца за правду духовного, благодатного, спасительного Богопознания, завещанного Церковью и в Церкви хранимого (в противоположность схоластически-рассудочному и натуралистически-мистическому пути латинского раскола), продвинемся по тому же православному руслу, пролагаемому Духом Святым, в родную нам "Святую Русь" конца XVIII века - и вызовем последнего свидетеля, несущего в себе и с собою разительное свидетельство силы Иисус-Христовой и достойнейшее оправдание Премудрости Христа (Мф.11:19; Лк.8:35). Да утвердится же еще раз авторитетным свидетельством "богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца" та непреложная истина, что "победа, побеждающая мир" многообразных противоречий, проницающих естество человека, есть вера Христова, содержимая и из века в век переносимая Единою, Святою, Соборною и Апостольскою Церковью.
Многое в жизни и словах преп. Серафима свидетельствует об этой истине, но мы воспользуемся одним свидетельством, которое находим в знаменательнейшей беседе великого угодника Божия с его другом духовным Н.А. Мотовиловым. Беседа эта - целое событие, огромное по своему религиозному смыслу. Простота и вместе мудрость слов чередуются в ней с "явлениями Духа и силы". Очень рекомендуя каждому прочесть эту беседу целиком, мы по необходимости ограничиваемся здесь лишь немногими местами ее.
"Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего", - разъясняет недоумения своего собеседника преп. Серафим. "Пусть же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божиего... Дух Святой вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Троического Единства даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему Всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: "вселюся в них и похожду, и буду им в Бога, и тии будут Мне людие". "Это и есть тот елей в светильниках мудрых дев, - истолковывает притчу о десяти девах великий старец, - который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости". По слову святого отца, этот елей и есть "получаемая внутрь естества нашего благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющая это естество от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет..."
За этими словесными разъяснениями цели и сущности христианской жизни и раскрытием победных и спасительных действий благодати Св. Духа (разъяснения эти мы приводим в очень кратком извлечении) великий таинник Христов и сотаинник своего благочестивого друга-мирянина силою молитвы поставляет себя и своего собеседника под изумительное действие Св. Духа, молниеносно раскрывающего в них царствие Божие и водворяющего их в этом царстве. Сам святой старец озаряется таким светом, что духовный друг его приходит в "благоговейный ужас".
"Представьте себе, - повествует он об этом чудесном событии, - в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца".
Просветление, мир Божий, сладость, радование, теплота, благоухание так изобильно излились свыше на старца и ученика его, что описание этого явного и вседейственного почитания Святаго Духа на избранных чадах Божиих приводит и в трепет, и в изумление благоговейного читателя, который воистину зрит здесь царствие Божие, пришедшее почти в той же силе, в какой зрели его пришедшим на Фаворе ученики Христовы и как просто принимает и разъясняет своему другу это явление "милости Божией" преп. Серафим! "Так ведь и должно быть на самом деле, - говорит старец, указав в объяснение объявшей их благодатной теплоты на то, как "теплотою Духа Святаго согреваемые пустынники не боялись зимнего мороза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Св. Духа истканную", - так и должно быть, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: "Царствие Божие внутри вас есть". Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святаго". "Вот это царствие Божие теперь внутри нас и находится, - поучает своего блаженного друга богоносец, - а благодать Духа Святаго и отвне осияивает и согревает нас и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое Апостол говорит: "Царствие Божие несть пища и питие, но правда и мир и радость о Духе Святе. Вера наша состоит "не в препретельных земные мудрости словесех, но в явлении Духа и силы". "В этом-то состоянии мы с вами и находимся", - повторяет старец. "Про это состояние именно и сказал Господь: "суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят царствие Божие, пришедшее в силе".
Дух захватывает, когда, внимая сердцем таинственной беседе великого раба Божия, мысленно представляешь эту чудную и чудесную картину сошествия Св. Духа на "убогого" Серафима и воистину преблаженного друга его - на тихой снежной поляне уединенного Сарова. Как просто и вместе - как необычайно; как естественно и вместе - как чудесно! Рушится грань не только между мыслимым и являемым, но и между духом и плотью, ибо последняя, озаряемая и проницаемая Духом Божиим, как бы возводится в первоначальную светлость и красоту, в достойное жилище осияваемых благодатью душ.
Мы окончили вызов и опрос свидетелей, хотя число таковых можно было бы увеличить до неопределенной степени. Полагаем, что и выслушанных достаточно для намеченной нами цели. Вдумаемся же в их свидетельства!
Не правда ли, какое поразительное сходство сказывается в столь таинственных и в то же время столь действительных душевных переживаниях людей на протяжении почти двух тысячелетий?! Иоанн, Павел, Игнатий, Антоний, Макарий, Иоанн, Максим, Исаак, Симеон, Григорий, Серафим, - Апостолы, мученики, пустынники, епископы, священноиноки, - иудеи и греки, сирийцы и славяне, - и многие другие, опрошенные нами, но не вызванные свидетели - все они, претворенные благодатью Христовою в недрах Церкви, повествуют об одних и тех же тайнах царствия Божия, раскрывающихся в глубине сердца человеческого и разрешающих без остатка те природные противоречия, которые тяжелым гнетом лежали на человеке до пришествия Иисуса Христа и лежат, как мы видели, и теперь на тех, кто не покоряются Сыну Божию верою в Него.
И разве возможно было бы это дивное, в веках идущее и из века в век переходящее единство в такой сокровенной, подвижной и иррациональной области, как душа человеческая в ее отношениях к Вечности, если бы у всех этих служителей Истины не было Единой объективной Опоры в мире самой Вечности? Возможно ли было бы такое единство стиля, при сохранении индивидуальных черт, в духовных храмах людских сердец, если бы не было Единого Основания, их определяющего, и Единого Архитектора, их возводящего?
Это не лже-мистическое "подражание Христу", Который остается внешним для подражателя, бессильно тянущегося к предмету подражания, хотя бы разгоряченное воображение живописало перед ним с мельчайшими подробностями и с яркостью и силою действительности картину духовного неба с его обителями и обитателями, и хотя бы "кровяной" экстаз отпечатлевал на его теле все язвы Господа Христа.
Это и не "многообразие религиозного опыта", где дается безграничный простор ничем не сдерживаемому, ничем не определяемому и ничем не направляемому субъективизму, где утрачен или отвергнут Образ истины, и где поэтому "всякий молодец на свой образец", где все смешано и ничто не разделено, где "истина вещей" не отличена от "прелести" призраков.
И тут и там неясное Божественное окутывается сумраком "стихий падшего мира", или подавляется полным мраком "миродержателей тьмы века сего, духов злобы поднебесных".
Нет, здесь, у истинных чад Премудрости, вседушно держащихся за "столп и утверждение Истины", - внутреннее, существенное соединение со Христом в Боге благодатью Святаго Духа, "богами являющее боголюбцев"; здесь не просто "многообразие", а многообразие в единстве, обретаемое в Православной Церкви - и в ней одной, хранящей и сообщающей своим чадам живое предание Единого Духа, излучающегося в различных плодах и дарах духовных.
Не мечтательно и не воображаемо становились великие православные боголюбцы "причастниками Божеского естества": живое, действительное разрешение природных человеческих антиномий в благодатном богочеловеческом синтезе являлось непреложным свидетельством их подлинного обожения. Эти души, воспитывавшиеся во вселенском училище Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, питавшиеся "сокровенной манной" в ее таинственных недрах и пившие "воду живую" из ее живоносного источника, воистину "Духом Святым живились, чистотою возвышались - и светлелись Тройческим единством священнотайне".
М.Новоселов. Психологическая сила Православия. Противоречия в природе человека и их разрешение в Вере Христовой. - М.: "Фавор-XXI", 2003