Начало: Тексты, справочники и документы |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава первая. Общий характер богословия московского и киевского
Богословы Московские
1. Общие сведения о них
2. Церковность древнерусского богословствования
3. Источник разумения богооткровенных истин - созерцание
4. Святоотеческие системы христианского учения
5. Богословие древнерусское в отношении к древнему и к современной ему жизни
6. Древнерусское богословие и монашество
Богословы Киевские
1. Религия и богословие латинян
2. Киевское богословие
3. Разделение Киевского Катехизиса
4. Содержание учений о вере, надежде и любви
Глава вторая. Сравнительное учение о воплощении и искуплении
1. Общий характер отеческого учения о Сыне Божием
2. Древнеотеческое учение о воплощении
3. Учение о том же Московских богословов
4. Особенности западного богословствования о воплощении
5. Значение воплощения с аскетической (церковной) точки зрения
6. Искупление от власти диавола
7. Русские богословы о том же
8. Искупление у латинских и южнорусских богословов
Глава третья. Разбор учения о таинствах
1. Учение древнеотеческое
2. Учение о благочестии Московских богословов
3. Учение о таинствах в латинском и Киевском богословии
Названное сочинение принадлежит перу покойного иеромонаха Тарасия (Курганского); оно было его кандидатской работой в 1899-1900 годах, когда он в сане иеромонаха оканчивал курс Казанской духовной академии, имея 25 лет от роду, - и впервые было напечатано в "Миссионерском Обозрении" за 1903 год под заглавием: "Великороссийское и малороссийское богословие XVI и XVII веков". Иеромонах Тарасий был одарен блестящим талантом и обладал огромной начитанностью с детства, которое проводил в Москве в старообрядческой семье у отца и матери.
Окончив курс Московской гимназии, он поступил в духовную академию, а затем, побыв полгода духовником при каторжной тюрьме в Зерентуе за Нерчинском, поступил на духовно-учебную службу и с первого же года прославился, как проповедник и лектор.
Он скончался в Москве 30 августа 1904 года в звании смотрителя Заиконоспасского духовного училища на 29 году своей жизни. Кроме предлагаемой кандидатской диссертации, он напечатал несколько проповедей, а затем ряд критических статей в Московском духовном журнале "Вера и Церковь" о сочинениях Милюкова "Очерки русской культуры". Эти статьи были предметом его публичных лекций в Житомире и привлекали многочисленных слушателей.
Мы не будем теперь распространяться о его прекрасной, высоконаучной диссертации, а укажем только на то, что при всей, просто невероятной по своему объему начитанности, 24-летнего тогда автора в Св.Библии, св.отцах и в богословской науке, он не успел получить и принять во внимание одного весьма для него ценного источника по истории догматического богословия, о котором здесь нужно сказать несколько слов. - Разумеем книгу иеромонаха Кирилла Транквиллиона "Зерцало Богословия", впервые напечатанное "в монастыру Почаевском" в 1617 году, а впоследствии неоднократно переизданное и самим автором, перешедшим, увы, в униатскую веру, и его дальнейшими единомышленниками, - переизданное в искаженном виде с явно латинским направлением.
Наш автор, иеромонах Тарасий, считал первыми представителями южнорусского богословия 17 века только протоиерея Лаврентия Зизания, автора Большого Катехизиса, и Митрополита Петра Могилу, автора Малого Катехизиса, или так называемого Православного Исповедания, которых автор справедливо признает первовиновниками римско-католического влияния на наше школьное богословие, сохранившегося в нем до последнего времени, и представляет это влияние "малороссийским". Уже после кончины нашего автора, или незадолго до нее, я мог ознакомиться в Почаевской Лавре с вышеупомянутой книгой Кирилла Транквилиона в ее первоначальном виде и почитаю долгом засвидетельствовать, что она совершенно чужда латинского влияния, так что называть последнее малороссийским не вполне справедливо.
I. "Зерцало Богословия" иеромонаха Кирилла так же, как и прочие древнерусские богословские сочинения, свободно от схоластического деления христианского богословия по отделам веры, надежды и любви;
II. Совершенно свободно от изъяснения нашего спасения Господом Иисусом Христом в юридическом смысле, как это началось у нас с Лаврентия Зизания ("иже всея зизания, т.е. плевела на поле церковном" - слова одного старого русского богослова);
III. "Зерцало" не имеет механического учения о таинствах и не утверждает их седмеричного числа. Словом, оно несравненно ближе к древлеотеческому богословию, нежели к средневековому латинскому и современному школьному.
В помянутом "Зерцале" автор, изложив достаточно подробно православное учение о Боге, о Святой Троице, о воплощении, переходит далее, по примеру древнейших отцев, а еще ранее - и мужей Апостольских, к изложению понятия о двух царствах - Божием и диавольском - и их взаимной борьбе, и подобно книгам Нового завета и в частности творениям Ап. Иоанна, начинающимся с учения о Боге и Его Сыне и заканчивающимся Апокалипсисом, то есть пророчеством о борьбе царства Христова с царством диавола, с каковым оттенком изложено и 4-е Евангелие.
Быть может, злосчастный переход Транквиллиона в римскую унию был причиной тому, что последующие южнорусские богословы не пользовались его "Зерцалом", и оно вместе со своим автором предано было забвению.
Митр. Антоний (Храповицкий)
Иеромонах Тарасий (Курганский). Перелом в древнерусском богословии. - М.: Изд-во Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2003.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |