Начало: Тексты, справочники и документы |
Есть в российской глубинке небольшой городок Фурманов, до революции именовавшийся Середа, так как располагался на середине торгового пути между центром текстильного края с. Иваново-Вознесенском и пристанями на Волге, выполнявшей функцию главной транспортной артерии страны. По средам, здесь же устраивали торговый день для всей округи. В советское время город переименовали в честь красного комиссара и писателя, соратника В.И. Чапаева. Дмитрий Фурманов родился здесь, в городе есть музей в его честь, состоит он на балансе областной организации КПРФ.
В десяти минутах ходьбы от города, в очень живописном месте, на берегу небольшой речушки Шача расположено старинное село Медведково. Волей случая, или может быть еще каких-то обстоятельств, мне довелось побывать в этих местах и познакомиться с удивительными людьми, которые сами, своими силами, построили небольшую церковь.
Некогда, в селе была своя начальная школа, мельница, крестьяне пахали землю, добывали насущный хлеб. Украшением местности являлась церковь, выстроенная в центре села, у пруда. Жизнь текла размеренно, в соответствии с представлениями о целях и смысле бытия, основанных на святой, унаследованной от предков христианской вере. Поколения людей вступали в жизнь, принимая крещение в святой купели, бракосочетание совершалось с возложением венцов и клятвой у алтаря, местные священники провожали в последний путь достойно проживших, уважаемых стариков.
Первое упоминание о деревне Медведково, как о вотчине дворян Дмитриевых, приходится на 1517 г. Принимая во внимание то, что согласно общепринятой российской терминологии, деревня отличается от села именно тем, имеется в данном населенном пункте церковь или нет, можем предположить, что строительство первого храма приходится на середину XVI столетия. В это же время Медведково переходит во владение Сабуровых-Пешковых [1].
Далее, известно, что в 1579 г. князь Григорий Андреевич Булгаков или Куракин продал с. Медведково Троице-Сергиеву монастырю, наряду с другими селениями своей костромской вотчины. Как сообщает об этом исторический источник: "со всеми угодьями, с лесы, с луги и с пожни, и с мельницею, что на реке Шача, куда исстари ходили плуг и коса и топор" [2]. Сохранилось имя настоятеля, который оформлял купчую со стороны монастыря. Им был архимандрит Павма. В том же документе дается описание села: "дворы: попа, пономаря, проскурницы да в двух кельях живут нищие. Крестьянских и бобыльских дворов 17,… а всего к селу 20 деревень да селища, а в них 103 человека" [3].
В 1612 г. село, как и вся близлежащая округа, было подвергнуто литовскому разорению. Когда в 1616 г. страна стала понемногу восстанавливаться после лихолетья и проводилась государственная ревизия, то, как сообщают документы: "Осталось в селе поп Иван Кондратьев, да четыре места келейных… крестьяне от литовских людей побиты" [4].
На месте обветшавшей деревянной церкви в 1770 г. на средства прихожан строится каменный Преображенский храм с приделом в честь Феодоровской иконы Божией Матери [5]. Статистика последующих лет говорит: 1897 г. – 197 жителей на 30 хозяйских дворов, 1907 г. – 206 жителей, количество дворов – 52 [6].
При советской власти население поубавилось и тому есть причины. Первая мировая и гражданская войны, затем, чреда репрессий – геноцид своего собственного народа и т.д. Перепись населения, проведенная в СССР в 1939 г. содержит следующие сведения [7]:
Мужчин | Женщин | Обоего пола | |
Медведково | 107 | 146 | 253 |
Бурное время перемен ворвалось в веками устоявшийся, слаженный строй жизни. Освященные Церковью и национальными обычаями традиции и моральные принципы оказались преданными забвению. Основы духовной культуры и материального благополучия подверглись нападению. Вирус чуждого духа, название которого начинается с приставки "анти" разрушал все.
Террор, волна за волной накатывал и разрушал все признаки сопротивления. Церковь стала главной мишенью. О масштабах разгрома свидетельствуют, например такие факты: на 1936-37 гг. приходится, т.н. "ежовщина", тысячи священнослужителей арестованы, к 1939 г. на всей территории СССР, на свободе остаются только 4 епископа. Однако перепись населения 1937 г., показала, что 70% сельского населения, несмотря на угрозы и гонения признало себя верующими [8]. Факты живучести религиозных представлений озаботили партию и правительство. Ответ незамедлительно начал воплощаться в дело, это были новые аресты и разгромы.
Картину гонений, на местном уровне, в нашей провинциальной глубинке можно проиллюстрировать документальными подтверждениями. Настоящие бумаги бережно сохраняются в архиве городской администрации г. Фурманова. Итак, узнаем о том, что Никольская церковь в соседнем с Медведково селе Фряньково, "бездействует из-за отсутствия попов" [9]. Нетрудно догадаться, по какой причине эти попы отсутствовали. Обычным оформлением их переезда в сибирские регионы была 58 статья Уголовного Кодекса. Логично, что раз некому служить в храме, то он пустует. В системе социалистического хозяйствования пустот быть не должно. Поэтому, спустя несколько страниц, в этой же архивной папке читаем: "церковь… не функционирует… Закрыта решением Исполкома 11/V – 1937 г.". Дальнейшая судьба этого храма, как, впрочем, тысяч подобных церквей, предрешалась: "на культурные цели – клуб сельского совета" [10]. Так и стоит этот изуродованный храм, похожий на памятник военных действий, в глубоком российском тылу, где никаких оккупантов никогда не было. Это памятник социалистического отношения к культуре, который вопиет к небу своими ранами.
Спустя совсем немного времени принялись за Медведковскую церковь. Картину происходившего можно восстановить по тем же архивным бумагам. Самое начало 1941 г. В храме настоятелем был тогда священник отец Евлампий Преображенский, на его долю выпало несчастье быть свидетелем разрушения святыни.
В дополнение к имеющемуся у Вас делу о закрытии Медведковской церкви… направляю протокол общего собрания колхозников дер. Шульгино о закрытии этой церкви…
Секретарь…" [11].
Решение Исполкома Ивановского областного Совета 24 января 1941 г., №2703
Ходатайство общих собраний граждан селений Медведково, Бакшеево, Ботеево и исполкома Середского райсовета о закрытии церкви в селении Медведково, Медведковского сельсовета, Середского района.
Принимая во внимание ходатайство… и то, что религиозная община, пользовавшаяся этой церковью, распалась, оставшиеся члены общины подали заявления, в которых они отказываются от содержания молитвенного здания, - договор с религиозной общиной на пользование указанной церковью расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание ликвидировать и передать… для использования под культурно-просветительские цели.
Предложить Исполкому… настоящее решение провести с соблюдением ст.ст. 36, 37, 69 и 40 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях".
Печать
Зам. Председателя Исполкома Облсовета – подпись (неразборчиво)
Секретарь Исполкома Облсовета – подпись Мельникова
Верно: Зав. Протокольным сектором Исполкома Облсовета подпись П.Романов" [12].
Препровождается 1-й экземпляр объявления о ликвидации молитвенного здания в селе Медведково, необходимо которое вывесить на дверях церкви и ознакомить верующих данной религиозной общины.
По истечении 2-х недель объявление снимите с церкви и с пометкой сельсовета о времени вывешивания и снятия верните Исполкому Райсовета
Приложение упомянутое…
И.о. Председателя Исполкома Райсовета Туранов
И.о. Секретаря Исполкома Райсовета Ильичев" [13].
Исполком Середского Райсовета, 3/II – 1941 г." [14].
Здесь необходимо сделать некоторые пояснения к приведенным фактам.
Во-первых, с одной стороны мы видим, что формально Советская власть старается соблюдать процедурные, бюрократические установки. Постановление ВЦИК, ст. 36 гласит: "О таком постановлении сообщается верующим, составившим религиозное общество". Ст. 37. предоставляла возможность в 2-х недельный срок обжаловать дело о ликвидации религиозной общины в Президиуме ВЦИК [15]. В этой связи возникает вопрос – а могли ли простые крестьяне, у которых не было паспортов, оставив работу за трудодни в колхозе, поехать в Москву и обратиться в Президиум ВЦИК с заявлением. И самое главное, сделать все это нужно было в двухнедельный срок.
Во вторых, в этой же самой папке имеется и возвращенное в исполком объявление с пометками "Вывешено 4/II 1941 г… Снято 11/II 1941 г. Зам Председателя С/совета", подпись неразборчива [16]. Двух недель, как видим, не провисело это объявление.
Листаем дальше и изучаем официальные советские документы. В статистическом отчете, озаглавленном "Сведения о молитвенных зданиях по Середскому району Ивановской области", на начало 1941 г., под №31, значится "в с. Медведково Преображенская церковь не функционирует". Тут же дается приписка о том, что при закрытии оговаривалось использовать ее "на культурные цели". Далее в графе "Как практически используется", написано: "Не используется". На документе стоят подписи: "Председатель… - Коновалов" и "Секретарь… - Козлов". [17]
Районный совет сообщал в Городской отдел НКВД следующую сводку: "Сведения о количестве действующих, бездействующих и ликвидированных церквей по Середскому району на 5-е июля 1941 г.". Всего церквей в районе - 56, действующих – 3, среди 44-х ликвидированных, под №3 – Медведково [18].
Прошла война, Сталин вынужден был пойти на некоторые уступки, необходимость патриотического воспитания населения заставила его использовать Православную Церковью. Однако все эти конъюнктурные изменения коснулись в основном иерархии и общего декоративного положения церковных учреждений в крупных центрах. В провинции наблюдалась другая картина. В 1945 г. Уполномоченному Совета по делам религий Виноградову в областной центр г. Иваново, секретарь местного райисполкома сообщал: "Церковные богослужения во всех 3-х церквях прошли без всяких происшествия, храмы были полны народу, так что не вмещали всех присутствующих.
В Толпыгинской церкви по данным с/совета присутствовало до 440 человек, в Михайловской до 800 человек и в Ермолинской до 440 человек" [19]. Вера не умерла, народ стремился в храмы, но до смерти коммунизма было еще очень далеко, а пока он жив, с христианством ему не по пути.
Так не стало храма. Постепенно, год за годом, на глазах у села приходил в негодность храм, пока совсем не исчез с лица земли.
Но сила христианства, сформировавшего народы и создавшего цивилизацию, заключается в победе жизни, добра, света, - в том, что мы называем Воскресением и Преображением.
Благодаря трудам усердных прихожан, местных жителей и благодетелей, многие из которых, по чувству христианского смирения, предпочитают оставаться неизвестными, не ища мирской славы, а, приобретая богатство в очах Божиих, - вновь ожила духовная жизнь в селе Медведково. Около трех лет назад возобновилась богослужебная жизнь в небольшой Преображенской церкви, выстроенной на месте разрушенного храма. Белизна его стен, традиционный купол-луковичка и восьмиконечный крест радуют глаз, как приходящих к службе, так и проходящих, пока, мимо и стесняющихся заглянуть за церковный порог людей. Не мало предстоит работы в приходе. Нет еще красивого интерьера с иконами и необходимой утварью, просто и бесхитростно клиросное пение, но из глубины верующего сердца прихожане готовы каждому сказать: "Добро пожаловать в храм, построенный для вас, дорогие земляки".
Примечания
Copyright © Колупаев В.Е., 2004. All rights reserved. Для связи: rostigumen@mtu-net.ru
1. См.: Петров А. Середская земля. – Иваново: Издательство "Полинформ", 1995. – с. 102.
2. Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отд. 3, вып. 5. – М., 1912.
3. Там же.
4. Там же.
5. См.: Петров А. Ук. Соч. – 103.
6. Там же.
7. Картинная галерея г. Фурманов. Фонды. Перепись населения 1939 г.
8 См.: Соколов П. Путь РПЦ в России (1917-1961). – В кн.: РПЦ в СССР: Сборник. – Мюнхен: ЦОПЭ, 1961. - с.54.
9. Архивный отдел г. Фурманова и Фурмановского района. Основание: Ф.36, О.1, Д.8, Л.11.
10. Там же. Л.36.
11. Там же. Л.9.
12. Там же. Д.36, Л.20.
13. Там же. Л.24.
14. Там же. Л.25.
15. Там же. Д.20, Л.17.
16. Там же. Л.33.
17. Там же. Л.36.
18. Там же. Л.11.
19. Там же. Д.36, Л.12.
20. Там же. Л. 67.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |