страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на правила Григория, архиепископа неокесарийскаго

(1-2) 2(3) 3(4) 4(5) 5(6) 6(7) 7(8) 8(9) 9(10) 10(11) 11(12)

Правило 11(12).

Плач бывает вне врат молитвеннаго храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник  должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стояв внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть, причастие святых тайн.

(I Всел. 11; Анкир. 4, 8, 9; Василия Вел. 22, 56, 75, 81, 83).

Мы уже сказали (I, 35), что настоящее правило - более позднее прибавление к посланию Григория Неокесарийского, заключающему в себе 10 правил; однако, правило это во всех древних канонических сборниках считалось составною частью послания [3]. Мы также говорили, что настоящее (11) правило составлено из предписаний по тому же предмету Василия Великого, в частности же из 75-го правила Василия Великого. Подробно о степенях покаяния говорится в Σύνοψις των κανόνων, напечатанном в Аф. Синтагме (IV,405), и это стоит здесь с именем Василия Великого. То же находим и в Кормчей (гл.23), где упоминаются, как и в настоящем правиле, четыре степени покаяния: "плакание", "послушание", "припадание" и "стояние с верными" [4]. О предписании настоящего правила сказано, сколько нужно, в толковании 11-го правила I Всел. Собора, для большего же уразумения см. и изображение плана древнехристианской церкви (I,218).

Примечания:
3. В издании Migne есть notitia historico-litteraria (IV) о творениях Григория Неокесарийского, где говорится [Migne, s.g., t.10, col.967-8], что доминиканец Al. Noel (†1714) доказывал, что, во всяком случае, надлежит считать настоящее правило нераздельной частью означенного канонического послания Григория, ссылаясь на то, что о степенях покаяния сам Григорий упоминает в 7, 8 и 9 правилах. Ораторианец Joh. Morinus (†1659) установил правильный взгляд на вопрос о происхождении настоящего правила, и этот взгляд принят в науке. См. настоящего издания т.I, стр.35, прим. I.
4. Упом. изд., I,251.

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена
чтецом Владимиром Радаевым.
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru