Начало: Тексты, справочники и документы |
Содержание
Введение. О христианской вере
Глава 1. Происхождение и источники православной веры
Глава 2. Христианское православное исповедание веры
Глава 3. Семь святых таинств
Глава 4. Ветхозаветные заповеди
Глава 5. Новый завет
Введение. О христианской вере
В чем суть христианской веры?
Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?
А не пытались ли какие-либо другие учителя веры, мыслители и философы объяснить эти тайны?
В чем же тогда состоит преимущество знания Иисуса Христа?
Действительно, и в повседневной жизни мы больше верим очевидцу, чем какому-то теоретику или философу. Однако были и другие учителя веры, которые утверждали, что учение свое приняли от неких ангелов, но ангелы тоже - очевидцы великих тайн. Как это понимать?
Должны ли мы, в таком случае, думать, что христианство выше всех остальных религий мира?
Как тогда следует относиться к некоторым попыткам наших современников приравнять христианскую веру ко всем остальным религиям?
Какими средствами следует бороться против попыток уравнивания христианской веры с другими религиями?
Почему нашу веру мы называем животворящей?
Глава 1. Происхождение и источники православной веры
Откуда происходит наша православная вера?
Из каких источников мы можем черпать осознание веры или Божьего Откровения?
1.1. Священное Писание
Что такое Священное Писание?
Почему Писание называется Священным?
Что значит слово Библия?
1.1.1. Книги Ветхого Завета
Как делятся книги Ветхого Завета?
Какие книги Ветхого Завета относятся к книгам законов?
Чему учит нас книга Бытия?
Чему нас учат книги законов Ветхого Завета?
Какие книги Ветхого Завета являются историческими?
Чему нас учат эти исторические книги?
Какие книги Ветхого Завета являются нравоучительными?
Чему мы учимся, читая эти нравоучительные книги?
Какие книги Ветхого Завета являются пророческими?
Является ли такое разделение книг Ветхого Завета строго определенным?
1.1.2. Книги Нового Завета
Сколько книг в Новом Завете?
Какова центральная тема Нового Завета?
Из какого количества малых книг состоит великая Книга Нового Завета?
Можно ли каждую из этих малых частей назвать "книгой"?
Какие книги входят в Новый Завет?
Что означает слово "Евангелие"?
Почему оно так названо?
Кто первый употребил слово Евангелион в Новом Завете?
Что мы узнаем из Четвероевангелия?
Чему еще учит нас Четвероевангелие?
Чему еще?
Как бы мы тогда могли назвать Евангелия по сравнению с остальными книгами Нового Завета?
Что мы узнаем из Деяний апостолов и Посланий апостолов?
Как тогда можно было бы назвать Книгу Деяний апостольских по сравнению с Евангелиями?
Что мы узнаем из Посланий апостолов?
Как бы тогда следовало бы назвать эти Послания по сравнению с Евангелиями?
Что мы узнаем из книги Откровения св. апостола Иоанна Богослова?
Как бы тогда следовало назвать книгу Откровения по отношению к Евангелиям?
1.2. Священное Предание
Что такое Священное Предание?
Что древнее: Священное Писание или Священное Предание?
А что обширнее?
Что охватывает Священное Предание в первую очередь?
Можно ли отделять Священное Предание от Священного Писания?
Каковы были бы последствия отделения Священного Предания от Священного Писания?
Кто призван хранить и не допускать искажений текста Священного Писания и чистоту Священного Предания?
Глава 2. Христианское православное исповедание веры
В чем изложена суть православного вероисповедания?
Существуют ли другие образцы вероисповедания кроме Символа Веры?
Из чего состоит Символ Веры?
2.1. Толкование Символа Веры
2.1.1. Первый член Символа Веры
Как звучит первый член Символа Веры?
Почему мы веруем в единственного Бога?
Каково самое существо Бога?
Каковы существенные свойства Божии?
Почему мы называем Бога - Отцом?
Почему мы называем Бога - Создателем?
Что подразумевается под небесами?
Кто такие Ангелы?
Похожи ли Ангелы на людей?
Чем Ангелы отличаются от людей?
Кто такие Ангелы хранители?
Все ли Ангелы одинаковы?
Как по-другому в Библии названы Ангелы?
Почему их называют воинством?
Кто такие злые духи?
Как по-другому называют злых духов?
Что означает слово диавол?
На какие злые дела диаволы непрестанно наводят людей?
Как узнать, что некоторые люди соблазнены диаволом?
Чего больше всего боятся диаволы?
Чье имя больше всего ненавидят безбожники?
2.1.2. Второй член Символа Веры
Как читается второй член Символа Веры?
Что означает имя Иисус Христос?
Как понимать, что Иисус - Сын Божий?
А велика ли разница между словами "рожденный" и "сотворенный"?
Почему Сын Божий назван Светом от Света?
Что означают слова: Бога истинна от Бога истинна?
Почему мы говорим: Имже вся быша?
2.1.3. Третий член Символа Веры
Как читается третий член Символа Веры?
Для чего Сын Божий сошел с небес, то есть из Своей вечной славы и блаженства сошел на этот свет страданий?
По какой причине Он покинул небеса? Что его побудило к этому?
Он пришел на землю ради всех людей?
Что означают слова: воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы?
Как могло случиться, что Дева родила Сына, не зная мужа?
В чем Иисус Христос такой же, как и остальные люди?
Чем Иисус Христос отличается от всех других людей в истории земли?
Почему мы называем Пресвятую Деву Марию Матерью Господа, Богородицей?
Почему мы называем Богородицу Приснодевой?
Почитает ли Православная Церковь Богородицу как Святую?
Почему мы называем Иисуса Христа Спасителем?
Когда случился первый грех?
Как связаны остальные люди с грехом Адама?
Был ли тот первый грех единственным, когда Иисус пришел спасать людей?
Почему Бог не возвысил какого-либо человека, гения, до свершения миссии Иисуса Христа, чтобы тем самым пощадить Своего Сына?
2.1.4. Четвертый член Символа Веры
Как звучит четвертый член Символа Веры?
Кто оклеветал и осудил Иисуса Христа?
Кто был тот судия, что осудил Иисуса Христа на смерть?
Для чего специально подчеркивается имя Понтия Пилата?
За какой грех или какое преступление Пилат осудил Христа на смерть?
Как Господь Бог мог допустить, чтобы Иисус умер такой жестокой смертью, будучи полностью невиновным?
А нужна ли была такая огромная жертва?
Почему мы называем Иисуса Христа Искупителем?
Как Он мог умереть, будучи бессмертным Богом?
В чем неповторимость и величие жертвы Христа?
2.1.5. Пятый Член Символа Веры
Как звучит пятый член Символа Веры?
Какое событие стало величайшей победой Христа?
Что более всего подтвердило, что Он есть Всемогущий Бог?
Какое событие свидетельствует о победе Христа над сатаной?
Что такое ад?
Для чего Иисус Христос нисходил во ад?
Что Иисус Христос сделал для страдающих в аду душ людских?
Когда произошло воскресение Иисуса Христа?
Кто первым узнал о воскресении Иисуса Христа?
Кого они известили о воскресении Иисуса Христа?
Как старейшины и первосвященники восприняли это известие?
Кто из почитателей Иисуса Христа первым узнал о Его воскресении?
Как и кому Иисус Христос неопровержимо доказал, что Он воскрес из мертвых?
Что Иисус Христос делал в течение 40 дней от Своего воскресения до Своего вознесения на небеса?
Почему говорится, что Иисус Христос воскрес на третий день по писанием?
2.1.6. Шестой член Символа Веры
Как звучит шестой член Символа Веры?
Когда Господь вознесся с земли на небо?
Как мы называем этот день?
С какого места Господь вознесся на небо?
Кто был очевидцем Его вознесения?
Почему Господь вознесся на небо?
Он вознесся на небеса в человеческом облике?
Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям?
Что означают слова: сидит одесную Отца?
2.1.7. Седьмой член Символа Веры
Как звучит седьмой член Символа Веры?
Чему нас учит седьмой член Символа Веры?
Будет ли второе пришествие Христа отличаться от первого?
Как Он Сам говорит о Своем втором пришествии?
Существует ли какое-нибудь описание Его второго пришествия?
А есть ли еще некое свидетельство с неба о Его втором пришествии?
Что нам еще открыто о последнем суде?
Что Он тогда скажет верующим и добродетельным?
А что Он скажет неверующим и грешным?
И что будет в конце?
Каким будет второе пришествие Господне?
Когда будет второе пришествие, и страшный Суд, и конец света?
Как же приготовиться к этому страшному дню?
Упоминал ли Иисус Христос о каких-то знамениях, говорящих о приближении конца света?
Веруем ли мы, что Иисус Христос преодолеет все эти невзгоды?
2.1.8. Восьмой член Символа Веры
Как звучит восьмой член Символа Веры?
Почему Дух Святый называется Господом?
Святой Дух - это Бог?
Как же тогда можно говорить, что мы веруем в единого Бога?
Открыл ли Господь Себя в Ветхом Завете как Пресвятую Троицу?
Почему Господь не открыл Себя в Ветхом Завете как Пресвятую Троицу?
Насколько приоткрыта тайна Пресвятой Троицы в Новом Завете?
А есть ли другой пример?
А еще есть?
А еще пример?
Почему Дух Снятый называется Животворящим?
Почему Православная Церковь учит, что Дух Святый исходит только лишь от Отца (в отличие от неправославных, которые утверждают, что Дух Святый исходит и от Отца и от Сына)?
Почему говорится, что устами Пророков говорил Дух Святый?
Были ли Апостолы тоже вдохновлены и движимы Духом Святым?
Являлся ли когда-нибудь Дух Святый в видимом образе?
Может ли любой христианин стать причастным Духа Святаго?
Какие дары получаем мы, удостоившись Духа Святаго?
Как можно удостоиться Духа Святаго и Его даров?
2.1.9. Девятый член Символа Веры
Как звучит девятый член Символа Веры?
Что есть Церковь?
Что Христос сказал о Церкви?
Кто есть глава Церкви?
Как соотносятся меж собою Христос и члены Его Церкви?
Кто такие - члены Церкви?
Чем Церковь отличается от всех других мирских общественных организаций?
Каким образом?
Кто принадлежит к видимой Церкви?
Кто принадлежит к невидимой Церкви?
Принадлежат ли к невидимой Церкви наши умершие родители, братья, сестры, дети, родные и друзья?
Какая из Церквей многочисленнее: видимая или невидимая?
Существует ли связь между видимой Церковью, пребывающей на земле, и Церковью невидимой, пребывающей на небесах?
В чем выражается эта связь?
Каковы главные особенности Христовой Церкви?
Почему мы говорим, что Церковь едина?
Как следует понимать, что в единой Православной Церкви существуют независимые Церкви?
Какие в Православной Церкви существуют самостоятельные Церкви?
Одинаковы ли они меж собой?
Кто управляет Восточной Православной Церковью?
Кто возглавляет поместные Церкви?
Может ли человек спастись без Церкви?
Почему Церковь называют святой?
Как в Библии говорится о святости Церкви?
Порочат ли Церковь грешники, принадлежащие к Ней?
Помогает ли Церковь грешникам исправиться?
Что делает Церковь с грешниками, упорно отказывающимися прийти на покаяние?
Почему Церковь зовется Вселенской?
По какой еще причине Церковь называют Вселенской?
Почему Церковь называют Апостольской?
Должна ли Церковь во всем подчиняться Апостолам?
Почему?
Должны ли мы слушаться Апостолов, как мы слушаемся Иисуса Христа?
Какую особую власть дал Господь Своим апостолам?
Что такое преемство апостольское?
Сохранила ли наша древняя Православная Церковь преемство апостольское?
Следует ли считать то, что мы рождены и взращены в лоне Православной Церкви, счастьем и великой честью?
2.1.10. Десятый член Символа Веры
Как звучит десятый член Символа Веры?
Что такое крещение?
Сколько всего Таинств существует в Православной Церкви?
Почему в Символе Веры упоминается, только таинство Крещения?
А есть ли еще какая-то причина?
Почему мы говорим едино крещение?
2.1.11. Одиннадцатый член Символа Веры
Как звучит одиннадцатый член Символа Веры?
Что значит здесь воскресение мертвых?
Какие бывают тела?
По воскресении, умершие восстанут в тех же телах, в которых они были погребены?
Как Господь Бог воскресит мертвых?
Что произойдет с живыми в момент воскресения мертвых?
Когда будет всеобщее воскресение мертвых?
В каком состоянии находятся до всеобщего воскресения души умерших?
Каким судом осуждена душа на временное блаженство или на временное мучение?
Когда бывает отдельный суд?
На каком суде будет решено, что ожидает душу: вечное блаженство или вечные муки?
Когда будет Страшный Суд?
Чем отличается отдельный суд от последнего суда?
Почему души праведников не получают тотчас после отхода из этой жизни вечного блаженства в Царстве Небесном?
А еще по какой причине?
2.1.12. Двенадцатый член Символа Веры
Как звучит двенадцатый член Символа Веры?
Что означают слова жизнь будущего века?
Какова будет жизнь праведников будущего века?
Что сказал Иисус Христос о праведниках будущего века?
Получат ли все праведники равное блаженство и одинаковую славу?
Почему Бог, Всемилостивый и Долготерпеливый, не спасает упорствующих в грехе преступников и безбожников?
Могут ли грешники покаяться после смерти?
Глава 3. Семь святых таинств
Что такое святое Таинство?
Что такое Божья благодать?
Каковы эти дары?
Правда ли, что мы спасаемся только Божьей благодатью?
Сколько святых Таинств в Православной Церкви?
Какие святые Таинства можно повторить, а какие нельзя?
3.1. Святое таинство Крещения
Что такое таинство Крещения?
Что самое важное в таинстве Крещения?
Почему мы считаем, что для любого члена Церкви крещение необходимо?
Какое значение имеет троекратное погружение в воду и появление из воды при Крещении?
Какие три вещи требует священник от крещаемого лица?
Когда крестят младенцев, кто от их имени ручается в отречении от сатаны, покаянии и истинной вере?
Каковы обязанности крестного отца (кума)?
Какое почитание оказывается крестному отцу (куму)?
Почему необходимо крестить младенцев?
Как следует относиться к родителям, которые по своей безответственности допускают, чтобы младенец преставился некрещеным?
Что нужно делать, если младенец сильно болен, а священника нет?
3.2. Святое таинство Миропомазания
Что такое Миропомазание?
Как свершается это таинство над крещеными людьми?
Откуда взяты эти слова?
Почему прежде всего помазуется чело?
Что означает помазание груди?
Для чего помазуют глаза?
Для чего помазуют уши?
Для чего помазуют щеки?
Для чего помазуют уста?
Для чего помазуют руки?
Для чего помазуют ноги?
Как все это можно выразить кратко?
Правильно ли совершать таинство Миропомазания сразу после Крещения?
Кто совершает таинство миропомазания?
Говорится ли в Ветхом Завете о помазании, ставшем прообразом таинства миропомазания?
3.3. Святое таинство Причащения
Что такое Причащение?
Кто установил таинство Причащения?
Как Иисус Христос причащал Апостолов?
Во время какого богослужения в церкви готовится и совершается таинство Причащения?
Почему Божественная Литургия важнее всех других церковных служб?
Какой момент Божественной Литургии самый важный?
Почему таинство Причащения совершается в церкви постоянно?
Почему необходимо причащаться?
Каковы последствия непринятия причастия?
Как следует готовиться к таинству Причащения?
Что мы принимаем через таинство Причащения?
Можно ли объяснить это каким-то примером из жизни?
Что еще можно было бы сказать о пище наших душ?
Как часто нужно причащаться?
Какую молитву нужно произносить перед причастием?
3.4. Святое таинство Покаяния
Что такое Покаяние?
Какие грехи прощаются через таинство покаяния, а какие - нет?
Что требуется для свершения этого Таинства?
Откуда мы знаем, что человеку, который раскаивается, грехи прощаются?
Кто дал право епископам и священникам отпускать грехи?
Если кто-то согрешил против ближнего своего, а тот ему простил, то нужно ли согрешившему идти на исповедь к священнику?
С каким духовным расположением нужно идти на исповедь?
Какую эпитимию (наказание) может назначить священник?
Как часто нужно каяться?
3.5. Святое таинство Священства
В чем суть Таинства Священства?
Сколько степеней в Таинстве Священства?
Чем они различаются?
Кто рукополагает епископа?
Кто такие епископы?
Кто установил церковную иерархию?
Как выглядит церковная иерархия?
Почему в этом Таинстве необходимо возлагать руки?
Может ли существовать какая-либо церковная община, не признающая епископа и не подчиняющаяся ему?
Почему мы зовем священника отцом?
3.6. Таинство Брака
Что такое Брак?
Как Бог благословил первую брачную пару?
Каково единство мужа и жены в браке?
Подтвердил ли Господь Иисус Христос этот древний завет о браке?
Освятил ли Господь Иисус Христос брак?
Какой смысл придал Он браку?
Внес ли Новый Завет некие изменения во взгляды на рождение детей?
Имеет ли христианский брак некое более глубокое символическое значение?
3.7. Таинство Елеосвящения
Что такое Елеосвящение?
Что здесь понимается под болезнью?
Как воздействует в этом Таинстве благодать Божия?
С каких времен это таинство вершится в Церкви?
Как это таинство было препоручено епископам и священникам?
Вершится ли Таинство Елеосвящения только над тяжелыми больными и умирающими?
3.8. Учение Православной Церкви о Святых Таинствах
Церковь говорит:
Общество говорит:
Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него.
Самые важные тайны бытия и жизни таковы:
Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека;
Тайна сотворения мира и конца света;
Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу;
Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение;
Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели.
Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.
Да, многие пытались найти объяснение этим тайнам. Однако они опирались лишь на ограниченные силы человеческого разума и свои размышления о мире и природе человека. Все их упорные попытки проникнуть в эти тайны заканчивались лишь различными предположениями и целыми теориями, противоречившими одна другой.
Преимущество Христа в том, что Он - очевидец. Он свидетельствует: Я говорю то, что видел у Отца Моего (Ин.8:38); и в другом месте: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3:13). Учителям веры своего времени Он говорил: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (Ин.8:23). Одному из начальников иудейских Он сказал: истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели (Ин.3:11). Затем Он еще раз повторил: Я есмь хлеб, сошедший с небес (Ин.6:41). И многое другое на эту тему Он сказал с авторитетом свидетеля, видевшего все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его науке, ибо никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46).
Верно, иногда Господь Бог посылал Своих ангелов к отдельным людям, чтобы научить их и направить на путь истинный. Но гораздо чаще люди испытывали ложные видения, то есть им являлись духи зла в облике ангелов. Однако в случае Иисуса Христа дело обстоит по-другому. Ангелы Его и не учили, и не указывали Ему путь. Напротив, Он сам приказывал ангельскому воинству и изгонял злых духов из людей. Ангелы служили Ему, а бесы в ужасе трепетали перед ним.
Христианскую веру не следовало бы сравнивать с другими религиями и, строго говоря, не следовало бы называть "религией" в языческом понимании этого слова. Ибо она - не какая-то одна из разнообразных религий, но она есть ВЕРА ВО ХРИСТА И ОТКРОВЕНИЕ ХРИСТОВО. Христианская вера - это личное, единственное в своем роде и полное раскрытие Бога перед людьми ради их просвещения и спасения. Другого Откровения Господь Бог больше не даст до самого конца света, и не следует ожидать пришествия другого мессии, кроме Иисуса Христа.
Эти попытки ошибочны, ибо кровь Сына Божьего не может быть приравнена к чернилам литератора. Это - опасный эксперимент, ибо Бог поругаем не бывает (Гал.6:7). И хотя мы, как члены древней Восточной Церкви, снисходительны ко всякому человеческому существу, нам строжайше запрещено приравнивать истину Откровения, переданную нам Богом, к религиям и философиям, созданным людьми.
В первую очередь - углублением нашего знания о нашей православной вере, использованием веры в повседневной жизни, погружением в веру до самозабвения, как ученый всего себя отдает своему открытию. Во-вторых, мудрыми и благородными усилиями (ни в коем случае не силой), помогая людям подниматься с самых нижних ступеней к высотам нашей современной веры, а не опускаться до несовершенных верований и смешиваться с ними ради какой-то договоренности.
Потому, что ВЕРА и ЖИЗНЬ связаны неразрывно, как причина и следствие. Господь Иисус Христос сказал: верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36). Кроме того, было сказано: праведник верой жив будет (Евр.10:38).
Из Божьего Откровения.
Из двух источников: Священного Писания и Священного Предания.
Сборник священных книг Ветхого и Нового Завета называется Священным Писанием, или Библией.
Потому что Пресвятой Господь Бог наш вдохновил святых людей на создание этих книг и руководил их трудами с целью научить нас святой жизни.
Это слово греческое и означает книги. Однако слово это употреблено здесь не в смысле "сборник", но в смысле "качество", то есть значение слова относится не к множеству книг, но к Книге книг, к вершине пирамиды изо всех книг на свете.
На четыре группы: книги законов, исторические, нравоучительные и пророческие.
Это пять книг Моисея, а именно:
Бытие - книга о сотворении;
Исход - книга о переселении;
Левит - книга о духовенстве и приношении жертв;
Числа - книга о числах;
Второзаконие - книга о повторении законов.
В первую очередь она убеждает нас во Всемогуществе Бога и Премудрости Его при сотворении мира созидательным Словом Божиим. Во-вторых, говорит нам, с какой великой Любовью Господь создавал человека по Своему образу и подобию. В-третьих, напоминает нам о совершенной правде Бога, изгнавшего из Рая наших прародителей Адама и Еву, которые, обманутые сатаной, отвернулись неблагодарно от Творца своего и поверили губителю своему, что привело к трагедии человеческого рода.
Они показывают, как Бог учил людей с помощью неизбежного закона Правды, чтобы подготовить их к усвоению закона Любви через Спасителя Иисуса Христа.
Книга Иисуса Навина, Книга Судей израилевых, Четыре книги Царств, Книги Паралипоменон, Первая книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфири.
Из них мы узнаем об активном участии во всех значительных событиях Бога, Который из самых добрых побуждений исправляет и излечивает греховную природу человеческую, чтобы уберечь людей от сатанинских сетей идолопоклонничества и обратить их к Себе - Единому Истинному и Человеколюбивому Богу.
Книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Книга Экклезиаста или Проповедника, Песнь песней Соломона.
Эти книги учат нас, как следует относиться ко всяческим событиям повседневной жизни и как вести себя на зигзагах жизненных дорог, не теряя при любых обстоятельствах из виду Господа Бога нашего и Его Заповеди.
Книги четырех великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила.
Книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софронии, Аггея, Захарии, Малахии.
Кроме того, в Церкви используются: Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Нет, не является. В книгах законов и пророческих можно встретить множество исторических фактов, а в книгах исторических есть и пророчества. Среди всех книг особое место занимает Псалтирь. Хотя Книгу псалмов обычно относят к нравоучительным книгам, псалмы полны пророчеств о Христе. Кроме того, Псалтирь - самый лучший молитвенник во всей Библии.
Новый Завет, практически, представляет собой одну книгу, ибо весь он, от первой до последней страницы, посвящен одной центральной теме.
В центре Нового Завета стоит одна исключительная личность, то есть наш Господь и Спаситель Иисус Христос.
Новый Завет состоит из двадцати семи частей.
Можно, если судить не по ее объему, а по ее важности. Среди них есть Послания апостолов, содержащие всего одну печатную страницу.
1. Четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, Луки, от Иоанна;
2. Деяния святых апостолов;
3. Семь Соборных посланий: от Иакова - 1, от Петра - 2, от Иоанна - 3, от Иуды - 1;
4. Четырнадцать посланий апостола Павла;
5. Откровение (Апокалипсис) апостола Иоанна Богослова.
"Евангелие" происходит от греческого слова евангелион, что означает благая весть, добрая весть.
По личности Иисуса Христа, Который суть совершенная доброта и совершенная новизна в истории человечества.
Сам Господь Иисус Христос, Который в первой Своей проповеди сказал людям: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк.1:15).
Мы узнаем, что исполнились все обещания, которые Бог дал людям в Ветхом Завете, и что все пророчества, от дней Адама и далее, исполнились в лице Иисуса Христа.
Мы узнаем, с одной стороны, о совершенном характере Иисуса Христа, гораздо более совершенном, чем кто-либо из нас может себе представить; о Его благородстве и исключительной любви к людям; о Его готовности прощать и помогать; о Его смиренности и внешней бедности одежд; о Его жертве и страданиях ради людей. Кроме того, мы узнаем о Его совершенном Божественном происхождении, о Его сверхъестественном рождении, сверхъестественных чудесах, сверхъестественной премудрости, силе и любви, о Его чудесном воскресении и чудесном вознесении.
Коротко говоря, из Евангелий мы постигаем все основные истины о нашем Спасителе и о спасении.
Евангелия можно назвать Книгами основных истин.
Мы узнаем о схождении Святого Духа на апостолов, о неустанной деятельности апостолов в деле проповедования Благой вести о Христе, об организации Церкви, сотворении чудес именем Иисуса Христа, а также узнаем о жизни первых христиан и христианских общин.
Деяния апостолов можно было бы назвать книгой практического применения основных истин, содержащихся в Евангелиях.
Мы находим там объяснение основных истин, содержащихся в Евангелиях.
Послания следовало бы назвать Книгами объяснения основных истин учения Иисуса Христа.
Мы узнаем о тяжкой борьбе Церкви против всех зверей света и ада, а также о конечном триумфе Иисуса Христа, Агнца Божьего, о победе Его над всеми силами тьмы.
Откровение св. Иоанна Богослова следовало бы назвать Книгой об окончательной победе основных истин, содержащихся в Евангелиях, которая свершится в конце мировой драмы, главным героем которой с самого начала был Иисус Христос, наш Господь и Спаситель.
Это все то духовное наследие, полученное нами от наших святых предков, которое совершенно согласуется со Священным Писанием и помогает нам правильно понимать Библию.
Священное Предание.
Священное Предание. Святой евангелист Иоанн Богослов подтверждает это словами: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин.21:25).
Священное Предание охватывает:
1. Краткое и точное изложение нашей православной веры;
2. Учение о семи святых таинствах и обрядах, связанных с ними;
3. Апостольские правила (каноны);
4. Правила (каноны) семи вселенских соборов:
I - Никея, 325 год по Р.Х., 318 Святых Отцов,
II - Царьград, 381 год по Р.Х., 150 Свв. Отцов,
III - Эфес, 431 год по Р.Х., 200 Свв. Отцов,
IV - Халкидон, 451 год по Р.Х., 630 Свв. Отцов,
V - Царьград, 553 год по Р.Х., 160 Свв. Отцов,
VI - Царьград, 680 год по Р.Х., 170 Свв. Отцов,
VII - Никея, 787 год по Р.Х., 367 Свв. Отцов.
(В этих семи вселенских соборах приняли участие всего около двух тысяч представителей Христианской Церкви из разных стран мира).
5. Каноны и правила некоторых поместных соборов;
6. Правила о церковной дисциплине святого Василия Великого и других святителей;
7. Творения Святых Отцов Церкви;
8. Богослужебные книги;
9. Жития христианских святых и мучеников;
10. Обычаи веры, знамения и символы как выразители нашей веры, надежды и любви.
Нет, они нераздельны, ибо в свете Священного Предания мы правильно понимаем Священное Писание, а в свете Священного Писания ценим и любим Священное Предание.
Последствия такого отделения пагубны и выражаются в ошибочных толкованиях Библии, ересях, расколах и, в конце концов, в разделении Вселенской Церкви.
Церковь, которая, по словам апостола Павла, есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). В первую очередь, это обязанность церковной иерархии.
Суть христианской веры в вероисповедании Восточной Православной Церкви кратко изложена в Символе Веры.
Есть несколько образцов вероисповедания, как например, Апостольский символ, Символ св. Афанасия Великого и св. Григория Неокесарийского. Однако в Православной Церкви чаще всего употребляется Символ веры, составленный на двух Вселенских Соборах: в Никее (325 г.) и в Царьграде (381 г.).
Символ Веры состоит из двенадцати членов:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша;
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна;
5. И воскресшаго в третий день по писанием;
6. И восшедшаго на небеса, и сидяща одесную Отца;
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, и Его же царствию не будет конца;
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки;
9. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых;
12. И жизни будущаго века. Аминь.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Потому что лишь единственный Бог есть истинный Бог.
Бог есть дух, беспредельный, неизменяемый, недостижимый, непостижимый, вечный, безначальный и бескрайний.
Бог - пресвятой, всеблагий, всеправедный, всемогущий, премудрый, многомилостивый, долготерпеливый, вездесущий, всеведующий и вседовольный Дух.
Потому что Он - отец Иисуса Христа, Своего единородного Сына, а так же точно и всех тех, которые становятся чадами Его, переродившись через Иисуса Христа.
Потому что Он сотворил все видимое и невидимое Своей силой и премудростью, и ничто не возникло и не существует без Него. Бог есть Создатель, Творец и Вседержитель.
Небеса - это невидимый духовный мир, к которому принадлежат неисчислимое число Ангелов.
Ангелы - духи бесплотные и невидимые.
Да. Как и люди, Ангелы суть личности, одаренные разумом, чувствами, могуществом и личным именем. Как и люди, они находят благость в Боге.
Ангелы бесплотны и бессмертны.
Это те из Ангелов, которым вменено в обязанность охранять и защищать каждого из людей в отдельности. Сам Христос подтвердил это следующими словами: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10).
Все Ангелы одинаковы по природе своей, но различаются славой, могуществом и делами своими. Существует девять ангельских чинов: Престолы, Херувимы, Серафимы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.
Очень часто их называют Небесным воинством, Воинством Господним.
Потому что они - божественная сила, противостоящая злым духам, которые против Бога и нападают на людей.
Злые духи - это ангелы, отпавшие от Бога и ставшие врагами и Бога, и людей.
Злых духов иначе называют диаволами.
Оно значит: клеветник или обольститель. Диаволы непрестанно клевещут на Бога и людей.
Они внушают людям все грешные желания и наводят их на дурные дела, которые противны Заповедям Божьим, в основном, это - ненависть, ложь и насилие. Об этом Иисус Христос говорит неверующим иудеям, гонителям Своим: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44).
Об этом говорит их ненависть к Богу и людям, а также их злоба, обман и насилие.
Имени Господа нашего Иисуса Христа.
Имя Господа нашего Иисуса Христа.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша;
Иисус означает Спаситель, ибо Он пришел спасти человеков от сатаны, греха и смерти. Христос означает Помазанник (как издревле называют Царей, Первосвященников и Пророков).
Это следует понимать так, что Он один только есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, а не сотворенный Богом.
Да, очень велика. Подобно тому, как человек рождает свое дитя одной с ним природы, но, в то же время, может создать, к примеру, механизм, который другой природы, так и Бог породил Своего Сына из Своего вечного существа, и потому Сын Божий наделен таким же Божеским естеством от Бога Отца. Но Бог сотворил также бесчисленное множество животных и предметов, которые не обладают божественной сущностью.
Бог Отец есть вечный Свет мудрости и любви, поэтому логично, что Сын, рожденный от Такого Отца, есть Свет от Света.
Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец. Иисус Сам подтвердил это словами: Я и Отец - одно (Ин.10:30).
Бог Отец все на небе и на земле сотворил Сыном Своим, что подтверждает Библия: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3).
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;
Он сошел ради людей и для их спасения.
Его милосердие и безмерная любовь к людям.
Да, Он пришел предложить спасение всем людям земли. Однако спаслись только те, что уверовали в него и которые на Его любовь ответили своей любовью.
Воплотился означает, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую. Пресвятая Дева Мария зачала Его сверхъестественным путем, чудесным образом, когда сошел на Нее Дух Святый.
Всемогущему Богу все возможно. Своим могуществом сотворил Он в начале первых мужчину и женщину, Адама и Еву. Так и здесь, сила Вышняго осенила Ее, и Дева Мария зачала Иисуса Христа, совершенного Человека и совершенного Бога.
Он имел тело и душу, как любой другой человек, но был безгрешен. Он был совершенным человеком, человеком без греха и порока.
В одной Его личности соединились два естества, Божеское и человеческое. Люди есть люди, а Он был Богочеловек.
Потому что два естества нашего Спасителя, божеское и человеческое, были соединены в самом зачатии. Так Бог и человек в одно время рожден был от Нее в одном лице.
Потому что Она пребыла и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Иисуса Христа; Она осталась навеки Девою.
Да, Она почитается превыше всех других Святых, и даже превыше Ангелов, ибо Бог избрал Ее быть орудием спасения человечества через рождение Спасителя.
Потому что Он сошел с небес, чтобы спасти людей от сатаны, греха и смерти, ибо сатана вызвал грех, а за грехом пришла смерть.
В Раю, когда Адам и Ева преступили заповедь Божию и покорились сатане.
Все люди унаследовали тот грех от своих первых предков. Мы получили в наследство грех от прародителей людского рода точно так же, как получаем наследственные болезни от своих родителей.
Нет, к тому первому греху прибавилось бесчисленное множество других грехов, и люди под их бременем полностью подпали под власть сатаны.
Потому что все люди были грешны и смертны, даже и самые великие и самые лучшие. Весь мир лежал в грехе. Сатана и смерть владели миром, пока не сошел с небес единственный всемогущий Спаситель, безгрешный и бессмертный, сильнее сатаны, принесший людскому роду освобождение и спасение.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
Иудейские старейшины и фарисеи, завидовавшие Христу, потому что народ тянулся более к Нему, творившему великие чудеса, а они не могли этого делать.
Понтий Пилат, римский наместник Палестины, представитель римского императора.
Чтобы исторически подтвердить момент смерти Иисуса Христа. Точно так же в Евангельской притче о Его рождении упоминается император Август.
Ни за какой. Пилат лично подтвердил перед старейшинами и народом Иудеи: я не нахожу никакой вины в этом человеке (Лк.23:4). Потом он еще раз сказал: я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его (Лк.23:14). Затем повторил в третий раз: я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины (Ин.19:4). Однако, убоявшись иудеев, кричавших: если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин.19:12), Пилат выдал Его иудеям на распятие.
Иисус умер не из-за своего греха, но из-за наших грехов. Вечная правда Божия принесла такую невинную и неоценимую жертву во искупление греха Адама и наших грехов.
Да. Этой жертвой Господь Бог показал Свою безграничную любовь к людям: Он (Бог) возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин.4:10).
Потому, что Иисус Христос Своим страданием и Своей крестной смертью искупил наш грех и избавил нас от проклятия и смерти.
Он умер не как Бог, но как человек. Его Божественная сущность и Его душа никогда не испытали смерти.
Во-первых, в Его абсолютной невиновности; во-вторых, в Его безграничной любви к людям и Его покорности воле Отца; и, в-третьих, в Его добровольном желании умереть за грешников, чтобы спасти их.
И воскресшаго в третий день по писанием;
Его воскресение из мертвых.
Опять же, Его воскресение из мертвых.
Его схождение во ад.
Царство тьмы кромешной, где сатана владеет державой смерти. Христос смог Своей смертью лишить силы имеющего державу смерти (Евр.2:14), то есть диавола.
Своим сошествием во ад Он заставил сатану трепетать и бежать от лица Его. Мириады душ человеческих, томившихся там, Он обрадовал Своим пришествием.
Он проповедал Свое Евангелие - Благую весть о победе над смертью и подтвердил Свою победу над сатаной и над смертью. И после того как многие поверили Ему, они были спасены.
На третий день после Его смерти, то есть точно так, как Он много раз предрекал Своим ученикам. Иисус Христос умер в пятницу и воскрес в воскресенье.
Воины, которым иудеи велели стеречь гроб Его.
Иудейских первосвященников и старейшин.
Они испугались и забеспокоились, подкупили стражей, дав им довольно денег, и велели объявить всем, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали (Мф.28:13).
Женщины, следовавшие за Ним из Галлилеи. Ангелы, представшие перед ними у Его гроба, сказали: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк.24:5-6).
Он доказал, что жив телесно Своим ученикам и последователям, причем не один раз, а многократно, в течение сорока дней являясь им живым, о чем свидетельствуют Евангелия, Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение.
Он в продолжение сорока дней продолжал говорить ученикам Своим о величайших тайнах Царствия Божия.
Потому, что о Его воскресении были пророческие слова еще в Ветхом Завете (например, Пс.15:9-10; Ис.53). Сам Иисус Христос сравнивал Себя с пророком Ионой, говоря: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40). И еще раз, после Своего воскресения Он говорил апостолам: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день (Лк.24:46).
И восшедшаго на небеса, и сидяща одесную Отца;
На сороковой день после Своего воскресения.
День Вознесения.
С горы Елеон.
Все Его верные ученики.
Потому что Он завершил Свою службу людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание.
Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых.
Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых.
Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он подтвердил это Своим ученикам, сказав: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18).
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, и Его же царствию не будет конца;
В нем говорится:
о будущем пришествии Христа;
о будущем суде Его над живыми и мертвыми;
о том, что исполнится Его вечное Царство Небесное.
Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, с готовностью служить людям и пострадать за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых.
Он сказал: когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф.25:31-32). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их.
Существует несколько. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1Сол.4:16).
Есть. При Его вознесении появились два ангела, которые сказали апостолам: что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:11).
Христос Сам сказал, что, когда он вернется в силе и славе Своей, Он воздаст каждому по делам его (Мф.16:27).
Тогда скажет Царь... приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:34).
...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41).
Добродетельные получат вечную жизнь и блаженство, а грешники - вечное мучение.
Молниеносным! Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф.24:27).
Нам не открыто время этих поразительных событий. Только наш Господь напомнил нам, чтобы мы были всегда готовы встретить Его: потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Мф.24:44).
Правильным мышлением, правильными чувствами и праведными делами, творимыми по Его науке, по советам Церкви и по примеру Святых Божиих.
Да. Он упоминал, что такими знамениями будут: войны, революции, землетрясения, мятежи, голод, чума, рабство, лжепророки, предательства, возрастание ненависти и уменьшение любви, странные знамения на небе, картины ужасных бедствий, вражда между народами и так далее.
Твердо верим. Во всех этих бедах и несчастьях наш Господь и Спаситель приобретет все спасенные души, как Он предвидел в начале драмы мира. Ни один из тех, кто верует в Него и призывает Его имя, не погибнет.
И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланаема и сславима, глаголавшаго Пророки;
Он называется так с полным правом, так же, как Господом называются Бог Отец и Сын Божий.
Конечно, Бог, Истинный Бог от истинного Бога, только Он не родится от Отца, как Сын, но исходит от Отца.
Мы действительно веруем в единого Бога, великую тайну о Котором открыл нам Христос. Он открыл нам тайну о полном согласии трех Божеских ипостасей одного и того же существа Бога. Поэтому мы говорим о Триедином Боге, или о Святой Троице, как об одном Боге.
Не совсем ясно. Пророк Исаия в своем видении слышал, как серафимы воспевали Бога на престоле: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф (Ис.6:3). Трижды повторенное слово свят соответствует трем ипостасям Бога.
Подобно тому, как человек не открывает душу свою слугам и чужакам, но поверяет свои сокровенные тайны своим детям, так и Бог открыл тайну Своего бытия не "чужим" людям, которые были слугами и рабами Закона, но задержал Откровение для Своих чад, детей Любви, провозглашенной в Новом Завете.
Лишь настолько, сколько человек может вместить, будучи в теле своем. Архангел Гавриил объявил Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Следовательно, здесь упомянута вся Троица: Дух, Отец и Сын.
Есть и другой. Во время крещения Иисуса в Иордане, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение (Лк.3:21-22).
Святой Евангелист Иоанн ясно указывает: ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин.5:7). Под Словом апостол Иоанн подразумевает Сына и говорит об этом в своем Евангелии: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца (Ин.1:14).
Господь Иисус Христос повелел Своим ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19).
Потому что настоящей жизни без Духа Святого нет ни на небе, ни на земле.
Потому, что Православная Церковь рассуждает логически и полагает, что Бог о Себе знает лучше, чем люди знают о Нем. И наш Господь Бог Иисус Христос, объявивший о тайне Божественной сущности, открыл Своим ученикам о Святом Духе, что Дух исходит от Отца, сказав: Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).
Потому, что это - неоспоримый факт. Святой апостол Петр пишет: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1:20-21).
Конечно! Однако об Апостолах в Символе Веры не упоминается, потому что при составлении Символа Веры в этом никто не сомневался. Упомянуты лишь Пророки, поскольку в те времена еретики отрицали тот факт, что Ветхий Завет создан по богодухновению Духа Святого.
Он явился в обличии голубя во время крещения Иисуса. Кроме того, Он появился в облике разделяющихся языков огненных и сошел на Апостолов в Духов день, на Пятидесятый день по Воскресению Христову.
Истинный христианин может, ибо это следует из слов Иисуса Христа, полных укоризны: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11:13). Святой апостол Павел писал: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16)
Всевозможные дары добродетели: мудрость, разумение, познание, страх Божий, храбрость, скромность, благочестие и другие.
Через строгий контроль за своим сердцем и языком; через усердную молитву и любовь; через Таинства.
Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Церковь есть совершенно особое общество людей за всю историю человечества, ибо по сути это - семья Божия, созданная Словом и Кровью Иисуса Христа и ведомая Богом Отцом и вдохновляемая Духом Святым.
Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
Вечно живой Христос, Который сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). И апостол Павел говорил, как Отец Небесный прославил Своего Сына Иисуса Христа и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф.1:22-23).
Апостол Павел выразил это совершенно ясно в своих словах: все вместе вы - тело Христово, а порознь - члены (1Кор.12:27).
Люди, мужчины и женщины, все те, что объединены истинной верой, одинаковой надеждой, связаны одним Законом Божиим о любви, освящены одними и теми же Святыми Таинствами, и которыми руководят епископы и духовенство.
Отношением к своим членам, ибо даже умершие остаются членами Церкви, чего нет ни в одной светской организации.
Когда член Церкви заканчивает свой жизненный путь на земле, он расстается лишь со своим телом, но не расстается с Церковью. Его душа отходит в Небесную Церковь. Вот почему существуют два крыла Церкви: Церковь видимая и Церковь невидимая.
Все те христиане, которые живут на земле в видимых телах и борются за христианское совершенство.
Все те христиане, которые скончались в истинной вере во Христа за последние двадцать столетий, а также ветхозаветные праведники, которых Господь спас во время Своего сошествия во ад.
Конечно, но при условии, что они жили и умерли, как христиане.
Невидимая Церковь гораздо многочисленнее, и число ее членов непрестанно растет.
Существует. Мы прибегаем к помощи Святых, принадлежащих к Церкви небесной.
В молитвах живущих членов Церкви за умерших и в делах милосердия, с одной стороны, и в молитвах и заботах умерших о живых, с другой стороны.
Церковь Христова - единая, святая, вселенская и апостольская.
Потому, что она представляет собой единое тело духовное, глава которого - Иисус Христос, с единым Духом Святым, пребывающим в ней. Апостол Павел, говоря о семикратном единстве Церкви, сказал: одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф.4:4-6).
Независимость частных Церквей, то есть частей единой Вселенской Церкви, выражается в употреблении языка своего народа или в некоторых внешних отличиях, подчиняющихся Каноническим правилам. Другими словами, эти Церкви суть члены единого тела Церкви Вселенской, и они, как ветви одного дерева, питаются от одного корня одними и теми же соками.
Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская, Синайская, Сербская, Болгарская, Русская, Румынская, Грузинская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии.
Они родственны, поэтому и называются Церквами-сестрами. Кроме того, Русская и балканские Церкви называют Константинопольскую Церковь Матерью Церковью, потому что приняли христианство от Царьграда.
Вселенский Собор, который состоит из представителей всех самостоятельных Церквей-сестер.
Патриарх, Митрополит или Архиепископ с Собором епископов.
Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела.
Потому, что она освящена святостью ее Основателя, Иисуса Христа, Его святым Словом, делами, жертвой и страданиями с единственной целью спасти людей и привести их к святости. Кроме того, Церковь дала и постоянно дает множество новых святых и еще больше мучеников.
Вот один пример: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5:25-27).
Грешники порочат себя, а не всю Церковь, как дым из трубы не может загрязнить весь воздух земли.
Очень помогает. Это и есть весьма важная задача Церкви - очищение грешников от их грехов, чтобы сделать их праведными членами святой семьи Божией.
Нераскаянных грешников Церковь отсекает от своего тела, как мертвые члены. Господь говорил так: если согрешивший церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник (Мф.18:17).
Потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Воскресший Господь направил Своих апостолов учить все народы.
Она называется Вселенской еще и потому, что включает в себя все истины и все средства, необходимые для спасения каждой души человеческой на всем свете.
Потому, что дух, учение и труды Апостолов Христа полностью сохранены в Церкви.
Должна подчиняться во всем.
Потому, что Христос Сам избрал апостолов и наделил их властью говорить и трудиться во имя Его. Напутствуя, Он сказал им: вы будете свидетельствовать, потому что вы от начала со Мною (Ин.15:27).
Должны, ибо Он сказал апостолам: кто принимает вас, Меня принимает (Мф.10:40). Даже более того, Он пригрозил городам, которые не примут апостолов, грозными словами: истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Ин.10:15).
Власть связывать и разрешать от греха. Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18). И было сказано еще по этому же поводу: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23).
Это сохранение законной иерархией Церкви учения апостолов и принятие благодати даров Духа Святаго и передача их через непрерывную цепь церковной власти от апостолов к епископам, от епископов к священникам и диаконам через рукоположение.
Да, сохранила.
Разумеется. Мы должны быть благодарны за это Богу и своим родителям.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Это торжественное святое Таинство, через которое мы становимся законными членами Церкви.
Семь: 1. Крещение; 2. Миропомазание; 3. Причащение; 4. Покаяние; 5. Священство; 6. Брак; 7. Елеосвящение.
Прежде всего потому, что через святое таинство Крещения мы принимаем благодать как новорожденные чада Божьи, чтобы стать христианами. Только после этого нам дозволено приступить ко всем другим таинствам ради нашего духовного возрастания.
Причина есть, и она в том, что во времена составления Символа Веры разгорелись споры между православными Отцами Церкви и некими еретиками по вопросу таинства Крещения, а о других таинствах никаких споров не было.
Потому, что таинство Крещения вершится над одним лицом только один раз и не может быть повторено. Физически мы рождаемся лишь однажды, поэтому и духовное рождение может произойти лишь однажды.
Чаю воскресения мертвых;
Это значит, что Бог Своей волей сделает бессмертными не только наши души, но и наши тела. Поэтому любая бессмертная душа обретет свое бессмертное тело согласно делам своим.
По словам апостола Павла, есть тело душевное, есть тело и духовное (1Кор.15:44).
Нет, ибо тела умерших тленны. Они воскреснут в духовных телах, которые бессмертны и нетленны.
Своим Словом, точно так же, как Он словом Своим сотворил мир, точно так же, как Он словом Своим воскресил и умершую девушку, и умершего юношу, и Лазаря. То же самое произойдет в случае всеобщего воскресения: мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин.5:25).
Их тела мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными, но в соответствии с их делами и нравом.
При конце света, когда Господь Бог посчитает, что число спасенных и избранных исполнилось.
В том состоянии, какое соответствует их делам во время пребывания в своих телах на земле, то есть либо в состоянии предвкушения вечного блаженства, либо в состоянии предвкушения вечных мук.
Так называемым отдельным, предварительным судом.
Тотчас после смерти личности.
На последнем всеобщем суде, который называют также Страшным Судом.
При конце света, после воскресения мертвых.
На отдельном суде судят только души отдельных лиц, а на всеобщем последнем суде будут осуждены вместе и души, и тела.
Потому, что они будут ждать всех нас, остальных, о которых они всегда помнят и за которых всегда горячо заступаются.
Они ожидают воссоединения со своими воскресшими телами. Множество человеческих существ в Царстве Небесном будут отличаться от множества Ангелов тем, что будут обладать духовными телами, в то время как Ангелы полностью бестелесны.
И жизни будущаго века.
Это жизнь, которая начнется после нашей смерти и воскресения.
Истинная и полная жизнь в единении с Богом и с небесной семьей Божьей; жизнь кристальной чистоты и божественной славы, вечного света и радости.
Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43).
Несмотря на то, что для всех праведников наступит блаженная жизнь, они будут различаться, как отличается солнце от месяца и звезды одна от другой: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1Кор.15:41).
Потому, что они сами не желают спасения. Они отвергают зов Божий, презирают крест Христа, противятся Божьему Закону, не верят Истине, но радуются неправде, теснят Церковь и преследуют верующих; одним словом, они выступают на стороне сатаны против Бога и никогда не раскаиваются.
Нет, не могут. Только на этом свете люди могут выбрать, кем быть: добровольными слугами Христа или сатаны. После смерти они присоединятся к своему господину, которого выбрали и за которым следовали в своей земной жизни. Господь Иисус Христос сказал Своим слугам: где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12:26).
Святое Таинство есть видимое священнодействие, посредством которого невидимая спасительная сила, которая называется Божьей благодатью, приносит чудотворные дары принимающим их.
Божья благодать есть те дары Божии, которые Бог Отец дает через Духа Святаго, но по заслугам Сына.
Это всевозможные благодатные дары, необходимые для нашего перерождения, освящения и спасения.
Да, если добровольно принимаем Божью благодать с верой, которая выражается через добрые дела.
Их всего семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.
Нельзя повторить таинства: Крещение, Миропомазание и Священство. Остальные можно.
Крещение есть Таинство, при котором верующий очищается ото всех грехов, унаследованных и личных, и, как дитя новорожденное, вступает в Христову Церковь.
Троекратное погружение в воду во имя Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа при соответствующих молитвах священника.
Во-первых, Иисус Христос Своим собственным примером освятил Крещение. Во-вторых, мы должны придерживаться Его заповеди, данной ученикам: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). В-третьих, мы должны помнить о Его строгом напоминании: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5).
Троекратное погружение означает смерть для грехов против Пресвятой Троицы, а троекратное появление из воды символизирует возрождение к жизни в Боге.
Отречение от сатаны, покаяние и принятие православия согласно Символу Веры.
За младенцев эти слова произносят крестный отец, или кум.
Крестный отец (кум) должен воспитывать и научить своего крестника истинной вере.
Православные очень почитают крестных отцов, считая их духовными восприемниками.
Во-первых, из опасения, что дитя, если умрет некрещеным, будет исключено из семьи христианской и поэтому на Последнем Суде появится среди безбожников. Во-вторых, потому, что апостолы крестили детей. В-третьих, Сам Господь Иисус Христос очень любил детей и требовал: пустите детей приходить ко Мне (Мк.10:14).
Как к убийцам своих родных детей.
В таком исключительном случае Церковь дозволяет любому православному, мужчине или женщине, провести обряд крещения самым кратким образом, то есть трижды погрузить дитя в воду, произнося при этом слова: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Если младенец выживет, в дальнейшем приходской священник должен дополнить Крещение и совершить Миропомазание.
Миропомазание - это такое таинство, посредством которого крещеный человек получает дары Духа Святого, укрепляющие и умудряющие его, помогающие ему хранить истинную веру и жить в целомудрии.
Священник помазывает отдельные части тела крещеного человека святым миром, произнося при этом слова: "Печать дара Духа Святаго. Аминь"
Из Послания апостола Павла, где сказано: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2Кор.1:21-22).
Чтобы освятился ум для размышления о Боге и Его учении.
Чтобы освятилось сердце для любви к Богу.
Чтобы освятить их для видения благодати Божией во всяком творении.
Чтобы освятить их для слышания слова Божия.
Чтобы освятить их для выражения радости при добрых делах и стыда за грехи.
Чтобы освятить их для прославления Господа Бога и чтобы они всегда говорили правдиво и благонравно.
Чтобы освятить их для добрых и благородных дел пред Богом.
Чтобы освятить их и направить христианина по истинному пути, ведущему в Царство Божие.
Чтобы освятить человека целиком, его душу и его тело, его дела и его поведение, чтобы стал он святым, как свят Бог.
Правильно, ибо так сказано и в Священном Писании, и в Священном Предании. Крещение водой символизирует очищение, а миропомазание означает освящение Духом Святым. Читайте: 1Ин.2:20-27; 2Кор.1:21-22; Деян.7:14-16, а также Исх.29:4-7. Из Библии следует, что одно таинство от другого не отделяется.
Священник, однако не без участия в этом таинстве епископа. Епископы подготавливают и освещают святое миро, без которого священник не может совершить таинство миропомазания.
Да, говорится. В древности цари помазывались на царство. Об этом сказано в 1Цар.10:1; 16:13. В настоящее время все христиане миропомазаны, ибо Христос нас соделал царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр.1:6).
Причащение есть таинство, в котором верующий христианин под видом хлеба и вина принимает самое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Господь наш Иисус Христос в первый раз совершил причащение учеников Своих на Тайной вечери, накануне Своего страдания и смерти.
Об этом говорится в Евангелии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Ин.26:26-28).
Во время самого важного церковного богослужения, которое называется Божественная Литургия.
Потому что она открывает всю драму жизни Иисуса Христа от Его Рождества до Его Вознесения на небеса.
Пресуществление хлеба и вина, которое совершает епископ или священник.
Потому, что так заповедовал Иисус Христос: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).
Потому, что от этого зависит наша вечная жизнь. Иисус Христос сказал: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54).
В этом случае мы в смертельной опасности, ибо Господь сказал совершенно ясно: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53).
Постом и молитвой, исповеданием своих грехов и прощением тех, что согрешили против нас.
Мы принимаем в себя Самого живого Иисуса Христа и, соединившись с Ним, получаем жизнь вечную, о чем Он сам говорил так: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56).
Младенец принимает молоко своей матери, которое, по сути, есть ее тело и кровь, и, питаясь этим, растет. Подобно тому и мы во время Причастия вкушаем Тело и Кровь Господню, и от этой пищи души наши растут и совершенствуются.
Тела наши созданы из праха, из земли, поэтому и питаются земной пищей, но души наши имеют небесную сущность и поэтому должны питаться небесной пищей. Иисус Христос так сказал о Себе: Я есть хлеб, сшедший с небес (Ин.6:58).
Самое малое четыре раза в год (в течение четырех постов). Однако желательно приступать к причащению как можно чаще, в зависимости от готовности к причастию. Особенно важно причащаться во время болезни.
"Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинный Христос, Сын Бога живого, Который сошел с небес в мир спасти грешников, из которых я - самый первый.
Еще верую, что здесь истинное и пречистое Тело Твое и сама пречистая Кровь Твоя.
Поэтому молю Тебя: помилуй меня и прости мне согрешения мои, сделанные вольно или невольно, ведая или не ведая, словом или делом, и удостой меня без осуждения причаститься святым Тайнам Твоим для прощения грехов и жизни вечной".
Покаяние есть Таинство, в котором раскаявшийся получает отпущение грехов и примирение с Богом.
Прощаются все грехи, которые мы совершили после крещения и в которых исповедались священнику и покаялись.
Однако, наследный грех одним покаянием, без крещения, не может быть прощен. Кроме того, некоторые смертные грехи не могут быть отпущены, к примеру, хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:32).
Исповедание грехов перед священником, после чего священник читает молитву и во имя Пресвятой Троицы отпускает грехи лицу, которое кается.
Это известно из Библии и Священного Предания. Иисус Христос простил грехи раскаявшемуся, точно так же поступали и Апостолы. Из Священного Предания известны имена многих грешников, которые раскаялись в своих грехах, изменили свою жизнь и стали Святыми.
Сам Господь Иисус Христос, Который сказал Своим апостолам: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23).
Рекомендуется, ибо всякое зло, направленное против людей, направлено также и против Бога. Не существует грехов, которые не наносят вреда Богу. Поэтому необходимо всегда приходить к священнику ради исповеди и отпущения грехов.
С искренним раскаянием и сокрушенным сердцем, с чувством прощения всех, согрешивших против нас, и с решением покориться священнику, если он наложит эпитимию.
Самую разную, в зависимости от тяжести наших грехов, например, поститься, молиться, возместить убытки потерпевшему, сделать милосердное дело, или даже может отлучить от причастия на некоторое время.
Чем чаще, тем лучше. Необходимо исповедаться перед таинством причащения. Наконец, нужно исповедаться во время тяжкой болезни, ибо мы не знаем день своей смерти. Поэтому нужно быть готовыми, совершенно готовыми присоединиться к небесной семье Божьей как раскаявшееся, свободное от греха, благословенное чадо Божие.
Священство - это Таинство, в котором Дух Святый через возложение рук епископов сообщает благодать и право тем, кого рукополагают в священника или епископа, совершать остальные таинства Церкви и руководить духовной жизнью своей паствы.
Три степени: епископ, священник и диакон.
Епископ может совершать все семь Таинств Церкви, священник - шесть, кроме Таинства священства, а диакон помогает епископу и священнику, но сам совершать Таинства не может.
Два или более епископов.
Епископы - наследники Апостолов.
Сам Господь Иисус Христос как первый Первосвященник, о чем сказано в Послании апостола Павла к евреям. Он, как источник всякой власти и права в Своей Церкви, дал апостолам власть учить, исцелять и прощать грехи.
Превыше всех - Иисус Христос как вечный Первосвященник, от него идут Апостолы, от Апостолов - епископы, и от епископов - священники и диаконы.
Прежде всего, так поступали Апостолы. При этом возложением рук на рукополагаемого переносится духовная сила. Таким образом связывается законным образом церковная власть и священнодействие.
Нет, не может, ибо такая часть Церкви отторгается от тела Вселенской Православной Церкви и лишается благодати Божией.
Потому, что через священника мы при Крещении рождаемся заново как дети Божии. Из рук во время Причастия мы получаем небесную пищу (Тело и Кровь Господню). В таинстве Покаяния от него получаем отпущение грехов, а в остальных Таинствах обретаем дары Духа Святаго. Кроме того, священник за нас непрестанно молится, учит нас, направляет советами, предостерегает, руководит нами. Поэтому священники на самом деле наши духовные отцы. Разумеется, они должны быть достойны этого имени и своей великой миссии.
Святое Таинство Брака, или венчание, есть Таинство, через которое Дух Святый соединяет в единое существо христианина и христианку, которые перед священником без колебаний объявляют, что будут всю свою жизнь любить друг друга и хранить верность, и получают благословение рождать в браке и воспитывать детей.
Господь Бог благословил в Раю наших прародителей Адама и Еву и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:28).
Это союз является самыми тесными узами изо всех отношений, связывающих людей, ибо сказано: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт.2:24).
Да. Он повторил эти слова Ветхого Завета и, выступая против расторжения брака, добавил: они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:5-6).
Он освятил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской и претворением на той свадьбе воды в вино.
Господь придал браку более глубокий смысл. Как вода превратилась в вино, так и в Его присутствии плотская любовь претворяется в духовную любовь двух душ.
Рождение детей в дохристианские времена имело своей целью наполнить землю, а целью христианского брака - наполнить Церковь Христову на земле и на небе, а в конечном счете - наполнить Рай.
Имеет. Апостол Павел сравнивает брачные узы мужа и жены с узами Христа и Его Церкви. Поэтому он подчеркивает, что, подобно Христу, Который есть глава Церкви, муж должен быть главой жены. Как мужчина и женщина в браке становятся одним целым, так едины и неотделимы Иисус и Его Церковь.
Таинство Елеосвящения состоит из молитв священника и помазывания болящего освященным маслом, посредством которого на больного призывается благодать Божия для его выздоровления.
Болезнь как тела, так и души.
Она излечивает тело от его немощей и чистит душу от ее грехов.
Со времен Иисуса Христа. По велению Иисуса апостолы пошли проповедовать Евангелие разным народам и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк.6:13).
По заповеди Апостолов. Апостол Иаков пишет совершенно ясно: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.5:14-15).
Нет. Это поистине чудотворное Таинство совершается и над теми, кто легко болен.
1. КРЕЩЕНИЕ: очищение людей от всех грехов, что согласуется с мирским учением о чистоте.
2. МИРОПОМАЗАНИЕ: укрепление, просвещение Духом Святым, что согласуется с мирским стремлением получить образование и воспитание.
3. ПРИЧАСТИЕ: питание души Божьим хлебом и вином, что соответствует физической потребности в питании.
4. БРАК: самоотверженность - соучастие, что перекликается с дружеской помощью и отвечает инстинкту продолжения рода.
5. ПОКАЯНИЕ: самоосуждение, очищение слезами своих грехов, что отвечает мирскому учению о правдивости.
6. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ: лечение души, что соответствует медицинской помощи телу в больнице.
7. РУКОПОЛОЖЕНИЕ: управление, руководство, направление к Богу, что в общественной жизни отвечает потребности в порядке, власти и службы.
1. ВОДА
2. СОЗНАНИЕ
3. ПИЩА
4. ДОБРОДЕТЕЛИ
5. ЗАКОН
6. ЗДОРОВЬЕ
7. ОРГАНИЗАЦИЯ
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |