Начало: Святоотеческое наследие |
Правило 43(52).
Кающимся время покаяния, по различию грехов, да назначается судом епископов: пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время належащие нужды, в отсутствии епископа. На всякого же кающегося, аще преступление его было явное и гласное, смущающее всю церковь, да возлагаема будет рука в притворе храм [102].
(Ап. 52; I всел. 11, 13; трул. 102; анкир. 6, 22; неокес. 2; карф. 6, 7; Василия Вел. 73; Григория нисск. 2, 5).
Данное правило говорит о трех предметах. Во-первых - о власти епископа определять кающимся время покаяния, сообразно различию и степени их грехов. Об этом говорит и 102 трулльское правило. Во-вторых - о том, что пресвитер может разрешить кающегося грешника только в случае крайней необходимости и в отсутствие епископа, которому принадлежит это право (карф. 7). В третьих, что великие грешники, преступления которых были явны и служили к общему соблазну, по истечении назначенного им времени покаяния, получают прощение публично перед церковными вратами [103] (προ της άψίδος), и только после этого, явно умилостивив правду Божию, они допускаются в церковь с верными [104].
Примечания:
Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
102. Прав. 30 иппон. собора 393 г.; в Книге правил 52; в Пидалионе 50.
103. Эти слова, как говорит в толковании этого правила (Аф. Синт., III,408) Зонара, означают πρо τоυ πρоπυλαίоυ (ante porticum), т.е. этот обряд совершался в том месте, где находились кающиеся первой степени (т.I, стр.215. Поэтому мы так и перевели эти слова. Но άψίς означает собственно место, находящееся на восточной стороне св. алтаря. См. Suiсеrus, I.611-612; Kraus, Real-Encykl., I,69.
104. Нам кажется, что так именно нужно понимать третью часть правила, основываясь не его тексте, и что это возложение рук должно означать умилостивлении (impositionem manus reconciliatoriam). Зонара, напротив, думает, что этим возложением рук грешник вводится только в ряды кающихся и при том первой и самой тяжелой степени (Аф. Синт., III,408). Ср. Van Espen, упом. изд., Schol. in. h. can., р.330.
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |