- Слово первое. Заповеди аввы Исаии жившим с ним братиям
- Слово второе. О законе естественном
- Слово третье. О состоянии новоначальных и келиотов
- Слово четвертое. О путешествии живущих в келлиях и о совести
- Слово пятое. О заповедях верным и о домостроительстве желающих в мире жить вместе друг с другом
- Слово шестое. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием: да внимают себе, чтоб отревать татей, окрадающих их, и не иждивать времени своего в пленении и работе горькой, предавая сердца свои делам, кои неприличествуют им, и забывая о грехах своих
- Слово седьмое. О добродетелях
- Слово восьмое. Изречения
- Слово девятое. Заповеди отрекшимся от мира
- Слово десятое. Другое слово (к отрекшимся же)
- Слово одиннадцатое. О зерне горчичном
- Слово двенадцатое. О вине
- Слово тринадцатое. О подвизавшихся и совершивших (подвиг) свой добре
- Слово четырнадцатое. Деяния плача
- Слово пятнадцатое. 06 отречении от мира
- Слово шестнадцатое. О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу
- Слово семнадцатое. О помыслах при отречении от мира и странничестве
- Слово восемнадцатое. О незлопамятстве
- Слово девятнадцатое. О страстях
- Слово двадцатое. О смиренномудрии
- Слово двадцать первое. О покаянии
- Слово двадцать второе. О действовании нового человека
- Слово двадцать третье. О совершенстве
- Слово двадцать четвертое. О бесстрастии
- Слово двадцать пятое. К авве Петру, ученику своему
- Слово двадцать шестое. Слова, которые передал авва Петр, ученик Исаии, сказывая, что слышал их от него
- Слово двадцать седьмое. О внемли себе (Втор.15:9)
- Слово двадцать восьмое. О ветвях зла
- Слово двадцать девятое. Рыдания
Слово третье. О состоянии новоначальных и келиотов
- Первее всего потребно нам смиренномудрие, чтоб при всяком слове, какое слышим, или деле были мы готовы говорить: прости, ибо смирением расстроиваются все козни врага.
- Не меряй себя ни в каком деле своем, чтоб быть безмятежну в помыслах своих.
- Имей лицо, носящее печать сетования и сокрушения (когда ты один); но с людьми странними (сторонними, странниками. - Ред.) (являй его) радушно-приятным, да вселится в тебя страх Божий.
- Когда пойдешь куда в дорогу с братиями, отдаляйся немножко, чтоб молчать, и, идя, не смотри туда и сюда, но поучайся в помысле своем, или молись Богу в сердце своем. В каком месте сделаешь привал, не вольничай, но будь скромностыдлив во всем. К тому, что будет предложено тебе, руку свою протягивай неохотно, будто принуждаемый есть. Юнейшим будучи, не дерзай простереть руку свою, чтоб вложить (какой кусок) в уста другого. В каком месте придется на ночлеге лечь соснуть, не покрывайся одним с другим кем покровом; но прежде чем ляжешь, много сотвори молитв в сердце своем. Если утомился ты от дороги и желаешь елеем немного натереться труда ради путного, одни ноги свои дай натереть, стыдясь при том открывать их; тела же своего (всего) не позволяй себе натереть елеем, кроме крайней нужды или болезни.
- Если, когда сидишь в келлии своей, придет к тебе брат странний, сделай и ты для него то же - натри ноги его и скажи ему: сотвори любовь, возьми немного елея и помажь прочее тело. Если он не захочет принять охотно, не утруждай его; но, если это - старец-деятель, понудь его, пока не намастишь всего его.
- Когда сидишь за трапезою с братиями, которых ты моложе, не скажи себе: ешь, но вспомни о грехах своих, чтоб не есть с услаждением. Руку свою протягивай только к тому, что пред тобою, к тому же, что пред другими, не протягивай руки своей. Одежда твоя пусть покрывает ноги твои, и колена твои да будут тесно соединены одно с другим. Если будут странники в числе ядущих, подай им потребное с радушным взором; а когда перестанут есть, скажи им дважды или трижды: сотворите любовь, покушайте еще немного. Когда ешь, не поднимай лица своего на того, кто подле тебя, не смотри туда и сюда, не говори слова суетного, не протягивай руки своей к тому, что тебе желательно, не сказавши: благослови; а когда пьешь воду, не давай горлу своему издавать гурчание, как (делают) миряне простые.
- Если, когда сидишь с братьями, подступит мокрота, не извергай ее пред лицом их, а встань и извергни ее вне; не тянись телом своим на виду других; если позывает на зевоту, не открывай уст своих, и она отбежит от тебя; не открывай уст своих для смеха отнюдь, потому что это есть бесстрашие.
- Не пожелай чего-либо братнего, увидев то: одежды ли, или пояса, или кукуля (наглавника), и не исполняй желания своего сделать и себе подобные им.
- Если приобретешь себе книгу, не украшай уборки (или отделки) ее, ибо это - страсть.
- Если погрешишь в чем, не лги, стыдясь (признаться), но положи поклон, говоря: прости мне, - и грех твой прейдет.
- Если кто скажет тебе жесткое слово, не воздымай на него сердца своего, но поспеши положить ему поклон, прежде чем родится в сердце твоем неудовольствие на него (или чувство обиды), потому что вслед за этим быстро приходит гнев.
- Если кем напрасно укорен будешь в каком-либо деле, не вооружайся против него, но положи поклон, говоря: прости мне, не буду вперед так делать, знаешь ли ты то дело или не знаешь; ибо все такое есть преспеяние (преуспевание. - Ред.) для новоначалья.
- Когда будешь справлять рукоделие свое, не небрежничай, но постарайся о нем в страхе Божием, чтоб не погрешить в неведении.
- Когда учишься какому рукоделию, говори учащему тебя и не стыдись часто говорить ему: сотвори любовь, посмотри, хорошо ли это у меня или нет.
- Если позовет тебя брат твой, когда ты находишься за рукоделием своим, поспеши узнать, чего он хочет, и сделай то с ним, оставя свое.
- По окончании трапезы войди в келлию свою и соверши молитвы свои, а не садись поговорить с теми, от которых не чаешь пользы себе. Но если это - старцы, говорящие слово Божие, то скажи авве своему: сесть ли мне послушать, или идти в келлию свою? - и что он тебе скажет, то и сделай.
- Если он (авва) пошлет тебя на сторону за каким делом, скажи ему: где прикажешь мне остановиться? - и то, в чем имеешь нужду; и, что он скажет, сделай то - не прибавляй и не убавляй.
- Если услышишь какие слова вне, не тащи их с собою и, пришедши, не пересказывай другому. Если охранишь уши свои, не погрешит язык твой.
- Когда ты желаешь быть чему, а тот, с кем живешь, не желает тому быть, откажись для него от желания своего, чтоб не произошло прения (спора. - Ред.) и тот не опечалился.
- Когда поступишь (в какую келлию) жить с братом как присельник, не давай ему приказаний ни в каком деле и не желай быть главою над ним.
- Если будешь жить с другими братиями, не желай равняться с ними и ты в славе их. Если они прикажут тебе что, чего ты не желаешь, поборись с волею своею и сделай то, чтоб не опечалить их и не нарушить бездерзновенности (несмелости говорить, скромности, обязательной для тебя) и мирного с ними сожительства.
- Если будешь жить с братом и он скажет тебе: свари мне что-нибудь, спроси его: что хочешь, чтоб я тебе приготовил? - и, если он оставит это в твоей власти, говоря: что хочешь, - приготовь, что найдется, со страхом Божиим.
- Если живете обще друг с другом (во взаимности или общежительно) и есть какое поделие, делай его и ты; приобщитесь ему все; и не щади ты тела своего, совести ради всех.
- Каждый день, утром, как встанешь, прежде чем возьмешься за рукоделие, поучись в словесах Божиих; если же нужно что-либо привесть в порядок: рогожу ли, или сосуд какой, или другое что, сделай то поскорее без лености.
- Когда есть какое дело с мздовоздаянием (приносящее прибыль. - Ред.), пусть приобщится к нему с тобою и брат твой, и не завиствуйся пред ним (не будь завистлив. - Ред.); если же есть какое дело малое и скажет один другому: поди делай свое дело, брате, а это я один сделаю, послушайся его: кто слушается, тот и велик.
- Если зайдет к тебе брат-странник, имей радушное к нему лицо, приветствуя его, и ношу, какую он несет, сам понеси - что опять сделай и когда он пойдет от тебя. Приветствие же твое ему да будет благопристойно и со страхом Божиим, чтоб не потерпел он вреда. Поостерегись спросить его о чем-либо, что для тебя не полезно, но попроси его помолиться. Когда сядет он, скажи ему: каково тебе? - и остановись на этом слове; затем дай ему книгу и пусть читает, поучаясь; если же он пришел преутрудившись, дай ему отдохнуть, омой ему ноги. Если он привнесет в беседу с тобою неподобающие слова, попроси его с любовию: прости мне, я слаб, и не могу сего понести. Если он немоществует и одеяния его загрязнены, вымой их. Если он прост и одежды его рубищные разодраны, почини их. Если он из праздно-обходящих, а у тебя будут некоторые верные, не вводи его к ним, но сотвори ему милость в любви Божией. Если же это брат, проходящий ради Бога, и зашел к тебе отдохнуть, не отврати лица своего от него, но прими его с радостию вместе с верными, прибывшими к тебе. Если он беден, не отпускай его ни с чем, но дай ему из благословения, каким благословил тебя Бог, ведая, что что имеешь, не твое есть, а есть даяние от Бога.
- Если брат положит что у тебя, не открывай того без него, чтоб узнать, что там; если же это полагаемое у тебя будет что слишком ценное, скажи ему: дай мне это в руки мои.
- Если пойдешь на сторону в дом к кому, и тот, вышедши, оставит тебя одного, не поднимай вверх лица своего, чтоб посмотреть, какие у него в доме вещи, и не открывай ничего, ни дверцы какой, ни сосуда, ни книги, а скажи ему, когда будет выходить: дай мне что-нибудь делать, пока придешь, - и что он даст тебе, делай то, не ленясь.
- Не хвали, чего не видел, а что слышал, о том не говори, как видевший.
- Никого не презирай из-за одежды его.
- Стоишь ли для воды или и необходимой ради нужды сидишь, не небрежничай, но помни, что на тебя смотрит Бог.
- Когда в келлии своей встанешь, чтоб сотворить молитву свою, не небрежничай в нерадении и, вместо воздаяния чести Богу, не окажись прогневляющим Его, но стой в страхе Божием; не прислоняйся к стене и ног своих не распускай, стоя на одной и поджимая другую, как (делают) неразумные; сердцу же своему противостой, чтобы оно не кружилось в желаниях твоих, да приимет Бог жертву твою.
- Когда поете несколько вас вместе, каждый пусть сотворит молитвы свои (свою часть, поочередно); если будет у вас странник, попросите и его с любовию сотворить молитву, скажите ему об этом дважды или трижды, без любопрения.
- В час приношения (бескровной жертвы) противостой помыслам, установив чувства свои в страхе Божием, да достойно сподобишься (причастия) Святых Тайн, и исцелит тебя Господь.
- Смотри не оставляй тела своего в грязноте неряшливым, да не окрадет тебя тщеславие; а новоначальный пусть оставляет себя во всякой неряшливости в отношении к телу своему, потому что это полезно для него.
- Новоначальный пусть никогда не носит хорошей одежды, пока не достигнет в возраст мужа: это - врачевство для него. Относительно вина пусть положит себе законом - до трех чаш в нужде. В смехе отнюдь да не обнажает зубов своих; лицо же свое пусть склоняет долу в благоговейном стыдении. Ложась спать, пусть остается опоясанным поясом своим и всячески подвизается не влагать рук своих внутрь (под одежду); ибо у тела много страстей, с коими слагается и сердце. Когда нужда бывает идти ему на сторону, пусть надевает сандалии; пока же он в келлии, пусть поподвизается не носить сандалий. Когда идет, руки свои пусть задевает за пояс (или держит прижато к поясу), а не махает ими, как миряне.
- Когда идешь со старшими тебя, не упреждай их отнюдь. Когда старший останавливается поговорить с кем, не презорствуй (храни должное уважение. - Ред.) и не садись, а стой, пока тот не даст тебе знака, что сделать.
- Когда ходишь в город или село, очи твои пусть будут поникшими долу, чтоб не поднять против себя браней (когда будешь) в келлии своей.
- На стороне не оставайся на ночь в чьем-либо доме, где сердце твое боится впасть в грех.
- Когда, имея где-либо вкусить пищи, узнаешь, что там должна вкушать и женщина, ни за что не садись; лучше тебе опечалить позвавшего тебя, нежели соблудить тайно в сердце своем. Если можешь, не взгляни даже на одеяние жен. Если, когда идешь в дороге, женщина скажет тебе: мир ти; ответь ей в сердце своем, долу зря очами своими.
- Когда идешь в дорогу с старцем каким, ношу, какую имеете с собою, никак не позволяй нести ему; если же вы оба новоначальные, то несите попеременно; но несущий пусть идет впереди.
Поучения Аввы Исаии отшельника в переводе Святителя Феофана Затворника. - М.: "Правило веры", 1998, сс. 13-301
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru
|