Начало: Святоотеческое наследие |
Содержание
"Как нам не любить Родину, где родились, крестились, воспитались. Учились, посещали святые храмы, дышали воздухом ее полей и лесов, любовались природой и т.п. В земле отцов и дедов нам дорого все русское - свое, склад русско-славянской души. Национальная история, научно-литературное наследие, народные герои и святые... Надо правильно понимать действительность, оценивая ее не пристрастно и всегда молиться за свою страну и народ". Архим. Митрофан [227] |
Подводя итог настоящей работе посвященной анализу русского фактора в условиях Северной Африки, с позиций внутреннего развития эмигрантской среды можно говорить о том, что сохранение и уважительное отношение к российской истории, ответственность за судьбу родной страны и готовность жертвенно служить ей, на примере русских общин не оказались бесплодно затраченными.
Историко-культурное единство, забота о будущности России, подготовка нового поколения преданного русской идее, сохранение религиозных святынь и церковное освящение бытия народа, все эти факторы, так необходимые родине, особенно в наши дни, имеют глубокий опыт в русской среде диаспоры.
Мы можем говорить о прошедшей истории, как ценном опыте в строительстве будущей России, России воспринявшей, оценившей и мудро распорядившейся своим духовным богатством. Надеюсь, что эта Россия будущего, займет свое достойное место в мировой семье народов.
Идея преданности России, в зависимости от политических взглядов и прогнозов на строй и форму правления, претерпевала в зарубежье серьезные и мучительные изменения. Разногласия в этом вопросе оказывались на руку только врагам России.
Церковное освящение идеи единства, как видим, имеет две стороны. Благодаря приверженности общему для всех эмигрантов языку и традиционным православным ритуалам совместные молитвы были не только актом веры, но и подтверждением преданности единой национальной и культурной традиции, которая отделяла соотечественников от другого общества. Одновременно с этим, неправильно понятая национально государственная задача, привязанная к отжившему общественному строю привела к расколу, сначала иерархии, затем через церковные институты - русской среды в диаспоре.
Единственно верной и правильно понятой в эмиграции перспективой развития и сохранения русского фактора явилась идея национального патриотизма. От ненависти и отчуждения к враждебному строю, утвердившемуся на родине, эмиграция эволюционизирует к уважению и гордости за победы и достижения, совершаемые в нашей стране. Особенно это заметно в годы, когда произошло восстановления традиций старой российской национальной политики и исторического наследия прошлого. Лучшие люди в эмиграции приветствовали создание политически могущественного Российского государства, где вновь зазвучала тема русского государства, преемственности между Киевом, Москвой, Петербургом и Кремлем.
Не менее важно, чтобы культура созданная в зарубежье вошла составной частью в русскую культуру, не осталась безвестной в отечестве, а была впитана нашим народом. Художественные произведения, музыка, изобразительное искусство, лучшие образцы этого, как часть творческого русского духа, должны остаться в памяти поколений, как россиян, так и в сокровищнице мировой культуры, именно, как национальное достояние. Ибо любое общечеловеческое в первую очередь - национально по-своему происхождению. Именно в перекрещивании прошлого, настоящего и будущего России, мы обретаем новое, вечное, предназначенное нашему Отечеству место в мировом процессе. Современный автор пишет: "национальная, образовательная, культурная и религиозная политика государства должна быть направлена на то, чтобы наши дети были именно нашими детьми. Чтобы они говорили на нашем языке, чтобы они ценили то, что придавало смысл жизни нашим предкам и нам. Чтобы то лучшее, что создано нашей культурой в прошлом, жило и в будущем" [228].
Современным реформаторам России, если они, конечно, хотят пользы России, а не движимы только желанием личного, причем сиюминутного обогащения, следует принять во внимание и осмыслить трагический путь раскола единой нации. Необходимо постараться сделать все необходимое для скорейшего преодоления последствий катастрофического распада привычных форм и идеалов миллионов россиян. Если конечно думы и стремления этих "архитекторов реформ" не притягивают к себе блага западной цивилизации. Тогда, тем паче им следует усвоить, что только с валютным запасом, без любви к родине и богатой интеллектуально развитой жизни, им там себя не сохранить, как личности принадлежащей к русскому этносу.
Вся страна не может уехать в эмиграцию.
Позвольте закончить настоящую работу словами, напечатанными в 1921 г. в "Морском сборнике" в Бизерте: "Не умерла наша Мать Россия. Нет. Это развалилась… свалилась в бездну… фальшь ее пастырей и учителей, писателей и книжников, мирившихся с Кривдой, забывших заветы Бога…
Святое, чистое, истинное, благородное - оно не свалится в эту бездну… Оно окажется снаружи и засверкает светом Божией Правды" [229]
Примечания
Copyright © Колупаев В.Е. "Русские в Северной Африке", 2004. All rights reserved. Для связи: rostigumen@mtu-net.ru
227. Ярославцев М. Тетради. - ВХРМ.
228. Кураев Андрей, д. Православие и право. - М., Издание Сретенского монастыря, 1997. - с.9.
229. Камчатский И. Привет возрождающемуся "Морскому сборнику". - Из жизни эскадры и лагерей. - //МС, 1921, №1. - с.86-89.
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |