- Слово первое. Заповеди аввы Исаии жившим с ним братиям
- Слово второе. О законе естественном
- Слово третье. О состоянии новоначальных и келиотов
- Слово четвертое. О путешествии живущих в келлиях и о совести
- Слово пятое. О заповедях верным и о домостроительстве желающих в мире жить вместе друг с другом
- Слово шестое. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием: да внимают себе, чтоб отревать татей, окрадающих их, и не иждивать времени своего в пленении и работе горькой, предавая сердца свои делам, кои неприличествуют им, и забывая о грехах своих
- Слово седьмое. О добродетелях
- Слово восьмое. Изречения
- Слово девятое. Заповеди отрекшимся от мира
- Слово десятое. Другое слово (к отрекшимся же)
- Слово одиннадцатое. О зерне горчичном
- Слово двенадцатое. О вине
- Слово тринадцатое. О подвизавшихся и совершивших (подвиг) свой добре
- Слово четырнадцатое. Деяния плача
- Слово пятнадцатое. 06 отречении от мира
- Слово шестнадцатое. О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу
- Слово семнадцатое. О помыслах при отречении от мира и странничестве
- Слово восемнадцатое. О незлопамятстве
- Слово девятнадцатое. О страстях
- Слово двадцатое. О смиренномудрии
- Слово двадцать первое. О покаянии
- Слово двадцать второе. О действовании нового человека
- Слово двадцать третье. О совершенстве
- Слово двадцать четвертое. О бесстрастии
- Слово двадцать пятое. К авве Петру, ученику своему
- Слово двадцать шестое. Слова, которые передал авва Петр, ученик Исаии, сказывая, что слышал их от него
- Слово двадцать седьмое. О внемли себе (Втор.15:9)
- Слово двадцать восьмое. О ветвях зла
- Слово двадцать девятое. Рыдания
Слово девятнадцатое. О страстях
- Желательно и мне сказать с пророком Исаиею: Терпех, яко раждающая, (дондеже) изсушу и истреблю (их) вкупе (Ис.42:14). Если сознаешь, что бьет в тебе источник Святаго Духа, то это есть знамение, что они иссохли и погибли (кто? страсти), как сказал Спаситель наш, что несть Царствие Божие зде или онде, но есть внутрь вас (Лк.17:21). Есть некоторые, говорящие о делах Царствия, но не творящие их; есть и другие, творящие дела Царствия, но не с сторожением (вниманием) и разумом; в коих же совершилось слово Спасителя - что оно внутрь вас есть, - таких немного: они редки и труднонаходимы. На таковых нисшел Дух Святый Божий - и исполнилось на них слово евангелиста Иоанна, что верующим во имя Его даде Он область чадом Божиим быти: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин.1:12-13). Сии избавились от печали, постигшей Еву: В болезнех родиши чада (Быт.3:16). Сии избавились от горького определения, исшедшего на Адама: Проклята земля в делех твоих (Быт.3:17). Сии суть приявшие радость, какую прияла Мария: Дух Святый найдет на тя (Лк.1:35). Как печаль постигла Еву и (постигает) все семя ее даже доныне; так опять радость объяла Марию и (объемлет) семя ее даже доныне. И так как были мы некогда сынами Евы и познавали проклятие ее (сущим) и на нас, чрез помыслы наши бесчестные; так опять должны мы познавать себя, что мы рождены от Бога, чрез помыслы Духа Святаго и чрез страдания Христовы, если они в самом деле есть в теле нашем; ибо написано в Апостоле: Испытайте себя, есть ли Христос в вас, разве точию чим неискусни есте (2Кор.13:5).
- Итак, когда носили мы образ перстного, мы познавали, что мы сыны его из бесчестной материи помыслов его, живущих в нас, - кои суть страсти. Облекшиеся же во образ Небесного познают себя, что сыны Его суть, чрез Духа Святаго, в них живущего. Так Исаия взывал, говоря: Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, которым очреватели на земле (Ис.26:18); опять написано и в Екклезиасте: Якоже кости во чреве раждающия: тако путь Духа (Еккл.11:5). Ибо как Святая Дева чревоносила Его во плоти, так приявшие благодать Святаго Духа носят Его в сердце своем, по слову апостола, который говорит: Да даст вам Отец Небесный утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани: да возможете представить себя со всеми святыми... (Еф.3:16-18); и опять: Имамы сокровище сие в скуделных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас (2Кор.4:7).
- Итак, если достиг ты до того, что говорит следующее слово: В тойже образ преобразуемся от славы в славу (2Кор.3:18), и исполнилось на тебе слово апостола, которое говорит: Мир Божий да водворяется в сердцах ваших (Кол.3:15); и: Аще Христос в вас, плоть убо мертва греха ради (Рим.8:10); если достиг ты до того, что говорит еще и следующее слово: Из тмы возсиял в сердцах ваших свет познания Бога (2Кор.4:6); и исполнилось на тебе слово: Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии: и вы подобни человеком, чающим господина своего, когда возвратится от брака (Лк.12:35-36), чтоб не заградились уста твои, не имея, что сказать в оправдание себя посреде святых; если знаешь, что в сосуде твоем есть елей, как у мудрых дев, чтоб внити в брачный чертог и не быть оставлену вне; если ощутил ты, что дух твой, душа и тело соединились безукоризненно и восстанут в день Господа нашего Иисуса Христа незапятнанными; если ты соделался необличаемым и незазираемым совестию; если стал ты дитя, по слову Спасителя, Который говорит: Оставите детей приходити ко Мне: таковых 6о есть Царствие Небесное (Мф.19:14); то истинно соделался ты Ему невестою, и Дух Святый ввел тебя в наследие, когда ты еще в теле. Если же не так, то ожидай печали и стенания горького, то стыд и посрамление предыдут тебе пред святыми.
- Сие же ведай, что как дева, вставая утром каждодневно, никакого другого дела не касается, прежде чем украсить себя для жениха своего, часто глядясь в зеркало - нет ли на лице ее какого пятнышка, и оно не понравится жениху ее: так великая есть забота у святых день и ночь испытывать действование свое и свой помысл, чтоб знать, под игом ли они Бога и Святаго Духа или нет.
- Итак, усердно подвизайся, брате, в болезновании сердца и тела, с разумом, стяжать вечную оную радость; потому что редки удостоившиеся ее, кои стяжали меч духовный и освободили душу свою и чувства от всякой скверны страстей, как сказал апостол (2Кор.7:1; Еф.6:17). Силен же есть Бог вспомоществовать немощи нашей, да сподобимся достигнуть (того, чтоб быть) со святыми его. Аминь.
Поучения Аввы Исаии отшельника в переводе Святителя Феофана Затворника. - М.: "Правило веры", 1998, сс. 13-301
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru
|