- Слово первое. Заповеди аввы Исаии жившим с ним братиям
- Слово второе. О законе естественном
- Слово третье. О состоянии новоначальных и келиотов
- Слово четвертое. О путешествии живущих в келлиях и о совести
- Слово пятое. О заповедях верным и о домостроительстве желающих в мире жить вместе друг с другом
- Слово шестое. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием: да внимают себе, чтоб отревать татей, окрадающих их, и не иждивать времени своего в пленении и работе горькой, предавая сердца свои делам, кои неприличествуют им, и забывая о грехах своих
- Слово седьмое. О добродетелях
- Слово восьмое. Изречения
- Слово девятое. Заповеди отрекшимся от мира
- Слово десятое. Другое слово (к отрекшимся же)
- Слово одиннадцатое. О зерне горчичном
- Слово двенадцатое. О вине
- Слово тринадцатое. О подвизавшихся и совершивших (подвиг) свой добре
- Слово четырнадцатое. Деяния плача
- Слово пятнадцатое. 06 отречении от мира
- Слово шестнадцатое. О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу
- Слово семнадцатое. О помыслах при отречении от мира и странничестве
- Слово восемнадцатое. О незлопамятстве
- Слово девятнадцатое. О страстях
- Слово двадцатое. О смиренномудрии
- Слово двадцать первое. О покаянии
- Слово двадцать второе. О действовании нового человека
- Слово двадцать третье. О совершенстве
- Слово двадцать четвертое. О бесстрастии
- Слово двадцать пятое. К авве Петру, ученику своему
- Слово двадцать шестое. Слова, которые передал авва Петр, ученик Исаии, сказывая, что слышал их от него
- Слово двадцать седьмое. О внемли себе (Втор.15:9)
- Слово двадцать восьмое. О ветвях зла
- Слово двадцать девятое. Рыдания
Слово двенадцатое. О вине
- Таинство вина. (Оно есть образ) человеческого естества (или человека), желающего сретить Бога (угодить Богу), и для того в чистоте соблюдающего дело свое целым, чтоб Бог принял его (дело) с радостию.
- Сосуд (для вина) бывает осмолен надлежащим образом. Это есть образ непорочности тела, во всяком члене своем здравого (и чистого) от срамных страстей; ибо невозможно работать Богу тому, кто работает какой-либо из (плотских) сластей.
- Как невозможно влить вино в сосуд, который не весь засмолен или имеет какую-либо трещину, так невозможно нам угодить Богу, имея в себе ненависть и вражду. Испытаем же себя (нет ли их в нас); ибо они мешают человеку в деле покаяния.
- Вино в начале образования своего перебраживает. Это образ новоначалия, которое мятется, пока не возмужает и не остепенится.
- Вино не делается (настоящим вином), если не положить в него гипса, равно как и закваски в меру. Так и новоначалию невозможно преуспеть (оставаясь) на своей воле, если оно не примет от отцев своих по Богу закваски, и они не укажут ему пути (и не поведут по нему), пока не дарует ему Бог самому видеть его.
- (Вино) оставляют в доме (на месте, где его делают), пока оно не отстоится. Так и без безмолвия, злострадания и всякого по Богу труда невозможно новоначалию придти в состояние (прочно благонастроенное).
- Если оставить вино с зернами или ветками, то оно будет кислое. Так и новоначалие, если будет вращаться среди сродников по плоти или среди других людей, не сущих одного с ними делания и подвижничества, теряет тот нрав, какой приняло от отцев своих по Богу.
- Налагают на вино землю, чтоб не выветрилось и не пропало. Так и новоначалие, если не стяжет смирения во всем, все труды его всуе.
- Если часто отведывают вино, оно выветривается и теряет свой вкус. То же самое часто бывает с человеком, который выставляет на вид дело свое, ибо в таком случае тщеславие сгубляет все дело его.
- Если оставят сосуд с вином открытым, ненавистные комары губят вино. Так многословие, шутки и суесловие (губят благонастроение юных иноков).
- Если оставят вино на ветре, то это губит его вид и вкус. Так гордость губит всякий плод человека.
- Прячут вино в подвалах и покрывают крепко-накрепко. Так (прячет и укрывает труженика Божия) безмолвие и ни во что себя вменение во всяком деле. И невозможно человеку сохранить труда своего без сего безмолвия и ни во что себя вменения.
- Все такое делают с вином, пока не окажется оно угодным делателю своему, и он порадуется плоду своему. Все такое должен делать человек, пока благоугодным не явится дело его пред Богом.
- И как невозможно поверить на слово, каково вино, если не открыть его и не отведать, так невозможно человеку дерзновение возыметь в сердце своем и не бояться за себя, пока не предстанет он пред Бога и Бог не признает дела его совершенным.
- И как, если сосуд начнет просачиваться, вино вытечет наземь, прежде чем узнает о том хозяин его, если он нерадив, так малое и ничтожное какое-либо дело (недолжное) губит плод человека, если он нерадив.
- Употребим же силу свою, братие мои, чтоб соблюдать себя от всего вредоносного для нас, и милость Господа и благодать дадут нам дерзновение в день он сказать: по немощи нашей мы употребили труд соблюсти, что внушала нам совесть, но сила (на то) Твоя есть, и милость, и помощь, и покров, и прощение, и терпение. Ибо кто есмь аз? Доселе был я в руке злых, от коих Ты спас меня; и ничего не имею дать Тебе. Грешен я и недостоин даров Твоих; но Ты сохранил меня от руки врагов моих. Ты - Господь мой и Бог мой. И Твоя есть слава, и милость, и покров, и помощь, и держава во веки веков. Аминь.
Поучения Аввы Исаии отшельника в переводе Святителя Феофана Затворника. - М.: "Правило веры", 1998, сс. 13-301
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru
|