страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

А.В. Карташев
Наш долг перед св. апостолом Андреем Первозванным

Еще в благословенные российские времена в органе нашей С<анкт->П<етер>бургской Духовной Академии ("Христианское чтение", июль 1907 г.) мною напечатана была статья: "Был ли апостол Андрей на Руси?" Там показаны были пути и линии развития довольно многочисленных сказаний об апостоле из первоначального малого зерна древнего предания об его апостольской миссии. Зерно это, закрепленное в письменности еще Оригеном (следов<ательно>, от конца II в.), а через него и отцом истории Церкви Евсевием Кесарийским (IV в.), сводится к традиционному списку "уделов" апостольского служения. Среди них ап<остолу> Андрею отводится Скифия. В связи с этим, отдельные легенды проводят ап<остола> Андрея по всем берегам Черного моря и делают из него, в отличие от всех других апостолов, образ апостола стран гиперборейских, т.е. стран Севера. Если даже далекая Шотландия и уже совсем приполярная Исландия дерзают считать ап<остола> Андрея своим апостолом, тем скромнее порыв русской благочестивой мечты, пожелавшей освятить апостольскими стопами ап<остола> Андрея свою землю от южного Киева до северного Валаама.

Но суть и значение этого факта не сводятся к физической стороне дела, к протоколу всех передвижений апостола, а к стороне духовной, к духовному провиденциальному отношению нас - северных народов, к "нашему" апостолу и его - к нам. Апостолы жребием решали (Деян.1:17-26) основные вопросы своего служения. Если, по согласному с этим древнейшему преданию, и все страны апостольского служения были распределены между апостолами тоже по жребию - и ап<остол> Павел считал даже неприличным благовествовать там, где работали уже другие апостолы (Рим.15:19), - то жребий, выпавший каждому апостолу, и составил его, так сказать, географический удел на карте распространения христианства. Заповедь Христа апостолам - "быть Ему свидетелями даже до последних земли" (Деян.1:8) - не требовала от них ничего невозможного и не сообщала им дара бессмертия. "Пределы земли" - это только идеальное максимальное задание, цель, направление. От Иерусалима как бы мысленно проведены радиусы, и заключенные между ними секторы круга составили уделы апостольства, превышающие по своим вселенским размерам силы и срок жизни человека. Апостолы, уходя на проповедь в предназначенном каждому направлении, могли окончить дни свои естественной или мученической смертью даже сравнительно скоро по выходе из Палестины и сравнительно далеко от нее - все равно, они были посланы Духом Святым именно в данном направлении в данные страны, они принципиально и духовно (а в лице своих продолжателей и преемников и конкретно) становились апостолами именно этих стран и обитающих в них народов, их небесными покровителями в истории навсегда. Так, напр<имер>, Фаддей направился в Сирию (Эдесса) и через то может считаться апостолом самых дальних стран азиатского Востока, в свое время получивших христианство через посредство миссионеров сирийского яз<ыка>. Таковы были тюркские племена - уйгуры и монгольские - кераиты. Ап<остол> Фома пошел в Индию. Тогда Индией назывались уже области северной Аравии, расположенные только в начале великого индийского пути. Поэтому христиане далекого Индустана и Цейлона вправе считать себя духовными детьми этого апостола. Он имел уже их в своем сердце, идя в их направлении. Ап<остол> Андрей пошел в страны севера, через Ливан-Антиливан к нашему Закавказью, Черноморью и Скифии. На каком этапе он окончил свое земное поприще, мы в точности не знаем. Так называемое Епифаниево сказание (IX в.) повествует, напр<имер>, что ап<остол> Андрей нашел свою мученическую смерть в Патрах Ахайских. Но это не меняет нашего отношения к нему, как апостолу наших стран, и его к нам, как его вожделенным крещальным детям. Не ошиблись наши предки, развив легенду о благословении первозванным апостолом русского христианства, но ошибаемся мы, их потомки, что не чтим особо торжественно и сознательно дня церковной памяти ап<остола> Андрея, положенной 30 ноября старого стиля. Пора нам созреть и до этого, как мы созрели до празднования наших христианских просветителей: благоверного вел<икого> кн<язя> Владимира и свв. солунских братьев - Кирилла и Мефодия.

Высокодаровитый первый русский церковный вития митр<ополит> Иларион так мотивировал свой призыв начать прославление крестителя земли Русской, великого князя Владимира: "Хвалит хвалебными голосами римская страна Петра и Павла, через которых она уверовала в Иисуса Христа, Сына Божия; Асия, Эфес и Патмос - Иоанна Богослова; Индия - Фому; Египет - Марка. Все страны, грады, народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, насколько хватит сил, нашими малыми похвалами, но великое и дивное свершившего, нашего учителя и наставника, великого кагана земли нашей, Владимира". Пора и нам почувствовать наш сыновний долг пред Первозванным Апостолом Христовым и прославить его, хотя бы и "малыми похвалами". Прилично составить ему целую службу, а пока начать отличать день памяти его хотя бы особым тропарем и кондаком и одной-двумя стихирами. Чтобы не быть голословным, осмеливаюсь отдать на суд церковного мнения и епископского благословения нижеследующие опыты.

Тропарь, глас 4
Днесь светло празднуем память твою, Андрее - начаток апостолов, / Тебе бо дадеся удел от Духа Свята Российская земля, / юже в благовестии твоем предзрел еси. / Ныне убо людие твои и овцы пажити твоея воистину суще, / вопием ти присно: / спасай нас, яко Первосвятитель наш. Первозванный апостоле.

Кондак, глас 8
Жребий апостольства твоего, Андрее Первозванный, от Духа Свята смиренномудре приемый, / путь благовестия твоего в страны Севера управил еси / и до Скифии Иперворрейския дошел еси. / В неплодящую там прежде землю семена веры Христовы всеял еси, / от них же и мы - Русь наследие спасения восприяхом. / Тем же благодарственно вопием ти: / поминай нас, крестителю праотец наших, яко присная чада твоя.

Стихира, глас 2
Киими похвальными песньми почтим тя, апостоле Христов Андрее? / По глаголу бо Предтечеву Агнцу Божию прежде всех последовал еси / и Симона, брата твоего, к Сему привел еси: / Первозванный - Первопрестольника. / Темже предивныя двоенадесятицы основание твердое положил еси - пастырю Церкве Первейший! Моли Христа Бога умирити мир и спасти души наша.

А. Карташев.

Церковный Вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата". № 2. 1950 года.

Послесловие:

Текст статьи А.В. Карташева публикуется по перепечатанной из журнала машинописной копии, хранящейся в архиве свт. Афанасия (Сахарова) в Петушках. Она упоминается свт. Афанасием в письме П.Н. Савицкому, 8.12.1959 г.: "Очень глубокую и ценную мысль о зонах проповеди апостольской высказывает Антон Владимирович в слове об апостоле Андрее. В самом деле: Христос послал апостолов во все концы вселенной. Но святые апостолы были люди. Не только 12, но и все 70 физически не могли пройти буквально во все концы даже тогдашнего мира. Но они разошлись из святого центра - Иерусалима как бы по радиусам. Удаляясь от центра, они прошли на столько, на сколько хватило их жизни. Дальше пошли их ученики, продолжая апостольское дело первых апостолов. И если даже действительно, ап<остол> Андрей не был на горах Киевских, мы должны считать его нашим, Русским апостолом, ибо земля Русская находится в пределах тех, которые достались в удел святому Андрею. К тому же кажется, считается бесспорным тот факт, что ап<остол> Андрей проповедовал в пределах Византии и для Византии поставил первого епископа Стахия. А мы приняли веру из Византии, и потому первосвятители Российские по прямой линии приняли благодать святительства от ап<остола> Андрея… Лично я твердо держусь того убеждения, что ап<остол> Андрей, бесспорно, был на горах Киевских, и потому в своей Минее я так исправил тропарь и кондак св<ятому> апостолу:

Тропарь: Яко апостолов первозванный и первый Русскую землю евангельскою проповедию огласивый, Владыце всех, Андрее, молися, мир отечеству нашему и всей вселенной даровати и душам нашим велию милость.

Кондак: Мужества тезоименитаго богоглагольника Христова, первозванного и Русской земли апостола восхвалим; той бо, якоже древле отцам нашим, тако и ныне вопиет: приидите, обретохом Желаемаго [1].

Не вполне удовлетворяет меня этот текст, но все же он говорит о том, что особенно дорого нам при воспоминании об ап<остоле> Андрее. Что же касается песнопений, составленных Антоном Владимировичем, то скажу Вам на ушко, что не решаюсь я внести их в службу 30 ноября... Но не огорчайте старца и не говорите ему ничего, только поблагодарите за присланное".

Примечание:
1. Ср.: Тропарь и кондак из Службы святому апостолу Андрею Первозванному (30 ноября / 13 декабря).
Тропарь, глас 4: Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2: Мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). - М.: "Правило веры", 2001, сс. 421-422 (письмо), 674-676 (статья)
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru